ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/2022 от 28.06.2022 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2022 г. г. Махачкала

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Воробьева А.С., при помощнике судьи Хайбулаевой П.М., с участием представителя административного ответчика – военного прокурора военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-114/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части ФИО2 об оспаривании действий военного прокурора военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть , связанных с порядком рассмотрения обращения,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия военного прокурора военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть (далее – военный прокурор), связанные с порядком рассмотрения обращения от 18 апреля 2022 г., а также обязать названное должностное лицо устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО2 указал, что 17 мая 2022 г. за подписью помощника военного прокурора военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть Терехова Р.А. поступил ответ на его письменное обращение (жалобу) от 18 апреля того года о признании незаконными действий врио начальника штаба войсковой части ФИО3 При этом из содержания этого ответа, по мнению административного истца, следует, что прокурорская проверка не проводилась, а изложенная в этом ответе информация является субъективным мнением названного помощника военного прокурора.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 заявленные административным истцом требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, поскольку по результатам проведенной должностным лицом военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть прокурорской проверки на основании поступившего письменного обращения административного истца, связанного с признанием незаконными действий (бездействия) командования войсковой части ФИО2 дан компетентным должностным лицом и в установленные законом сроки соответствующий письменный ответ, в связи с чем права последнего военным прокурором не нарушены.

Неявка в судебное заседание административного истца ФИО2, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО1, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 18 апреля 2022 г. ФИО2 обратился к военному прокурору военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть с письменным обращением, а именно жалобой о признании незаконными действий (бездействия) командования войсковой части , связанных с неувольнением его с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом «н» части 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» ввиду наличия у него двойного гражданства.

В тот же день эта жалоба зарегистрирована и учтена в книге рассмотрения обращений за № 72 и военный прокурор Тхамоков А.Г. поручил своего помощнику Терехову Р.А. в течение 15 дней дать ФИО2 соответствующий ответ и в случае необходимости принять меры прокурорского реагирования, в связи с чем названным должностным лицом военной прокуратуры составлен план проведения прокурорской проверки, а также решением заместителя военного прокурора Джанжакова А.С. срок проведения этой проверки продлен до 30 дней, то есть до 17 мая 2022 г.

В ходе проведения этой проверки помощником военного прокурора Тереховым Р.А. изучено личное дело ФИО2, включая автобиографию административного истца, истребован ответ врио начальника штаба войсковой части ФИО3, которым по существу вопроса о возможности его досрочного увольнения с военной службы по соответствующему основанию разрешен рапорт ФИО2, приобщены к материалам проверки копии послужного списка административного истца и его автобиографии, отобраны объяснения от помощника начальника отделения кадров войсковой части ФИО4, а также получен из МВД по Республике Дагестан ответ на запрос, на основании которого 17 мая 2022 г. Терехов Р.А. за исходящим № 1424 направил в адрес ФИО2 ответ о том, что со стороны воинских должностных лиц войсковой части каких-либо нарушений, связанных с нереализацией просьбы административного истца, изложенной в рапорте от 18 февраля 2022 г., не допущено, поскольку командование воинской части не располагает информацией о наличии у ФИО2 двойного гражданства. При этом административный истец, обращаясь с соответствующим рапортом к командованию воинской части, также не представил какие-либо документы, подтверждающие обстоятельства, о которых сообщил.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями жалобы ФИО2 от 18 апреля 2022 г. на имя военного прокурора, рапорта административного истца об увольнении с военной службы в адрес командования войсковой части от 18 февраля 2022 г., плана проведения прокурорской проверки от 18 апреля 2022 г., рапорта помощника военного прокурора Терехова Р.А., акта об отсутствии в личном деле ФИО2 сведений о двойном гражданстве от 17 мая 2022 г., ответа врио начальника штаба войсковой части ФИО3 об отсутствии у административного истца оснований для увольнения с военной службы от 21 марта 2022 г. № 251, послужного списка и автобиографии ФИО2, объяснения начальника отделения кадров войсковой части ФИО4 от 17 мая 2022 г., ответа на запрос из МВД по Республике Дагестан о наличии у ФИО2 гражданства Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 7/6636, ответа помощника военного прокурора Терехова Р.А. в адрес ФИО2 от 17 мая 2022 г. № 1424, журналов регистрации входящей корреспонденции и учета исходящих служебных документов (переписки) войсковой части за 2022 год, а также книг регистрации исходящей и входящей корреспонденции, учета входящей корреспонденции и регистрации обращений военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть за 2022 год.

При принятии решения, а также обосновывая вывод об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд руководствуется следующими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статья 10 Закона возлагает на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязанность обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение и давать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании части 1 статьи 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 этой статьи.

Согласно пункту 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 (далее – Инструкция), поступившие в органы прокуратуры обращения разрешаются с учетом, в частности, полученных объяснений от граждан, а также должностных лиц и иных лиц, действия которых обжалуются.

В соответствии с пунктами 3.1, 4.14, 5.1 и 6.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из решений, указанных в пункте 4.14 данной Инструкции. Обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней. Ответ на обращение направляется по адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. При этом из положений вышеуказанного нормативно-правового акта следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалов проверки.

Таким образом, обращение гражданина должно быть рассмотрено объективно и всесторонне (с ответами на все указанные в обращении доводы) в течение 30 дней с даты его регистрации с последующим направлением в адрес заявителя ответа, подписанного надлежащим должностным лицом органа прокуратуры.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что обращение ФИО2 от 18 апреля 2022 г. рассмотрено и разрешено уполномоченным должностным лицом в установленном порядке и в срок, о результатах рассмотрения административный истец уведомлен письменно, то суд приходит к выводу о том, что военным прокурором права и законные интересы административного истца не нарушены.

Вопреки утверждению ФИО2 в письменном ответе помощника военного прокурора майора юстиции Терехова Р.А. от 17 мая 2022 г. № 1424 о результатах рассмотрения заявления (жалобы) административного истца на основании проведенной прокурорской проверки даны ответы на поставленные в его обращении вопросы. При этом изложенный помощником военного прокурора в этом ответе вывод основан на совокупности полученных названных должностным лицом документов, в связи с чем утверждение ФИО2 о субъективном характере такого вывода является несостоятельным.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требования административного истца о признании незаконными действий военного прокурора, связанных с порядком рассмотрения обращения.

С учетом того, что суд отказал в удовлетворении вышеуказанного требования административного истца, то также отказывает и в удовлетворении требования ФИО2 о возложении на военного прокурора обязанности по устранению допущенных нарушений.

Таким образом, суд находит административное исковое заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению.

Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, в соответствии с частью 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.

Судебные расходы отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Воробьев