ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/2017 от 14.03.2017 Михайловского районного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 марта 2017 года

Михайловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Стасюк К.М.,

при секретаре Евграфовой Ю.А.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора михайловского района <адрес> Прохоренко Г.А.,

представителя ответчика администрации Нижнеильиновского сельсовета Михайловского района Амурской области – главы сельсовета Бычкова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора прокурора <адрес> к администрации Нижнеильиновского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Нижнеильиновского сельсовета связанное с неразработкой и не принятием муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, возложении обязанности о разработке и принятии данной программы,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в порядке статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нижнеильиновского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Нижнеильиновского сельсовета связанное с неразработкой и не принятием муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, возложении обязанности о разработке и принятии данной программы, в обоснование заявленных требований указал, что <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, направленного на развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ранее действовавший Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "Об энергосбережении" носил общий и декларативный характер и только подтверждал сложившуюся систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сфере энергосберегающей политики.

Прежние направления и способы организации энергосбережения в нашей стране оказались недостаточными и неэффективными. Кроме того, в последние десятилетия выявилась устойчивая тенденция роста затрат на все виды топлива.

Нерациональное использование природных ресурсов и прогрессирующее негативное воздействие на окружающую среду может привести к глобальной экологической катастрофе.

Учитывая эти обстоятельства, государство должно вводить более действенные средства и меры энергосбережения, для чего необходимы и более совершенные формы организации управления, позволяющие перевести экономику страны на энергосберегающий путь развития. Деятельность по энергосбережению должна обеспечивать снижение затрат на энергоснабжение а гак же менее пагубное воздействие на окружающую среду.

Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства первичных энергетических ресурсов.

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных секторах и сферах экономик экономики России началась после принятия Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Программа призвана стать инструментом решения масштабной задачи по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП на 40%.

Таким образом, реализация положений федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» а именно разработка и принятие муниципальных программ в области энергосбережении и о повышении энергетической эффективности поможет существенно снизить долю расходов бюджетных средств на коммунальные услуги.

Проверкой установлено, что муниципальным образованием Нижнеильиновский сельсовет уделяется недостаточное внимание данным вопросам.

Исходя из положений ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области в Российской Федерации, определены основные принципы законодательства о энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно п.4 ст.2 указанного Закона под энергетической эффективностью понимается характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальном) предпринимателю.

Статьей 8 указанного Закона установлены полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической: эффективности.

Согласно данной статьи в целях решения вопросов местного значения направленных на развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности к полномочиям органов местного самоуправления отнесен разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления, информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальным;! учреждениями, муниципальными унитарными.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Такое финансирование муниципальных образований области, из средств областного бюджета предусмотрено в рамках реализации комплексной целевой программы «энергосбережения и повышения энергетической эффективности в <адрес> 2010 по 2014 год и на период до 2020 года».

В соответствии с ч.3 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ гола № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны были быть утверждены до августа 2010 года.

Согласно приложений и 7 решения Нижнеильиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в ведомственной структуре расходов и перечне муниципальных программ. предусмотренных к финансированию из бюджета Нижнеильиновского сельсовета в 2017 году расходы на реализацию муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год не запланированы из этого следует что муниципальное образование Нижнеильиновский сельсовет в долгосрочной целевой программе по развитию энергосбережения и повышения ээнергетической эффективности не участвует.

Исходя из этого, меры по созданию условий для развития полноценного топливно-энергетического комплекса на территории Нижнеильиновского сельсовета в 2017 году не приняты, а именно не принята и не реализуется местная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в бюджете на 2017 год денежные средства на реализацию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности не запланированы.

В связи с бездействием администрации Нижнеильиновского сельсовета в не непринятии мер по созданию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год на территории муниципального образования, нарушаются интересы Российской Федерации в области энергоснабжения и эффективности энергетических ресурсов.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нижнеильиновского сельсовета, связанное с не разработкой и не принятием муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию Нижнеильиновского сельского совета разработать и принять муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом РФ от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представитель административного истца – помощник прокурор <адрес>ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – глава администрации Нижнеильиновского сельского совета <адрес>ФИО4, в судебном заседании пояснил, что согласен с требованиями прокурора <адрес> и признаёт данные требования в полном объёме.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области в Российской Федерации, определены основные принципы законодательства о энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно п.4 ст.2 указанного Закона под энергетической эффективностью понимается характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальном) предпринимателю.

Статьей 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесен разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления, информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений)

Кроме того, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать финансовую поддержку энергосберегающих программ за счет местных источников финансовых средств. Согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны формировать информационную базу, содержащую сведения об установленных в результате обязательных энергетических обследований показателях энергоэффективности и потенциале энергосбережения; обеспечении охраны окружающей среды при реализации мероприятий муниципальных целевых программ энергосбережения и т.п.

Так, муниципальная программа должна быть утверждена в каждом муниципальном образовании до ДД.ММ.ГГГГ Она включает в себя перечень мероприятий с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, значения целевых показателей, информацию об источниках финансирования.

Такое финансирование муниципальных образований области, из средств областного бюджета предусмотрено в рамках реализации комплексной целевой программы «энергосбережения и повышения энергетической эффективности в <адрес> 2010 по 2014 год и на период до 2020 года».

Согласно приложений и 7 решения Нижнеильиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в ведомственной структуре расходов и перечне муниципальных программ. предусмотренных к финансированию из бюджета Нижнеильиновского сельсовета в 2017 году расходы на реализацию муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год не запланированы из этого следует что муниципальное образование Нижнеильиновский сельсовет в долгосрочной целевой программе по развитию энергосбережения и повышения ээнергетической эффективности не участвует.

Исходя из этого, меры по созданию условий для развития полноценного топливно-энергетического комплекса на территории Нижнеильиновского сельсовета в 2017 году не приняты, а именно не принята и не реализуется местная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в бюджете на 2017 год денежные средства на реализацию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности не запланированы.

В связи с бездействием администрации Нижнеильиновского сельсовета в не непринятии мер по созданию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год на территории муниципального образования, нарушаются интересы Российской Федерации в области энергоснабжения и эффективности энергетических ресурсов.

Принимая во внимание данные обстоятельства и проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Нижнеильиновского сельсовета имело место бездействие, связанное с не разработкой и не принятием муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, в связи с чем требования прокурора в указанной части, а также в части возложения обязанности на администрацию Нижнеильиновского сельсовета по устранению данных нарушений, суд также находит подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нижнеильиновского сельсовета <адрес>, связанное с не разработкой и не принятием муниципальной программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Возложить на администрацию Нижнеильиновского сельского совета <адрес> обязанность разработать и принять муниципальную программу в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом РФ от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.М. Стасюк