ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/2017 от 31.03.2017 Заларинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Залари 31 марта 2017 г.

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П., единолично, при секретаре судебного заседания Гудаевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Агаповой Е.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам и восстановлении пропущенного срока,

установил:

В обосновании заявленных требований истец указал на то, что гражданин Агапова Е.А. является собственником следующих объектов: - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. кадастровая стоимость 631 681 руб., налоговая ставка 0,4%, дата возникновения права собственности 06.07.2012 г., дата отчуждения - 17.10.2012 г. В соответствии с п. 1 ст. 1 закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. К объектам налогообложения налогом на имущество согласно ст. 2 Закона признаются, в том числе иные строения, помещения, сооружения. Статьей 5 указанного Закона установлено, что исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах. При этом п. 11 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что сведения представляются в налоговый орган в электронной форме. Согласно сведениям о недвижимом имуществе, находящимся в собственности; предоставленных УФРС по Иркутской области в режиме автоматического приема, Агапова Е.А. является владельцем вышеуказанного имущества. Таким образом, Агапова Е.А. является собственником указанного недвижимого имущества и плательщиком налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 1 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» и в соответствии с п. 9 ст. 5 данного Закона обязан уплачивать налог в установленные законодательством сроки, т.е. не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, п. 8, 9 ст. 5 Закона налогоплательщики производят уплату налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом п. 10, 11 ст. 5 Закона установлено, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Налогоплательщику в соответствии с п. 8 - 11 ст. 5 Закона налоговым органом направлены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц. Расчет налога на имущество физических лиц за 2012 г.: 631 681 руб. (кадастровая стоимость) х 0,4% (налоговая ставка) /12x3 мес. = 631,68 руб. Налогоплательщик сумму налога на имущество физических лиц до настоящего времени не уплатил. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в связи с неуплатой налога в установленный срок начислены пени в размере 121,42 руб. (631,68 руб. х 699 дн. (с 02.11.2013 г. по 01.10.2015 г.) х 0,0275%). В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. На основании сведений о земельных участках, находящихся в собственности, предоставленных УФРС по Иркутской области в режиме автоматического приема, Агапова Е.А. является владельцем следующего земельного участка: , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость 66 729,96 руб., 0,3 % - налоговая ставка, дата возникновения права собственности 06.07.2012 г., дата отчуждения - 17.10.2012 г. Таким образом, в соответствии со ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ Агапова Е.А. является плательщиком земельного налога и обязан уплачивать налог в установленные законодательством сроки, т.е. не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 3 ст.396 НК установлен», что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом. Налоговая база в соответствии со ст.390, п.1 ст.391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст.52, п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления и налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налогоплательщику в соответствии со ст. 397 НК РФ налоговым органом направлены налоговые уведомления на уплату земельного налога. Расчет земельного налога за 2012 г.: 66 729,96 руб. (кадастровая стоимость) х 0,3 % (налоговая ставка) /12x4 мес. = 66,73 руб. Налогоплательщик сумму земельного налога до настоящего времени не уплатил. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в связи с неуплатой налога в установленный срок начислены пени в размере 12,75 руб. (66,73 руб. х 695 дн. (с 06.11.2013 г. по 01.10.2015 г.) х 0,0275%). В соответствии с нормами ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Пунктом 1 ст. 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами в режиме автоматического приема, Агапова Е.А. является владельцем следующих транспортных средств: <данные изъяты>, налоговая ставка 9,50 руб., дата регистрации права - 29.09.2012 г., дата прекращения права - 23.08.2013 г.. <данные изъяты> налоговая ставка 30,50 руб., дата регистрации права - 09.10.2013 г., дата прекращения права- 15.08.2014 г. <данные изъяты>, налоговая ставка 30,50 руб., дата регистрации права - 27.08.2014 г., дата прекращения права - 31.01.2014 г. Таким образом, гражданин Агапова Е.А. является плательщиком транспортного налога и согласно п.1 ст. 363 НК РФ, ст. 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 г. № 53 - 03 «О транспортном налоге» обязан уплачивать налог в сроки, установленные Законом, т.е. не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащие уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ взимание транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в регистрирующих органах. Прекращение взимания транспортного налога налоговым законодательством предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Согласно ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ налоговый орган в адрес налогоплательщика направил налоговые уведомления на уплату транспортного налога. Расчет транспортного налога: за 2012 г.: <данные изъяты> (140 л.с. х 9,50 руб. (налоговая ставка)/ 12 х 4 мес. =443,33 руб.); -за 2014 г.: <данные изъяты> (160 л.с. х 30,50 руб. (налоговая ставка)/ 12x8 мес. = 3 253 руб.); <данные изъяты> (160 л.с. х 30,50 руб. (налоговая ставка)/ 12 х 5 мес. = 2 033 руб.); Налогоплательщик сумму транспортного налога до настоящего времени не уплатил. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в связи с неуплатой налога в установленный срок начислены пени в размере 94,90 руб., в том числе: за 2012 г. (443,33 руб. х 695 дн. (с 06.11.2013 г. по 01.10.2015 г.) х 0,0275% = 84,73 руб.; за 2014 г. (5286 руб. х 7 дн. (с 02.10.2015 г. по 08.10.2015 г.) х 0,0275% =10,17 руб. Всего задолженность по транспортному налогу составляет 5 824,23 руб., в том числе: налог за 2012 г. - 443,33 руб., налог за 2014 г. - 5 286 руб. и пени в размере 94,90 руб. Налогоплательщику налоговым органом выставлены требования от 05.12.2013 ,от 08.10.2015 ,от 19.12.2014 . Требование от 05.12.2013 г., направляется в Суд для взыскания в сроки, установленные абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ. Требования об уплате направлены налогоплательщику заказными письмами. До настоящего времени требования налогового органа налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены. Согласно п. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В связи с тем, что почтовое уведомление о получении ответчиком административного искового заявления получено после истечения установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ срока, просим признать пропуск срока на подачу административного искового заявления уважительным. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 31, 48, 95, 75 НК РФ, ст. 125, 126, 286, 287 Кодекса административного судопроизводства РФ, Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области просил взыскать с Агаповой Е.А., дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, документ, удостоверяющий личность: паспорт <данные изъяты> адрес места жительства: <адрес>, транспортный налог за 2014 г. в размере 5286 руб., за 2012 г. в размере 443,33 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 94,90 руб., налог на имущество физических лиц за 2012 год в размере 631,68 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 121,42 руб. и земельный налог за 2012 г. в размере 66,73 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12,75 руб. Всего задолженность составляет 6 656,81 рублей.В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №14 по Иркутской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Агапова Е.А., надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суд не известила, не просила о рассмотрении дела в её отсутствие, доводов, возражений и доказательств против заявленных исковых требований суду не представила.

Согласно ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, должны извещать суд о причинах своей неявки.

Суд считает, что нежелание стороны являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об уклонении от участия в состязательном процессе, и не может влечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию, в связи с чем, полагает возможным с учетом положений ст.289 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу п. 1 ст. 38 и п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ юридическими фактами с позиции законодательства о налогах и сборах является наличие у налогоплательщика объекта налогообложения, определенного в качестве такового по конкретному налогу нормами части второй Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из представленных документов следует, что Агапова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности – 06.07.2012г., дата прекращения права собственности – 17.10.2012 г., в связи с чем за 2012 г. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Согласно выписке из ЕГРП от 06.02.2017 г. земельный участок с кадастровым номером , жилой дом на момент получения выписки по-прежнему принадлежит административному ответчику Агаповой Е.А..

Судом установлено, что административный ответчик Агапова Е.А. являлась собственником транспортных средств: <данные изъяты> дата регистрации права - 29.09.2012 г., дата прекращения права - 23.08.2013 г.. <данные изъяты>, дата регистрации права - 09.10.2013 г., дата прекращения права- 15.08.2014 г. <данные изъяты>, дата регистрации права - 27.08.2014 г., дата прекращения права - 31.01.2014 г.

Таким образом, в соответствии со ст.388, 389 Налогового кодекса РФ Агапова Е.А. является плательщиком земельного, транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц и обязана уплачивать налоги в установленные законодательством сроки.

Пунктом 3 ст.396 НК установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом.

В соответствии со ст. 52, п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с требованиями ст. 69-70 НК РФ административному ответчику было выставлено и направлено от 08.10.2015 г. на сумму 6676, 45 руб. со сроком добровольного исполнения требования до 16.11.2015г.

Факт направления требования в адрес административного ответчика полностью подтверждён представленными реестрами заказной корреспонденции.

Также судом исследовано требование от 05.12.2013 г..

Административным ответчиком расчеты налогов, представленные суду, не оспорены, возражений по исковым требованиям не поступило.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из определения судьи Заларинского районного суда Барушко Е.П. об оставлении административного искового заявления без движения от 02.05.2016 г. усматривается, что впервые МИФНС России № 14 по Иркутской области обратилось в Заларинский районный суд с иском к Агаповой Е.А. о взыскании недоимки по налогам и пени – 29.04.2016г., то есть в пределах установленного законом срока. Согласно определения судьи для устранения указанных недостатков истцу был предоставлен срок до 30.05.2016г. В связи с невыполнением указаний судьи, определением от 30.05.2016 г. данное административное исковое заявление с приложенными к нему документами было возвращено истцу. При этом фактически направлено в адрес истца 20 августа 2016 г. и получено только 15.09.2016 г.

Учитывая, что первоначально административное исковое заявление было подано в пределах пресекательного срока, суд считает возможным восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности в связи с уважительностью причин пропуска установленного срока для обращения в суд, то есть пропущенного не по вине административного истца.

Таким образом, на основании изложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Следовательно, с административного ответчика с зачислением в соответствующий бюджет должна быть взыскана сумма недоимки по налогам в размере 6656 руб. 81 коп.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Агаповой Е.А. о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области с Агаповой Е.А. задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 5286 (пять тысяч двести восемьдесят шесть) руб., за 2012 г. в размере 443 (четыреста сорок три) руб. 33 коп. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 94 (девяносто четыре) руб. 90 коп., налогу на имущество физических лиц за 2012 год в размере 631 (шестьсот тридцать один) рубль 68 коп. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 121 (сто двадцать один) руб. 42 коп. и земельному налогу за 2012 г. в размере 66 (шестьдесят шесть) руб. 73 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12 (двенадцать) руб. 75 коп. Всего задолженность составляет 6 656 (шесть тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей 81 коп.

Взыскать в доход федерального бюджета с Агаповой Е.А. государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья Е.П. Барушко