Дело № 2а-114/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Орельской О.В.
при секретаре Рузавиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону к ФИО1 ФИО6 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, по встречному административному иску ФИО1 ФИО7 к ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3240 рублей за 2011-2012 г., а также произвести перерасчет пени за эти года,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону обратилось в Батайский городской суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 829 рублей 86 копеек.
В обосновании административных исковых требований представитель административного истца в административном исковом заявлении указал, что административный ответчик ФИО1 в период с 13.07.2010 г. по настоящее время является плательщиком транспортного налога, по данным базы учета ГИБДД ГУВД РО она владеет на праве собственности транспортным средством ДЭУ НЕКСИЯ, 2010 г.в., мощность двигателя 79 л.с., г/н №. В соответствие со ст. 357 НК РФ, а также положений Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-3C «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» является плательщиком транспортного налога.
Налоговый орган, руководствуясь положениями части 2, 3 ст. 52, статьи 362 НК РФ, а также положениями Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843 - ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», исчислив в отношении транспортных средств ФИО1 сумму транспортного налога за 2014 год в сумме 1 620 рублей, направил ей налоговое уведомление от 28.03.2015 № почтовым реестром № от 13.04.2015.
Сумма транспортного налога, подлежащего к уплате за 2014 год, составляла 1 620 рублей. Настоящей обязанности ФИО1 в срок, установленный ст. 363 НК РФ, не исполнила. В связи с неуплатой транспортного налога в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом была начислена пеня в сумме 829 рублей 86 копеек. Инспекцией ответчику направлялись требования № от 26.11.2014 года и № от 09.11.2015 года об уплате налогов и пени, в котором предлагалось в добровольном порядке погасить недоимку по налогам и пеню.
03.06.2016 г. налогоплательщиком была уплачена сумма недоимки по налогу. Сумму недоимки по пени уплачена не была.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д обратился к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ростова н-Д с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании с нее недоимки по транспортному налогу за 2013-2014 года в сумме 3 240 рублей и пени в размере 829,86 рублей.
ФИО1 обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа и определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ростова н-Д от 26.01.2017 указанный судебный приказ был отменен.
Однако, административным ответчиком обязанность по уплате пени до настоящего времени не исполнена, поэтому просят исковые требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 829 рублей 86 копеек.
13.12.2017 г. от административного ответчика ФИО1 поступило встречное исковое заявление об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3240 рублей за 2011-2012 г., а также произвести перерасчет пени за эти года. В обосновании своих административных исковых требований она указала, что 06.05.2016 по ее устному запросу была получена квитанция на оплату транспортного налога в сумме 6480 рублей, т. е. за 5 календарных лет, предшествующих календарному году предоставления ей данной квитанции на оплату. 19.05.2016 г. ею была оплачена данная сумма в полном объеме. 21.07.2017 ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону на нее было подано исковое заявление о взыскании с нее пени по транспортному налогу за 2013-2014 год.
Когда она ознакомилась с материалами дела (20.09.2017), изучила расчет, представленные доказательства, ей стало ясно, что оплатила транспортный налог за пять календарных лет, тогда как в ч.3 ст. 363 НК РФ говорится о том, что налоговое уведомление допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления. Считает, что ИФНС по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону неправомерно выставила ей квитанцию на оплату транспортного налога в сумме 6480 рублей, т.е. за пять календарных лет (налог за один календарный год составляет 1620 рублей), хотя имеет право выставить только за три года, предшествующих году направления. На тот момент ей могли выставить квитанцию только за 2015, 2014,2013 календарный год, следовательно, выставили еще и за 2012 год, 2011 год, что является незаконным.
Согласно ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ. Согласно ч. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В связи с чем, просит обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3240 рублей за 2011-2012 г., а также произвести перерасчет пени за эти года.
Представитель административного истца (административного ответчика по встречному иску) ФИО2 в судебное заседание явился, административно исковые требования подержал в полном объеме, просил их удовлетворить, встречные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил что автомобиль, являющийся объектом налогообложения - продан 31.07.2015 г. Данный факт не оспаривается инспекцией и также подтверждается информацией, полученной из ГИБДД, однако стоит принять во внимание то, что периодами взыскания в рамках данного дела являются 2013 и 2014 гг.
Согласно сведениям, полученным инспекцией в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), налогоплательщик был зарегистрирован в г.Батайске с 15.11.2013 г., но фактически, сведения о месте регистрации поступили в налоговые органы 07.02.2017 г. и соответственно, до 07.02.2017 г. налогоплательщик числился зарегистрированным в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону и в связи с данными обстоятельствами ФИО1 был начислен транспортный налог за 2013, 2014 г.г.
Согласно сведениям, полученным инспекцией из системы «АИС-Налог-3», 03.06.2016 г. в карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) была внесена запись, свидетельствующая о факте уплаты налогоплательщиком суммы задолженности по транспортному налогу в размере 6480,00 рублей, также в КРСБ была внесена запись от 30.11.2016 г. свидетельствующая о факте уплаты налогоплательщиком суммы по транспортному налогу в размере 945,00 рублей.
Налогоплательщик самостоятельно обратился в налоговый орган и в устной форме запросил квитанцию на оплату налоговой задолженности. В том случае, если при самостоятельном обращении в налоговый орган, налогоплательщик при запросе квитанции на уплату налогов, не указывает на налоговый период, за который он хотел бы внести оплату, налоговым органом формируется квитанция на уплату всей совокупной налоговой задолженности, за все налоговые периоды.
В данном случае, оплатив 6480,00 рублей задолженности по транспортному налогу, налогоплательщик добросовестно исполнил свои обязанности перед бюджетом РФ в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ.
08.02.2017 г. недоимка по пене по транспортному налогу в размере 1382,86 рублей, сформированная на основании п. 3 ст. 75 НК РФ, была передана в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика, то есть на следующий день, после того как в налоговые органы поступила информация о текущем месте регистрации налогоплательщика в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Сумма транспортного налога в размере 3240,00 рублей состоит из суммы транспортного налога за 2013 г. в размере 1620 рублей, а также из суммы транспортного налога за 2014 г. в размере 1620,00 рублей.
В порядке положений статьи 75 НК РФ и в связи с тем, что в установленный вышеуказанный нормами НК РФ срок ФИО1 указанную в налоговых уведомлениях сумму транспортного налога не уплатила, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени.
В связи с изменением адреса регистрации налогоплательщика, ИФНС России по Ленинскому району была сложена недоимка и затем данная недоимка, а именно пеня по транспортному налогу в размере 1382,86 рублей, была передана в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика, в связи с данными обстоятельствами, при работе с личным кабинетом у налогоплательщика не отображается сумма задолженности в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону и отображается в МИФНС России № 11 по Ростовской области.
Административный ответчик (административный истец по встречному иску) ФИО1 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, встречные административные исковые требования подержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, обозрев материалы дела, судья находит административные исковые требования и встречные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня исчисления срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила три тысячи рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила три тысячи рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В силу части 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговое органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В судебном заседании было установлено, что административный ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога, по данным базы учета ГИБДД ГУВД РО она являлась собственником транспортного средства ДЭУ НЕКСИЯ, 2010 г.в., мощность двигателя 79 л.с., г/н № с 13.07.2010 по 31.07.2015.
В соответствие со ст. 357 НК РФ, а также положений Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-3C «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» ФИО1 являлась плательщиком транспортного налога.
Налоговый орган, руководствуясь положениями части 2, 3 ст. 52, статьи 362 НК РФ, а также положениями Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843 - ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», исчислив в отношении транспортных средств ФИО1 сумму транспортного налога за 2014 год в сумме 1 620 рублей, направил ей налоговое уведомление от 28.03.2015 № почтовым реестром № от 13.04.2015.
Сумма транспортного налога, подлежащего к уплате за 2014 год, составляла 1 620 рублей. Настоящей обязанности ФИО1 в срок, установленный ст. 363 НК РФ, не исполнила. В связи с неуплатой транспортного налога в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом была начислена пеня в сумме 829 рублей 86 копеек. Инспекцией ответчику направлялись требования № от 26.11.2014 года и № от 09.11.2015 года об уплате налогов и пени, в котором предлагалось в добровольном порядке погасить недоимку по налогам и пеню.
03.06.2016 г. налогоплательщиком была уплачена сумма недоимки по налогу. Сумму недоимки по пени уплачена не была.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д обратился к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ростова н-Д с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании с нее недоимки по транспортному налогу за 2013-2014 года в сумме 3 240 рублей и пени в размере 829,86 рублей.
ФИО1 обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа и определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ростова н-Д от 26.01.2017 указанный судебный приказ был отменен.
21 февраля 2017 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону обратилось с административным иском в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, указав адрес проживания ФИО1: <адрес>, однако согласно адресной справке административный ответчик проживает в г.Батайске, в связи с чем дело по подсудности было передано в Батайский городской суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную
недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Поскольку задолженность по уплате пени в размере 829 рублей 86 копеек образовалась у налогоплательщика ФИО1 за период до 01.01.2015 года, то данная недоимка должна быть признана налоговым органом безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию, а поскольку указанные изменения в действующем законодательстве были приняты после обращения административного истца в суд с административными исковыми требованиями, то удовлетворению они не подлежат.
Встречные административные исковые требования ФИО1 об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова н-Д произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3240 рублей за 2011-2012 г., а также произвести перерасчет пени за эти года, также не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 363 ч. 3 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Указанные налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
Налогоплательщик ФИО1 самостоятельно обратилась в налоговый орган и в устной форме запросила квитанцию на оплату налоговой задолженности. В том случае, если при самостоятельном обращении в налоговый орган, налогоплательщик при запросе квитанции на уплату налогов, не указывает на налоговый период, за который он хотел бы внести оплату, налоговым органом формируется квитанция на уплату всей совокупной налоговой задолженности, за все налоговые периоды. Таким образом, ФИО1 была выдана квитанция на оплату задолженности транспортного налога в сумме 6 480 рублей, а не направлено требование об уплате налога, в связи с чем у ФИО1 отсутствует излишне уплаченный налог, который подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о взыскании с ФИО1 ФИО8 задолженности по пени по транспортному налогу - отказать.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО9 к ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону об обязании произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3240 рублей за 2011-2012 г., а также произвести перерасчет пени за эти года, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Орельская О.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2018 года.