ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/2022 от 24.05.2022 Топчихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-114/2022

22RS0053-01-2022-000154-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Епишевой Т.И.,

при секретаре Скоробогатовой Я.И.,

с участием помощника прокурора Топчихинского района Чаплыгиной А.С.,

представителя административного ответчика Трусова Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности организовать управление многоквартирными домами,

у с т а н о в и л :

Прокурор Топчихинского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Топчихинский район Алтайского края о возложении обязанности на администрацию Топчихинского района организовать управление многоквартирными домами по адресу: с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д. 12, 24, 33, 34, 82, 83, 85, 86, 109, 111, 129, 130, 150, 188, 212 путем определения временной управляющей организации на условиях и в порядке, установленных Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616 в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу; возложении обязанности сформировать перечень организаций для управления многоквартирным домом, в соответствии с п.5 указанных правил; размещении указанного перечня в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование административного иска прокурор, ссылаясь на статьи 2, 161, 163, 192, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616 (далее – Правила), пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75, разъяснения Минстроя России, содержащиеся в письме от 24 апреля 2015 г. № 12258-АЧ/04 указал, что прокуратурой Топчихинского района проведена проверка жилищного законодательства. В ходе прокурорской проверки установлено, что Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 19.11.2019 № 12-03/Л/721 действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.03.2015, выданной ООО «ГУЖФ», прекращено с 01.12.2019. Администрацией Топчихинского района с 12.05.2020 проводился открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Алтайский край, Топчихинский район, с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д.24, 33, 82, 83, 84, 85, 86, 150, 188, 212. Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 26.02.2021 № 12-03/Л/171 многоквартирные дома № 12, 25, 34, 109, 110, 11, 129, 130 исключены из реестра лицензий Алтайского края. С 01.03.2021 объявлен новый открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: с.Топчиха, ул.Топчиха-1 д. 12, 24, 33, 34, 82, 83, 85, 86, 109, 111, 129, 130, 150, 188, 212. С 07.02.2022 объявлен новый открытый конкурс. До настоящего времени договор на управление указанными многоквартирными домами не заключен, несмотря на неоднократное проведение конкурса. По состоянию на 25.02.2022 предусмотренная частью 17 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 2 Правил обязанность по принятию администрацией Топчихинского района решения по выбору управляющей организации для многоквартирных домов по адресу: с. Топчиха, ул. Топчиха-1 д. 12, 24, 33, 34, 82, 83, 85, 86, 109, 111, 129, 130, 150, 188, 212 не исполнена. При этом отсутствие в перечне управляющих компаний организаций, в отношении которых может быть принято данное решение, не освобождает орган местного самоуправления от выполнения вышеуказанной обязанности, в том числе путем создания условий (организационного, финансового, налогового характера), направленных на стимулирование и повышение материальной и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по выбору управляющей организации. В ходе проверки установлено, что в период 2021, 2022 гг. проведено 6 открытых конкурсов (с 01.03.2021 по 30.03.2021, с 19.04.2021 по 19.05.2021, с 19.07.2021 по 19.08.2021, с 06.09.2021 по 07.10.2021, с 18.10.2021 по 18.11.2021, с 15.12.2021 по 15.01.2022) по выбору управляющей организации, однако органом местного самоуправления возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме не использовались. Несоблюдение администрацией района требований законодательства грубо нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия их проживания, предоставление коммунальных услуг, надлежащее содержание общего имущества.

Исковое заявление принято к производству суда по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник прокурора Топчихинского района Чаплыгина А.С. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив требования. Просила возложить на ответчика обязанность определить временную управляющую организацию многоквартирными домами по адресу: с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д. 12, 24, 25, 33, 34, 82, 83, 84, 85, 86, 109, 110, 111, 129, 130, 150, 188, 212 на условиях и в порядке, установленных Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу, обязанность сформировать перечень организаций для управления многоквартирными домами, в соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616 и разместить указанный перечень в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Пояснив, что в нарушение установленных законом требований и правил ответчик не исполнил обязанность по определению временной управляющей организации в отношении указанных домов и формированию перечня организаций для управления этими многоквартирными домами.

Представитель административного ответчика Трусов Е.Д. в судебном заседании административный иск не признал, выразив несогласие с доводами административного истца о бездействии администрации района в организации управления указанными многоквартирными домами. Пояснил, что администрацией Топчихинского района неоднократно проводились открытые конкурсы на право заключения договора управления многоквартирными домами, в отношении которых не выбран способ управления или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация. Конкурсы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Назначить временную управляющую организацию не представляется возможным в связи с тем, что перечень управляющих организаций, действующих на территории муниципального образования Топчихинский район, не сформирован в виду отсутствия лицензированных управляющих организаций. Заявления в администрацию района от управляющих организаций о включении в перечень не поступали.

Представители заинтересованных лиц – ООО «Орбита» и ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Центральный в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, каких-либо пояснений по исковым требованиям не направили.

Участие неявившихся лиц не является обязательным и не признано судом обязательным, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. В силу статей 2, 14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса

В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

В части 5.4 статьи 198 ЖК РФ закреплено, что в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

Согласно части 4 статьи 200 ЖК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5 указанной статьи).

В силу пункта 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616.

Согласно пункту 2 указанных правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.

В качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п.5 Правил).

Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (п.6 Правил). При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций (п.8 Правил).

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.09.2019 № А40-78208/18-18-94 «Б» ООО «ГУЖФ» признано несостоятельным банкротом, открыто конкурсное производство.

Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 19.11.2019 № 12-03/Л/721 действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.03.2015, выданной ООО «ГУЖФ», прекращено с 01.12.2019.

Администрацией Топчихинского района с 12.05.2020 проводился открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д.24,33,82,83,84,85,86,150,188,212.

Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 26.02.2021 № 12-03/Л/171 многоквартирные дома № 12, 25, 34, 109, 110, 11, 129, 130 исключены из реестра лицензий Алтайского края.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в отношении расположенных на территории муниципального образования Топчихинский район многоквартирных домов по адресу, с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д. 12, 24, 25, 33, 34, 82, 83, 84, 85, 86, 109, 110, 111, 129, 130, 150, 188, 212 не выбраны способы управления домами. В связи с этим, ответчиком в течение длительного времени с 2021 года проводятся открытые конкурсы по выбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами, которые признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок на участие в конкурсе. Прокурором направлено ответчику представление от 08.02.2021 с требованием принять конкретные меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений закона, причин и условий им способствующим.

В ответе от 03.03.20221 на представление прокурора глава района Тренькаев Д.С. сообщил, что с 12.05.2020 по 10.06.2020, с 23.11.2020 по 24.12.2020 проводился открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу с.Топчиха-1 д.24,33,82,83,84,85,86,150,188,212. Конкурсы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. С 01.03.2021 объявлен новый открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу с.Топчиха-1 д.12,24,25,33,34,82,83,84,85,86,109,110,111,129,130,150,188,212. Назначить временную управляющую организацию не представляется возможным в связи с тем, что перечень управляющих организаций, действующих на территории муниципального образования Топчихинский района не сформирован, т.к. лицензированные управляющие организации отсутствуют, заявления в администрацию от управляющих организаций о включении в перечень не поступали. Направлено письмо в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО ЖЭ (К)О о принятии вышеуказанных многоквартирных домов во временное управление, а также письмо об участии в конкурсе в ФГАУ «Росжилкомплекс».

Таким образом, обязанность администрации Топчихинского района, предусмотренная вышеуказанными нормами, по выбору управляющей организации для указанных 18 многоквартирных домов не исполнена.

Согласно разъяснениям Минстроя России, содержащимся в письме от 24 апреля 2015 г. № 12258-АЧ/04, в случае возникновения ситуации, при которой возможно появление многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск «остаться без управления», возможен случай определения органом местного самоуправления временной управляющей организации, который предлагается рассматривать как муниципальную преференцию в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данная преференция может быть предоставлена в порядке, предусмотренном этим Законом и при соблюдении установленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы закона, администрация Топчихинского района, в случае, если не определена управляющая организация для управления многоквартирными домами, способ управления которыми не выбран или выбранный способ управления не реализован, в том числе при причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, обязана сформировать перечень организаций для управления многоквартирными домами и принять решение об определении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами на срок не более одного года. Однако до настоящего времени временная управляющая организация администрацией Топчихинского района не определена. Доказательств обратного суду не представлено.

Администрацией Топчихинского района не доказано принятие исчерпывающих и достаточных мер по формированию соответствующего перечня организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Ссылка представителя административного ответчика, что на территории Топчихинского района не выявлено организаций, имеющих лицензию для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, участников открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования, не заявлено ни в перечень, ни в открытый конкурс, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку обязанность по определению временной управляющей организации на территории муниципального образования Топчихинский район действующим законодательством возложена на администрацию Топчихинского района, как на орган местного самоуправления. Отсутствие управляющих организаций на территории муниципального образования Топчихинский район от исполнения такой обязанности администрацию Топчихинского района не освобождает.

На основании изложенного, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку законом на административного ответчика как на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению временной управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация и обязанность сформировать перечень организаций для управления многоквартирными домами.

С учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц и объема необходимых мероприятий, а также требований законодательства, суд считает разумным установить срок для исполнения требований административного истца по определению временной управляющей организации в течение 3 месяцев, по формированию перечня организаций для управления многоквартирными домами в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС

РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить.

Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края определить временную управляющую организацию многоквартирными домами по адресу: с.Топчиха, ул.Топчиха-1, д. 12, 24, 25, 33, 34, 82, 83, 84, 85, 86, 109, 110, 111, 129, 130, 150, 188, 212 на условиях и в порядке, установленных Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края сформировать перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация в соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 и разместить указанный перечень в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022.

Судья Т.И. Епишева