Дело №2а-66/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2018 года г. Судак Судакский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Рыкова Е.Г., при секретаре – Янчковской А.В., с участием: представителя административного истца – Лашкова А.Ю., административного ответчика (представителя административного ответчика Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым) – Рипенко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьевой Лидии Ивановны к государственному инспектору Республики Крым – консультанту отдела экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – Рипенко Татьяне Васильевне, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №20 от 06 октября 2017 года, - УСТАНОВИЛ: Лашков А.Ю., действующий в интересах Соловьевой Л.И. обратился в суд с административным иском к государственному инспектору Республики Крым – консультанту отдела экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – Рипенко Татьяне Васильевне, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №20 от 06 октября 2017 года. Административные исковые требования мотивированны тем, что 06 октября 2017 года по результатам проверки, проведенной консультантом отдела экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым Рипенко Т.В. вынесено предписание №20 об устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Данным предписанием на административного истца Соловьеву Л.И. возложена обязанность произвести следующие действия, а именно: демонтировать объект торговли продовольственными товарами по географическим координатам: 44°49’31.94”C 34°54’31.56”B; 44°49’32.02”C 34°54’31.77’B; 44°49’31.86”C 34°54’31.84”B; 44°49’31.81”C 34°54’31.62”B; площадью 24,03 кв.м., по адресу: Республика Крым, г.Судак, пгт.Новый Свет, в районе Учебно – воспитательного комплекса «Исток», за шлагбаумом, с левой стороны от дороги, на особо охраняемой территории Государственного природного заказника регионального значения «Новый Свет». Представитель административного истца считает вышеуказанное предписание незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушением, установленных Административным регламентом административной процедуры при исполнении государственной функции, в частности, административный истец не была своевременно уведомлена о проводимой проверке, распоряжение (приказ) о ее проведении ей не вручалось, как и не вручался оформляемый по результатам ее проведения акт. Кроме того, инспектором не выяснялись обстоятельства того, кем был установлен данный объект торговли продовольственными товарами, а также имеются ли правоустанавливающие документы, свидетельствующие о правомерности ее установки. Также, представитель административного истца полагает, что не были нарушены требования части 4 статьи 11 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территорий Республики Крым», статьи 59 Федерального закона от 10 января 2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпункта 1 пункта 5.2 части 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Новый Свет», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 05 апреля 2016 года №129, так как земельный участок особо охраняемой природной территории Государственного природного заказника регионального значения «Новый Свет» не состоит на государственном кадастровом учете, в связи с чем данное обстоятельство свидетельствует о расположении вышеуказанного строения за территорией Заказника. Административный истец Соловьева Л.И., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, обеспечила в суд явку своего представителя. Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившегося административного истца. В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Лашков А.Ю., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объёме и просил административный иск удовлетворить по основаниям изложенным в нем. Административный ответчик – консультант отдела экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым (представитель административного ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на основании доверенности) Рипенко Т.В. в судебном заседании считала необходимым отказать в удовлетворении административного иска, ввиду законности и обоснованности предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №20 от 06 октября 2017 года. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать, исходя из следующего. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Частью 2 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ предусмотрено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении регионального государственного экологического надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, их должностными лицами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом исполнения Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора (далее – Административный регламент), утверждённым приказом Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым №2167 от 05 октября 2016 года. В соответствии с п.п.8.6 Административного регламента Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым осуществляет надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения при осуществлении регионального государственного экологического надзора. Согласно п.п.10.3, п.п.10.8, п.п.10.9 Административного регламента должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Крым, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) министра (заместителя министра) о проведении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору; применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; осуществлять мониторинг окружающей среды и мероприятия по проведению рейдовых проверок в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований природоохранного законодательства. В соответствии с п.п.20.4 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, административную процедуру в форме проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований при осуществлении государственного экологического надзора и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований утверждён Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №84 от 10 февраля 2015 года. Как следует из п.8 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований при осуществлении государственного экологического надзора и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее – Порядок) одним из оснований проведения планового (рейдового) осмотра, обследования является поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно п.10 Порядка в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования проводятся следующие мероприятия: визуальный осмотр территории; отбор проб (при необходимости); фото(видео)фиксация; иные мероприятия по контролю, проводимые государственными инспекторами Министерства, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Министерства. В соответствии с п.12, п.13 Порядка результаты планового (рейдового) осмотра, обследования оформляются актом планового (рейдового) осмотра, обследования с приложением к нему при необходимости плана-схемы обследуемой территории, протоколов отбора проб компонентов окружающей среды, фото-, видеоматериалов и иных документов, подготовленных в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования, который составляется в течение трех рабочих дней после окончания осмотра, обследования, а в случае выявления нарушения обязательных требований – непосредственно после обнаружения нарушения, а также в иные сроки, установленные в плановом (рейдовом) задании. Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований государственные инспектора в установленном порядке обязаны: - своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований природоохранного законодательства; - соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Крым при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования; - проводить плановые (рейдовые) осмотры, обследования на основании задания руководителя (заместителя руководителя) органа надзора; - учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для окружающей среды, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; - в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органа надзора принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя органа надзора (заместителя руководителя) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; - в случае выявления правонарушений при осуществлении плановых (рейдовых) осмотров, обследований принимать в отношении виновных лиц меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; - выдать предписания об устранении выявленных нарушений. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 26 июля 2017 года на основании обращения за № Ж-9/1372/2 от 13 июля 2017 года сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведено рейдовое обследование территории государственного природного ботанического заказника «Новый Свет», с привлечением сотрудника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Юго-Восточное объединенное лесничество» Решетникова К.В. – участкового лесничего Судакского участкового лесничества. Согласно акта планового (рейдового) осмотра, обследования №76 от 26 июля 2017 года при проведении рейдового обследования в области охраны и использования особо охраняемой природной территории Государственного природного ботанического заказника «Новый Свет» в квартале 46 выделе 1 Судакского участкового лесничества было выявлено 4 объекта временного размещения, в том числе, объект торговли продовольственными товарами по географическим координатам 44°49’31.94”C 34°54’31.56”B; 44°49’32.02”C 34°54’31.77’B; 44°49’31.86”C 34°54’31.84”B; 44°49’31.81”C 34°54’31.62”B. В связи с невозможностью установления лиц, причастных к совершению административного правонарушения и необходимостью совершения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, определением №173 от 26 июля 2017 года государственного инспектора Республики Крым – консультанта экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – Рипенко Т.В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного круга лиц по ст.8.39 КоАП РФ. В рамках проведения административного расследования были направлены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в адрес Администрации города Судака и ГАУ РК «Судакское лесоохотничье хозяйство». Согласно ответа на запрос Администрации города Судака от 21 августа 2017 года указанный нестационарный объект выносной торговли размещен на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Таким образом, включение данного нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа Судак не требуется. Собственником объекта торговли продовольственными товарами ранее был предоставлен Паспорт привязки нестационарного торгового объекта на согласование в Администрацию г. Судака. Из ответа ГАУ РК «Судакское лесоохотничье хозяйство» от 01 августа 2017 года следует, что определить принадлежность территории, на которой расположен временный объект, к особо охраняемой природной территории ботанического Заказника «Новый Свет» не представляется возможным, ввиду отсутствия установленных границ Заказника. Согласно служебной записки заведующего отделом управления особо охраняемыми природными территориями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Панова А.В. от 04 августа 2017 года, объект временного размещения, расположенный по географическим координатам 44°49’31.94”C 34°54’31.56”B; 44°49’32.02”C 34°54’31.77’B; 44°49’31.86”C 34°54’31.84”B; 44°49’31.81”C 34°54’31.62”B, описанный в акте рейдового обследования от 26 июля 2017 года, располагается в границах Заказника, являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года №69-р. В процессе проведения административного расследования сотрудником Министерства были установлены достаточные данные, указывающие на совершение административного правонарушения Соловьевой Л.И., ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ. В связи с чем, Соловьевой Л.И. было направлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, согласно которому Соловьевой Л.И., либо иному лиц, действующему на основании доверенности, необходимо было прибыть 26.09.2017 года к 11 час. 00 мин. в отдел экологического надзора г. Судака управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым для составления протокола об административном правонарушении. Данное извещение направлено почтовым отправлением с уведомлением. Согласно информации о почтовом отправлении, уведомление было получено лично Соловьевой Л. И. 14 сентября 2017 года. 26 сентября 2017 года консультантом отдела экологического надзора г. Судака управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Рипенко Т.В. составлен протокол № 003984 - 0187 об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ в отношении Соловьевой Л. И. Копия протокола № 003984 - 0187 от 26 сентября 2017 года об административном правонарушении, а также определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 26 сентября 2017 года за № 003984-0187 по статье 8.39. КоАП РФ направлены Соловьевой Л.И. почтовым отправлением с уведомлением и получены ею 28 сентября 2017 года, о чем свидетельствует информация о почтовом отправлении с номером 29800015074844. Постановлением государственного инспектора Республики Крым – консультанта экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – Рипенко Т.В. от 03 октября 2017 года №003984-187 Соловьева Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 100 рублей. 06 октября 2017 года Соловьевой Л.И. вынесено предписание №20 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Таким образом, судом установлено, что административным истцом размещен объект торговли продовольственными товарами на особо охраняемой природной территории Государственного природного заказника регионального значения «Новый Свет», где согласно Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Новый Свет», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым №129 от 05 апреля 2016 года запрещается строительство и размещение стационарных и временных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на Заказник. Кроме того, осуществляемая административным истцом деятельность, противоречит предусмотренному ч.4 ст.11 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» принципу организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий о недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия). Учитывая изложенное, административным ответчиком правомерно вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований с указанием всех оснований, послуживших для принятия такого решения. Доводы представителя административного истца о том, что такое предписание незаконно, поскольку вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушением, установленных Административным регламентом административной процедуры при исполнении государственной функции, так как административный истец не была своевременно уведомлена о проводимой проверке, распоряжение (приказ) о ее проведении ей не вручалось, как и не вручался оформляемый по результатам ее проведения акт и инспектором не выяснялись обстоятельства того, кем был установлен данный объект торговли продовольственными товарами, а также имеются ли правоустанавливающие документы, свидетельствующие о правомерности ее установки, суд не принимает во внимание, полагая их не имеющими правового значения при рассмотрении данного административного иска. Также, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами доводы представителя административного истца о том, что вышеуказанное строение расположено за территорией Заказника и ссылка на отсутствие сведений в едином государственном кадастре недвижимости, описывающих границы Заказника. При этом, судом учитывается тот факт, что территория особо охраняемого природного объекта «Государственный природный заказник регионального значения «Новый Свет» включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 18 декабря 2017 года, то есть после вынесения административным ответчиком предписания, о чём свидетельствует кадастровая выписка о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия от 06 февраля 2018 года за №90/ИСХ/2018-90001. Однако данное обстоятельство, исходя из требований закона, не предоставляет административному истцу возможности для размещения объекта в пределах особо охраняемой природной территории, утвержденной Распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года №69-р и не может служить достаточным правовым основанием для признания незаконным предписания административного ответчика. Следовательно, вынесенное в рамках действующего законодательства, предписание Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №20 от 06 октября 2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований не подлежит отмене. Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, - Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного искового заявления Соловьевой Лидии Ивановны к государственному инспектору Республики Крым – консультанту отдела экологического надзора г.Судака управления экологического надзора Восточно – Крымского региона – Рипенко Татьяне Васильевне, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №20 от 06 октября 2017 года – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 09 февраля 2018 года. |