31 RS0025-01-2021-001697-69 2а-1149/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 года г. Строитель
Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Анисимова И.И.,
при секретаре Волобуевой Т.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 (доверенность от 15.03.2021), представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации Яковлевского городского круга Белгородской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности выдать разрешение на обустройство примыкания к автомобильной дороге,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным иском в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика по не рассмотрению его заявления от 27.07.2021 в 30-дневный срок, обязать администрацию в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство примыкания въезда-выезда к автомобильной дороге местного значения по ул. Победы к дому № 1 по ул. Спортивная в г. Строитель Яковлевского городского округа Белгородской области. В обоснование доводов административного иска указал, что он обратился в адрес ответчика с заявлением, в котором просил выдать разрешение на обустройство примыкания въезда-выезда от принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Заявление было получено административным ответчиком 29.07.2021 года, однако ответ на него административным истцом получен не был.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен путем направления смс-сообщения, которое доставлено 13.07.2021 года, обеспечил участие своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал доводы административного иска в полном объеме. Суду пояснил, что 26.10.2021 года им получен ответ на обращение его доверителя, в котором административный ответчик предлагает согласовать обустройство въезда-выезда с ресурсоснабжающими организациями и ГИБДД, при этом каких-либо ссылок на нормативные акты, указывающие на обязанность такого согласования ответ не содержит.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска ссылаясь на получение представителем административного истца ответа на его заявление 26.10.2021 года.
Выслушав доводы сторон, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статья.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение административным ответчиком порядка и сроков рассмотрения обращения гражданина в пределах своей компетенции, включая контроль за обращениями, поступающими из других органов власти. Указанные обстоятельства должны быть доказаны административным ответчиком.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 31:10:1002002:5832, расположенного по адресу: <...>.
21.06.2021 года МКУ «Управление жизнеобеспечения и развития Яковлевского городского округа» выдало ФИО3 технические условия на примыкание въезда-выезда к автомобильной дороге местного значения по ул. Победы к дому № 1 по ул. Спортивная в г. Строитель Яковлевского городского округа Белгородской области. Согласно указанным условиям, ФИО3 необходимо было разработать проектную документацию на примыкание въезда-выезда с обязательным указанием всех сопутствующих размеров, а также получить разрешение на строительство в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.
Исполняя выданные технические условия, 27.07.2021 года представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 обратился в администрацию Яковлевского городского округа с заявлением, в котором просил выдать разрешение на обустройство примыкания. При этом приложив к заявлению, копию технических условий и проектную документацию.
Заявление ФИО3 получено административным ответчиком 29.07.2021 года.
При этом в судебном заседании установлено, что административным ответчиком лишь 22.10.2021 года на имя ФИО3 был подготовлен ответ, который был получен его представителем в день судебного разбирательства 26.10.2021 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 не отрицала факт несвоевременного рассмотрения заявления ФИО3, указывая на то, что в настоящее время по данному факту проводится служебная проверка.
При таких обстоятельствах доводы административного иска о бездействии сотрудников ответчика в части несвоевременного рассмотрения заявления ФИО3 нашли свое объективное подтверждение в судебном заседании, в связи с чем административный иск в этой части подлежит удовлетворению.
Остальные требования административного иска также подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Согласно части 2 названной выше статьи в случае строительства примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить примыкание.
В силу части 5.1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 данной статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство примыканий.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1, 4 и 5 настоящей статьи, либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается владельцем автомобильной дороги в срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении такого согласия (часть 5.1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Закона № 257-ФЗ расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других требований, установленных техническими регламентами, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в силу вышеперечисленных требований законодательства получение согласия владельца автомобильной дороги является обязательным, а на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Автомобильная дорога, строительство примыкания к которой планирует осуществить ФИО3 является дорогой местного значения.
Распоряжением главы администрации Яковлевского городского округа № 1719-р от 21.11.2019 года утвержден Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги местного значения в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги местного значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги местного значения к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия (далее – Порядок).
В силу пункта 15 вышеприведенного Порядка, администрация принимает решение об отказе в выдаче согласия в случае, если она не уполномочена выдавать согласие; расстояние между пересечением и (или) примыканием противоречит требованиям к расстоянию между пересечениями и (или) примыканиями для соответствующей категории автомобильной дороги, а также если планируемое место размещения и (или) примыкания противоречит требованиям по безопасности дорожного движения.
Из пункта 16 Порядка следует, что в случае принятия решения об отказе в выдаче согласия, необходимо в течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления направить в адрес заявителя мотивированный отказ с указанием основания отказа.
Как усматривается из представленного в судебном заседании ответа на обращения ФИО3 от 22.10.2021 года, административный ответчик в нем ссылается на необходимость согласования планируемого обустройства въезда-выезда с ресурсоснабжающими организациями (ГУП Белоблводоканал филиал Западный, ПАО МРСК Центр), ГИБДД, а также управлением архитектуры и градостроительства Яковлевского городского округа, при этом каких-либо ссылок на нормативные акты, указывающие на обязанность такого согласования ответ не содержит.
Не приведено таковых представителем административного ответчика и в ходе судебного заседания.
ГУП Белоблводоканал филиал Западный, ПАО МРСК Центр, ГИБДД, а также управление архитектуры и градостроительства Яковлевского городского округа не являются владельцами автомобильной дороги, строительство примыкания к которой планирует осуществить ФИО3
В этой связи согласование планируемого примыкания с данными организациями на является в силу положений Закона об автомобильных дорогах основанием, разрешающим строительство примыкания и использования его по назначению.
На обстоятельства того, что администрация Яковлевского городского округа не уполномочена выдавать согласие; расстояние между пересечением и (или) примыканием противоречит требованиям к расстоянию между пересечениями и (или) примыканиями для соответствующей категории автомобильной дороги, а также что планируемое место размещения и (или) примыкания противоречит требованиям по безопасности дорожного движения административный ответчик не ссылался как в ответе от 22.10.2021 года, так и в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
При установленных по делу обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявленные требования обоснованными, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО3 к администрации Яковлевского городского круга Белгородской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности выдать разрешение на обустройство примыкания к автомобильной дороге удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, выразившиеся в не рассмотрении в установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок заявления ФИО3 от 27.07.2021 года.
Обязать администрацию Яковлевского городского округа Белгородской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство примыкания въезда-выезда к автомобильной дороге местного значения по ул. Победы к дому № 1 по ул. Спортивная в г. Строитель Яковлевского городского округа Белгородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.10.2021 года.
Судья И.И. Анисимов
Решение29.10.2021