Дело № 2а-114/2021 г.
УИД: №Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года. с. Яшалта.
Яшалтинский районный суд Республики Калмыки в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Теперик Е.В.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Яшалтинского района РК Ульциновой Э.С., представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования РК Иванова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что состояние антитеррористической защищенности 12 образовательных учреждений района предъявляемым требованиям не соответствует. А именно: МКОУ «Яшалтинская СОШ»,
МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ».В нарушение требований, установленных п.24, 25 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», указанные образовательные организации района, имеющие вторую и третью категорию опасности, не обеспечены физической охраной сотрудниками частных охранных организаций либо Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия», отсутствует оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями, система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации). Выявленные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными работниками образовательных учреждений, а также из-за отсутствия надлежащего контроля за их деятельностью со стороны учредителя. Указанные нарушения закона не позволяют обеспечить безопасность нахождения несовершеннолетних в приведенных образовательных учреждениях, ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждений, в связи с чем необходимо принять полный комплекс мер к устранению причин и условий им способствующих. По указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Яшалтинского района внесено представление главе администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. Указанное представление было рассмотрено, однако выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму до настоящего времени фактически не устранены. Бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия заключается в непринятии в полном объеме мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения согласно акту категорирования образовательных учреждений.Данные нарушения требований действующего законодательства существенно ущемляют права неопределенного круга учащихся образовательного учреждения на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.Выполнение данных мероприятий является мерами по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга учащихся и работников.Профилактика правонарушений, в том числе терроризма и экстремизма в населенных пунктах является основной задачей органов местного самоуправления. Нарушение закона в данной сфере во многом способствует распространению проявлений террористического характера, что может привести к непоправимым последствиям.
Просит признать бездействие Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия незаконным, обязать устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, обеспечив МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» стационарными или ручными металлоискателями, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, физической охраной сотрудниками частных охранных организаций либо Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия».
В судебном заседании прокурор Ульцинова Э.С. поддержала заявленные административные исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Представитель административного ответчика – администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Иванов И.В. административные исковые требования не признал, пояснив, что бездействие со стороны администрации Яшалтинского РМО РК отсутствуют. Образовательные учреждения обеспечены ручными металлоискателями, системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РК. Охрана образовательных учреждений осуществляется штатными сотрудниками (сторожами и вахтерами).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной пасти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов территорий, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту - Требования).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Из проведенной инспектором ОМИ и ХО ФКГУ «ОВО ВНГ» ФИО5 совместно с прокуратурой Яшалтинского района РК проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов относящихся в ведению Министерства просвещения РК, следует, что МКОУ «Краснопольская ООШ» присвоена 4 категория опасности, МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто- Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» присвоена 3 категория опасности.
Из представленных административным ответчиком паспортов безопасности МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», следует, что в июле 2020 года по результатам проведенной проверки межведомственной комиссией рекомендовано привести объекты в соответствие с требованиями пунктов 24,25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ» рекомендовано осуществить следующие мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности объекта: замена пожарной системы, установка системы контроля доступа, приобрести телефон с автоматическим определителем номера, а МКОУ «Манычская СОШ» и МКОУ «Березовская СОШ», рекомендовано приобрести телефон с автоматическим определителем номера.
Между тем, указанные мероприятия до настоящего времени в полной мере не осуществлены.
Дополнительными соглашениями о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления установлено, что Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации Яшалтинского РМО РК были переданы металлодетекторы МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ».
МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» заключены договора с ИП ФИО6Вна обслуживание системы видеонаблюдения.
Вышеуказанными образовательными учреждениями также заключены договора с ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия» и на охрану объектов с использованием кнопки экстренного вызова полиции.
Согласно подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» следует, что обеспечение охраны объектов (территорий) должно быть сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Положениями об организации пропускного режима МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Краснопольская ООШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», установлено, что пропускной режим в здание обеспечивается дежурной техничкой, сторожами. Между тем, указанные положения противоречат подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Прокуратурой Яшалтинского района Республики Калмыкия проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства - охрана образовательных учреждений, относящихся к третей категории опасности, сотрудниками частных охранных организаций или ФГКУ «ОБО ВНГ России по Республике Калмыкия» не осуществляется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Яшалтинским РМО РК действенных мер по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности не предпринималось.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Яшалтинского района Республики Калмыкия вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму в образовательных организациях. Вместе с тем, доказательства надлежащего исполнения указанного представления, равно как доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют, а лицами, участвующими в деле, не предоставлены.
Бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования РК заключается в непринятии в полном объеме мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения. Указанное обстоятельство способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия, других запрещенных предметов, тем самым нарушаются права участников образовательного процесса на охрану жизни и здоровья, безопасные условия. Данные нарушения требований действующего законодательства существенно ущемляют права неопределенного круга учащихся образовательного учреждения на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерами по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга учащихся и работников. Профилактика правонарушений, в том числе терроризма и экстремизма в населенных пунктах является основной задачей органов местного самоуправления. Нарушение закона в данной сфере во многом способствует распространению проявлений террористического характера, что может привести к непоправимым последствиям.
Ввиду того, что МКОУ «Краснопольская ООШ» относится к четвертой категории опасности, необходимость в охране данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или ФГКУ «ОБО ВНГ России по Республике Калмыкия» отсутствует.
Таким образом, поскольку образовательные учреждения обеспечены ручными металлоискателями, и в администрации Яшалтинского РМО РК имеется возможность дообеспечить ручными металлоискателями образовательные учреждения, имеющие более одного основного входа, суд считает, что административные исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия подлежат частичному удовлетворению путем признания незаконным бездействия администрации Яшалтинского РМО РК, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму - необеспечении охраны образовательных учреждений сотрудниками частных охранных организаций либо ФГКУ «ОБО ВНР России по Республике Калмыкия» и возложении на администрацию Яшалтинское РМО РК обязанности обеспечить МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто- Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ», системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, физической охраной сотрудниками частных охранных организаций либо Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия».
Поскольку органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу требований пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с администрации Яшалтинского РМО РК.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, необеспечении охраны образовательных учреждений МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто- Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» - незаконным.
Обязать Администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия обеспечить МКОУ «Яшалтинская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ», МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ», МКОУ «Красномихайловская СОШ», МКОУ «Краснопартизанская СОШ», МКОУ «Соленовская СОШ», МКОУ «Манычская СОШ», МКОУ «Ульяновская СОШ», МКОУ «Эсто- Алтайская СОШ», МКОУ «Октябрьская СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, физической охраной сотрудниками частных охранных организаций либо Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.