ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1150/16 от 11.03.2016 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1150/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2016 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.,

при секретаре Галкине А.С.,

с участием

административного истца - прокурора Поповой И.А.,

представителя заинтересованного лица Григоряна С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации города о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их демонтаже,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пятигорский городской суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, выданное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю Гончарова Э.Ф. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП Гончарова Э.Ф. предписание о демонтаже рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО5 в обосновании заявленных требований пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Гончарова Э.Ф. выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м. Указанные рекламные конструкции расположены на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, сроком на 8 лет.

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Частью 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Частью 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ФИО10 52044-2003.

Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО10 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании».Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за , следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.Требования ФИО10 52044-2003 направлены на обеспечениебезопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядкеустановки и эксплуатации рекламных конструкций.

Согласно ст. 1 ФИО10 52044-2003стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружнойрекламы и правила их размещения, а также требования к знакаминформирования об объектах притяжения. В соответствии с подп. 9 п. 6.1 ФИО10 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением государственного инспектора штабной группы ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, государственногоинспектора <адрес> и <адрес> поиспользованию и охране земель, ведущего специалиста отдела рекламы МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» установлено, что ИП Гончарова Э.Ф. на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданногопостановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рекламные конструкции размещены с нарушение вышеназванных требований ГОСТа, поскольку расстояние от рекламных конструкций до остановки маршрутно-транспортных средствсоставляет 9,029м. Возведение рекламных конструкций в нарушение требований ФИО10 52044-2003, не отвечает требованиям ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», а также создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, родителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований ФИО10 52044-2003, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью для неопределенного круга лиц, а также безопасности дорожного движения, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ является основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с подп. 5 п. 20, п. 21 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке.В указанном случае владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

На основании изложенного просила удовлетворить заявленные заместителем прокурора <адрес> к администрации <адрес> административные исковые требования в полном объеме, признать недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, выданное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю Гончарова Э.Ф. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложить обязанность на администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП Гончарова Э.Ф. предписание о демонтаже рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>.

Полномочный представитель административного ответчика - администрации <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, из которого следует, что административный ответчик заявленные к нему требования не признает и просить отказать в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес> по изложенным ранее доводам. На основании п. 2 ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика - администрации <адрес>.

Принимая ранее участие в судебном заседании полномочный представитель ответчика администрации <адрес>ФИО6, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что административный ответчик не признает заявленные к нему заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования в полном объеме, поскольку Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства Промышленности и торговли РФ были утверждены изменения ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.» с датой введения в действие ДД.ММ.ГГГГ и подп. 9, на который ссылается административный истец в подтверждение заявленных им исковых требований, был исключен из п. 6.1 ГОСТа 52044-2003, в связи с чем на момент рассмотрения спора по существу не имеется оснований для признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю Гончарова Э.Ф. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», и, соответственно, удовлетворения заявленных заместителем прокурора <адрес> административных исковых требований к администрации <адрес>.

Заинтересованное лицо - ИП Гончарова Э.Ф., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, не известила суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки, не заявила ходатайства об отложении судебного разбирательства. На основании ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Полномочный представитель заинтересованного лица - ИП Гончарова Э.Ф. - ФИО7, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения заявленных прокурором <адрес> к администрации <адрес> административных исковых требований по следующим основаниям: Согласно п. 5 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и учреждений, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Кроме того, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В свою очередь в исковом заявлении не указаны основания проведения прокурорской проверки. Таким образом, проведенная прокурором проверка была осуществлена с нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». О проводившейся проверке ИП не был уведомлен в нарушение требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 1 ТР объектами технического регулирования являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР , отнесены требования к средствам наружной рекламы. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дополнен пунктом 2.2. ФИО10 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7) и 6 (пункты 6.1-6.4, 6.6, 6.12, 6.13). В своем письме «О применении ФИО10 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»» Росстандарт указывает на добровольность применения вышеуказанного ГОСТ, ссылаясь на п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». К тому же, в рейтинге факторов, потенциально отвлекающих внимание от управления автомобилем, наружная реклама (причем как статическая, так и динамическая) оказалась в группе причин, оказывающих наименьшее влияние на происхождение аварийных ситуаций. В 2006 году был изучен и обобщен зарубежный опыт исследований в данной области. Анализ показал, что несмотря на задачу наружной рекламы привлекать внимание потребителей, в том числе и водителей, она не входит в число статистически значимых факторов, отвлекающих от управления автомобилем, и не является реальной причиной ДТП.

На снимке указано, что «Расстояние от остановки маршрутно-транспортных средств до рекламной конструкции составляет 3,6 м», тогда как на самом снимке видно, что замер производится от края проезжей части и до вывески, которая согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального Закона «О рекламе» не является рекламой.

Также согласно последнему абзацу п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд не принял во внимание доводы истца о том, что на момент вынесения решения уже был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ), а ФИО10 52044-2003 подлежал применению только до принятия указанного технического регламента. Вывод суда о том, что из положений законодательства Российской Федерации о рекламе и об автомобильных дорогах не следует вывод о возможности размещать рекламные конструкции без учета требований подпункта 6.1 ФИО10 52044-2003, является несостоятельным, так как на официальном сайте Госстандарта ДД.ММ.ГГГГ опубликовано письмо, из которого следует, что ГОСТ подлежит применению только на добровольной основе. О неприменении ГОСТа после принятия технического регламента прямо указано в ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», из буквального содержания которой следует, что в сфере размещения рекламных конструкций до принятия и утверждения соответствующего регламента подлежал применению ФИО10 52044-2003, и какого-то иного подтверждения факта не требуется, как ошибочно полагает суд.

Помимо этого не доказана вероятность угрозы жизни и здоровью граждан нарушением п.п. 11 п. 6.1 ФИО10 52044-203. Не представлены доказательства ограничения видимости, ограничения восприятия водителем дорожной обстановки. Выводы о нарушении п.п. 11 п. 6.1 ФИО10 52044-203 основываются лишь на акте обследования рекламной конструкции. Вместе с тем из указанного акта не усматриваются нарушения требований к конструкции, влекущих к угрозе жизни и здоровья граждан. Также в акте не приведены технические документы, на основании которых были осуществлены указанные в нем расчеты.

Принимая во внимание изложенное, представитель заинтересованного лица - ИП Гончарова Э.Ф. полагает, что заявленные заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования к администрации <адрес> необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные суду сторонами дела письменные и иные доказательств, суд считает заявленные заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом установлено, следует из представленных суду доказательств: акта замера рекламных конструкций, установленных на улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к акту фототаблицы, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявления ИП Гончарова Э.Ф. о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы, - что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Гончарова Э.Ф. выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, сроком на 8 лет.

Как усматривается из содержания акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе ведущего специалиста отдела рекламы МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», государственного инспектора штабной группы ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, государственного инспектора <адрес> и <адрес> края по использованию и охране земель по результатам обследования рекламных конструкций, установленных по адресу: <адрес>, - рекламные конструкции: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, размещены с нарушением подп. 9 п. 6.1 ФИО10 52044-2003, поскольку расстояние от рекламных конструкций до остановки маршрутно-транспортных средств составляет 9,029 м, тогда как указанное расстояние должно составлять 25 м.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Частью 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Судом достоверно установлено, следует из представленных суду достаточных и достоверных доказательств: постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявления ИП Гончарова Э.Ф. о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины за выдачу разрешения на размещение средств наружной рекламы на сумму 20 000 рублей, договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение наружной рекламы на стене многоквартирного дома, заключенного между ООО УК «Управление жилым фондом» и ИП Гончарова Э.Ф., акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключений ООО «Пятигорское конструкторское бюро» от ДД.ММ.ГГГГ «О технической безопасности и надежности крепления устройства информационного УИ 23-21 (панно), УИ 12-15-01, УИ 108-06 (фриз), УИ 12-20-01, на фасаде здания по <адрес> в <адрес>», - что установленные ИП Гончарова Э.Ф. на фасаде многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, конструкции размещены рекламораспространителем ИП Гончарова Э.Ф. на основании выданного в установленном законом порядке разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, содержащегося в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указанное постановление вынесено на основании заявления ИП Гончарова Э.Ф., представленных заявителем документов - договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение наружной рекламы на стене многоквартирного дома, заключенного между ООО УК «Управление жилым фондом» и ИП Гончарова Э.Ф., акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключений ООО «Пятигорское конструкторское бюро» от ДД.ММ.ГГГГ «О технической безопасности и надежности крепления устройства информационного УИ 23-21 (панно), УИ 12-15-01, УИ 108-06 (фриз), УИ 12-20-01, на фасаде здания по <адрес> в <адрес>».

В обоснование заявленных административных исковых требований заместитель прокурора <адрес> ссылается на те обстоятельства, что при установке и размещении рекламных конструкций ИП Гончарова Э.Ф. были нарушены положения подп. 9 п. 6.1 ФИО10 52044-2003, поскольку расстояние от рекламных конструкций до остановки маршрутно-транспортных средств составляет 9,029м. Возведение рекламных конструкций в нарушение требований ФИО10 52044-2003 не отвечает требованиям ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», а также создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, родителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ и вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, объектами технического регулирования являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР , отнесены требования к средствам наружной рекламы.

Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО10 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за , следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.

Однако, согласно письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) «О применении ФИО10 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», - в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ФИО10 52044-2003 подлежит применению на добровольной основе. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР , отнесены требования к средствам наружной рекламы. ФИО10 52044-2003 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, ФИО10 52044-2003 может применяться также на добровольной основе в целях соблюдения требований ТР .

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дополнен пунктом 2.2. ФИО10 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7) и 6 (пункты 6.1-6.4, 6.6, 6.12, 6.13).

В соответствии с подп. 9 п. 6.1 ФИО10 52044-2003, на который ссылается административный истец, как на норму, нарушенную действиями ИП Гончарова Э.Ф. при установке и эксплуатации рекламных конструкций, - средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

В судебном заседании установлено, что действительно расстояние от рекламных конструкций, установленных ИП Гончарова Э.Ф. на основании разрешения, выданного администрацией <адрес> в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, до края проезжей части составляет 9,029 м, тогда как в соответствии с подп. 9 п. 6.1 ФИО10 52044-2003 данное расстояние должно быть не менее 25 метров.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства Промышленности и торговли РФ, утверждены и введены в действие ДД.ММ.ГГГГ изменения ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.» и подп. 9, на который ссылается административный истец в подтверждение заявленных им исковых требований, был исключен из п. 6.1 ГОСТа 52044-2003, а, следовательно, не действует на момент рассмотрения административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> по существу.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и приведенные правовые нормы действующего на момент рассмотрения спора судом законодательства, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ подп. 9 п. 6.1 в ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.», регулирующий размещение средств наружной рекламы не ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, утратил силу и несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям Государственного стандарта, создающее помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляющее права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, на которое ссылается административный истец в своих объяснениях, отсутствует, иных доказательств недействительности разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО8, расположенных на фасаде здания по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО8 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» суду административным истцом не представлено, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес>, заявленных к администрации <адрес> о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю Гончарова Э.Ф. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП Гончарова Э.Ф. предписание о демонтаже рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации города о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций : брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче индивидуальному предпринимателю Гончарова Э.Ф. разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать Гончарова Э.Ф. предписание о демонтаже рекламных конструкций: брандмауэр (0,6х10,72м), площадью информационного поля 6,43 кв.м; брандмауэр «2,1х2,28м), площадью информационного поля 4,79 кв.м; световой короб (1,2х2м), площадью информационного поля 2,4 кв.м; световой короб (1,2х1,5м), площадью информационного поля 1,8 кв.м, владельцем которых является Гончарова Э.Ф., расположенных на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова