Дело № 2а-114/2020
24RS0029-01-2019-000874-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2020 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е.,
при секретаре Слугиной О.В.,
с участием прокурора Павлюченко М.С.,
представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № АГ-06-12 от 10.01.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Козульского района проведена проверка исполнения администрацией Козульского района требований земельного, лесного законодательства. При проверках прокуратурой района земельных участков сельскохозяйственного назначения, арендованными индивидуальными предпринимателями главами крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО2, ФИО3 установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения Козульского района произрастают лесные насаждения. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Козульского района нормативно-правовые акты, устанавливающие ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, не установлены. Непринятие администрацией района ставок платы за единицу объема лесных ресурсов противоречит положениям Постановлений Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 310 и от 08.05.2007 г. № 273 и приводит к невосстановлению ущерба лесным насаждениям, в случаях нарушения лесного законодательства, уничтожения или повреждения лесных насаждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. По результатам проведенной проверки в адрес главы Козульского района 04.09.2019 г. внесено представление № «Об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства в сфере лесопользования», в котором отмечено неустановление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, вопреки требованиям лесного законодательства. Согласно ответа на представление от 07.10.2019 г. допущенные нарушения не устранены, нормативные правовые акты, устанавливающие ставки платы ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, не приняты. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Козульского района, выразившееся в непринятии нормативного-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, обязать администрацию Козульского района принять нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил административные исковые требования, указал, что в нарушение требований нормы законодательства ставки платы за единицу объема древесины не установлено. Бездействие администрации Козульского района по установлению ставок платы за единицу объема древесины подтверждается ответом от 07.10.2019 г. на представление прокурора района от 04.09.2019 г. №. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Козульского района, выразившееся в непринятии нормативного-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды и нормативно-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема древесины; обязать администрацию Козульского района принять нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; обязать администрацию Козульского района принять нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема древесины
Представитель административного истца пом. прокурора Павлюченко М.С. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации Козульского района Красноярского края ФИО1, действующий на основании доверенности № АГ-06-12 от 10.01.2020 г., в судебном заседании требования административного иска не признала. Административный ответчик представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в собственности муниципального образования Козульский район лесных участков нет. Согласно представлениям прокуратуры Козульского района, поступившим в адрес администрации района, речь шла о земельных участках сельхозназначения, на которых произрастает древеснокустарниковая растительность. Администрацией района в рамках рассмотрения представлений прокуратуры по данному направлению были сделаны запросы о необходимости и законности принятия данного нормативно-правового акта. Институтом государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края даны разъяснения о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по разработке и принятию нормативно-правовых актов регламентирующих порядок вырубки и реализации древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения. Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края также указало, что федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами вопрос реализации древесины, произрастающей на землях сельхоз назначения, не урегулирован. Кроме того, администрацией Козульского района был разработан проект нормативно- правового акта «Об установлении платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования Козульский район». Данный проект рассматривался на сессии Козульского районного Совета депутатов в ноябре 2019 г. с участием прокурора Козульского района, однако не был принят в связи с отсутствием правового регулирования. 06.12.2019 г. администрация Козульского района обратилась к Президенту некоммерческой организации «Ассоциации западной группы муниципальных образований Красноярского края» ФИО4 о возможности включения в план работы Ассоциации на 1 полугодие 2020 г. вопроса о необходимости и возможности разработки проекта нормативно-правового акта, регулирующего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 49 Устава Козульского района прокурор Козульского района относится к субъектам правотворческой инициативы, соответственно может разрабатывать проект нормативно-правового акта и выходить с данной инициативой в администрацию района или в Козульский районный Совет депутатов, мотивируя и объясняя необходимость принятия предлагаемого проекта нормативно-правового акта. Администрация района предлагала прокуратуре района разработать данный проект и выйти с инициативой, но проекта в адрес администрации Козульского района или представительного органа представлено не было. Считает, что в удовлетворении требований прокурора Козульского района необходимо отказать в полном объеме. Всю работу, проведенную администрацией района по данному направлению деятельности, нельзя назвать бездействием, а разработка и принятие нормативно-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, является нецелесообразной, поскольку лесных участков в собственности муниципального образования Козульский район не числится. Установление ставок платы на земельных участках сельхозназначения, где произрастает древеснокустарниковая растительность, не входит в компетенцию администрации Козульского района, так как такие мероприятия могут осуществляться в рамках проекта мелиорации. Принятие такого нормативно-правого акта будет являться коррупционной составляющей, в соответствии с методикой осуществления антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта и проектов нормативно-правового акта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 г..
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к принципам лесного законодательства относится устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Как следует из ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок - земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего кодекса. Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значений лесов и их роли для общества в целом.
Ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе п. 2 ч. 1 ст. 84 относит к полномочиям органов местного самоуправления установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится установление ставок платы за единицу объема древесины.
Согласно ч. 1 ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 123 Лесного Кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего кодекса.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в том числе и для создания защитных лесных насаждений и иметь в своем составе земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия.
Согласно п. 1 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
П. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территориях сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Распоряжение такими участками, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно положениям ст.ст. 2, 5, 8 Федерального закона от 10.01.1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения, в том числе культуротехнических и других мелиоративных мероприятий; работа по расчистке земель от древесной растительности, является разновидностью культуротехнической мелиорации земель.
Ст. 25 Федерального закона № 4-ФЗ предусмотрено, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями.
Согласно положениям ст. 25 Федерального закона № 4-ФЗ обязанность по установлению порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
П. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗот 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены полномочия по осуществлению муниципального лесного контроля.
В судебном заседании установлено, что на основании решения № от 05.08.2019 г. прокуратурой Козульского района была проведена проверка деятельности администрации Козульского района в целях осуществления надзора за исполнением требований земельного, лесного законодательства. При проверке прокуратурой района земельных участков сельскохозяйственного назначения, арендованными индивидуальными предпринимателями главами крестьянских (фермерских) хозяйств, установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения Козульского района произрастают лесные насаждения. Установлено, что администрацией Козульского района нормативно-правовые акты, устанавливающие ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, не установлены. Непринятие администрацией района ставок платы за единицу объема лесных ресурсов противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и способствует уклонению от ответственности и безнаказанности лиц, осуществивших незаконные рубки лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. По результатам проведенной проверки в адрес главы Козульского района внесено представление № от 04.09.2019 г. об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства в сфере лесопользования.
Согласно ответу на вышеуказанное представление №, в муниципальной собственности отсутствуют лесные земельные участки. В муниципальной собственности имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения. В целях охраны земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Проекты мелиорации разрабатывают разные организации, проекты ни с кем не согласованы. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по вопросам мелиорации земель. В части бездействия и не принятия нормативно-правового акта по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов пояснили, что полномочия органов местного самоуправления осуществляются в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а в муниципальной собственности Козульского района лесных участков нет. Таким образом, Козульский район не обладает полномочиями собственника в отношении лесных насаждений, а равно и многолетней древесно-кустарниковой растительности, расположенных на муниципальных землях сельскохозяйственного назначения, а значит не вправе определять порядок использования, распоряжения такими насаждениями и определять плату. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» разработано в соответствии с Лесным кодексом РФ и определяет размер платы за лесные ресурсы. Лесные насаждения на сельскохозяйственных земельных участках не относятся к данным ресурсам. С учетом изложенного, представление в данной части удовлетворению не подлежит.
Как следует из уведомления № от 23.01.2020 г. лесные участки, расположенные в муниципальном образовании Козульский район, в реестре муниципальной собственности Козульского района не числятся.
Согласно письму № от 06.12.2019 г. администрация Козульского района обратилась к Президенту некоммерческой организации «Ассоциация западной группы муниципальных образований Красноярского края» ФИО4 с предложением по включению в план работы Ассоциации на 1-ое полугодие 2020 г. вопрос о возможности разработки проекта нормативно-правового акта, регулирующего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, не входящих в государственный лесной фонд РФ.
Исходя из ответа № от 18.06.2019 г. агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края на обращение администрации Козульского района Красноярского края № от 17.05.2019 г. сообщило, что правовые основы деятельности в области мелиорации земель, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель установлены и регулируются Федеральным законом от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель». Согласно ст. 25 Закона № 4-ФЗ мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с техникоэкономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» таким органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России). До настоящего времени данный порядок не установлен. При этом как законом № 4-ФЗ, так и иными нормативными актами вопрос реализации древесины, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения, напрямую не урегулирован.
Как следует из сообщения № от 05.09.2019 г. ККГБУДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» на обращение администрации Козульского района Красноярского края № от 22.07.2019 г. пояснил, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по разработке и принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок вырубки и реализации древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения.
Учитывая вышеустановленные судом обстоятельства в совокупности, а также приведенные положения закона, суд не находит оснований возложения обязанностей принять нормативный-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка на административного ответчика, на каком либо праве, лесными участками не владеющего.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, выразившемся в непринятии нормативно-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды и нормативно-правового акта, устанавливающего ставки платы за единицу объема древесины, и возложении обязанности принять нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, принять нормативно-правовой акт, устанавливающий ставки платы за единицу объема древесины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья Хабарова М.Е.
Мотивированное решение изготовлено: 17 февраля 2020 года.