ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1150/2017 от 14.06.2017 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-1150/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 14 июня 2017 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н. при секретаре Алехиной Т.Н. с участием прокурора Логиновой Т.Н., представителя администрации Ковровского района Ивановой И.В., рассмотрев административное исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора к администрации Ковровского района и УМП «Бытсервис» о признании незаконным бездействия в сфере организации водоснабжения и получения лицензии на право пользования недрами,

УСТАНОВИЛ:

Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Ковровский городской суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к администрации Ковровского района и УМП «Бытсервис» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ковровский район, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах Малыгинского сельского поселения, об обязании администрацию муниципального образования Ковровского района организовать водоснабжение в границах Малыгинского сельского поселения Ковровского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2018, о признании незаконным бездействие УМП «Бытсервис», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами с целью забора воды из артезианских скважин п. Малыгино, д.Ручей, п.Гигант, с.Большие Всегодичи, д.Авдотьино, д.Малышево, д.Шмелево, д.Рогозиха, д.Кисляково, д.Кузнечиха, запретить деятельность УМП «Бытсервис» по добыче пресной воды из артезианских скважин п. Малыгино, д.Ручей, п.Гигант, с.Большие Всегодичи, д.Авдотьино, д.Малышево, д.Шмелево, д.Рогозиха, д.Кисляково, д.Кузнечиха с 01.01.2018 в отсутствие лицензии на право пользования недрами.

В обоснование административного искового заявления указал, что Владимирской природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Ковровский район Владимирской области требований действующего законодательства при реализации полномочий по организации водоснабжения населения в границах Ковровского района, в ходе которой были выявлены нарушения. С июня 2015 по настоящее время УМП «Бытсервис» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения жителям и предприятиям Клязьминского и Малыгинского сельских поселений Ковровского района. Распоряжением главы Ковровского района от <дата><№>-р в хозяйственное ведение предприятия переданы объекты коммунальной инфраструктуры (артезианские скважины и очистные сооружения). В частности, с указанного времени в хозяйственном ведении предприятия находятся артезианские скважины п. Малыгино, д.Шмелево, д.Рогозиха, д.Кисляково, д.Кузнечиха. Предприятие осуществляет забор воды из указанных скважин и обеспечивает питьевой водой население указанных населенных пунктов. УМП «Бытсервис» осуществляет пользование подземными водными объектами, а именно артезианскими скважинами без оформления лицензии на недропользование. Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Таким образом, самовольное пользование УМП «Бытсервис» недрами противоречит действующему законодательству и свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения на территории Ковровского района и, соответственно, о неисполнении администрацией муниципального образования Ковровский район возложенных на нее полномочии.

В судебном заседании прокурор Логинова Т.Н. поддержала уточненные исковые требования по тем же основаниям.

Представитель администрации Ковровского района Иванова И.В. представила письменный отзыв, согласно которому с требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Ковровский район, выразившегося в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах района и обязании администрации муниципального образования Ковровский район организовать водоснабжение в границах Малыгинского сельского поселения Ковровского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2018, не согласна. С данными требованиями администрация не согласна, поскольку в соответствии с п.4 ч.1, ч.4 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. В целях исполнения полномочий, определенных Федеральным законом, администрацией района разработаны и утверждены схемы водоснабжения и водоотведения всех поселений Ковровского района. По всем поселениям определены гарантирующие организации по водоснабжению. Осуществляется согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации. Решением Совета народных депутатов утвержден порядок согласование инвестиционных программ, в соответствии с которым осуществляется их согласование. Принята муниципальная программа по охране окружающей среды, в рамках которой, в том числе, осуществляются мероприятия по улучшению качества питьевой воды, другие мероприятия. Приняты комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры предприятий ЖКХ. Администрацией района осуществляются иные полномочия, предусмотренные вышеназванной статьей Федерального закона. Полномочиями по проведению оформлению лицензии на право пользования недрами с целью забора из артезианских скважин органы местного самоуправления не наделены. В соответствии с действующим законодательством, регулирующие вопросы лицензирования недропользования, в том числе Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной председателем Комитета РФ по геологии и использованию недр 14 апреля 1994, обратиться за получением лицензии может только предприятие, являющееся правообладателем систем водоснабжения. В целях организации в границах поселения водоснабжения населения на территории Ковровского района созданы муниципальные предприятия, в том числе УМП «Бытсервис» видами деятельности которого согласно Уставу, кроме прочих, являются эксплуатация систем питьевого водоснабжения и водоотведения, Артезианские скважины в населенных пунктах Малыгино, Ручей, Гигант, Большие Всегодичи, Авдотьино, Малышево, Шмелево, Рогозинха, Кисляково, Кузнечиха находятся в муниципальной собственности Ковровского района Владимирской области и переданы УМП «Бытсервис» на праве хозяйственного ведения. Обязанность по оформлению лицензий на артезианские скважины в названных населенных пунктах лежит на УМП «Бытсервис». Каких-либо препятствий в оформлении лицензий администрация района предприятию не создает. В силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязанность по надлежащему содержанию возложена на юридические лица, которые на законном основании владеют переданными объектами. Статьей 294 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ст. 295 указанного кодекса собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляется контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Из изложенного следует, что владение, пользование имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, предприятие осуществляется самостоятельно. У унитарного предприятия имеются ограничения только в распоряжении имуществом. На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке установленном Правительством РФ, а также определен порядок лицензирования права пользования недрами.

Согласно ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» созданы муниципальные предприятия «Бытсервис» и «Нерехта-жилсервис», ООО «Комсервис», за которыми закреплены на праве хозяйственного ведения системы холодного водоснабжения, в том числе артезианские скважины. Утверждены схемы водоснабжения и водоотведения Малыгинского сельского поселения, Клязьминского сельского поселения, Ивановского сельского поселения, Новосельского сельского поселения и поселка Мелехово, по каждому поселению определена гарантирующая организация для централизованных систем водоснабжения и водоотведения. В соответствии со статьей 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ администрацией района утверждены муниципальные программы поддержки организаций коммунального комплекса на 2014-2016 годы и на 2017-2019 годы, в рамках которых предусмотрено субсидирование предприятий на исполнение требований нормативных документов, связанных с обеспечением населения хозяйственно-питьевой водой, техническим состоянием систем водоснабжения, очистки сточных вод. Общий объем финансирования программы на 2017-2019 год составляет 29 млн. 721 тыс. рублей. Иных способов финансирования унитарных муниципальных предприятий, кроме как программным методом, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.

В силу статьи 295 кодекса владелец имущества, находящегося в хозяйственно ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Перечень полномочий собственника имущества, определенный кодексом, является исчерпывающим. Поскольку в административном исковом заявлении иных фатов о ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения на территории района (кроме отсутствия лицензий на скважины в Малыгинском сельском поселении) не приведено, оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Ковровский район, выразившегося в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах района, и обязании администрации муниципального образования Ковровский район, организовать водоснабжение границах Клязьминского и Малыгинского сельских поселений в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2018 не имеется.

Кроме того, согласно статье 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом. Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные предприятия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом изложенного полагает, что требования о признании незаконным бездействия УМП «Бытсервис» и о запрете деятельности по добыче пресной воды подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку носят экономический характер.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Ковровского района и представитель заинтересованного лица управления Росприроднадзора по Владимирской области, представитель администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Ранее представитель администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области Тугушев И.В. полагал требования прокурора необоснованными.

Суд, выслушав стороны, прокурора, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица. Права и обязанности пользователя недр возникает с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для целей добычи подземных вод является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Только лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Как видно из материалов дела УМП «Бытсервис» осуществляет пользование подземными водными объектами, а именно артезианскими скважинами без оформления лицензии на недропользование.

Данный факт сторонами в судебном заседании подтвержден и не оспаривается.

В соответствии со ст.1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В силу статьи 23 Закона Российской Федерации «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Таким образом, самовольное пользовании УМП «Бытсервис» недрами противоречит действующему законодательству и свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения на территории Ковровского района и, соответственно, о неисполнении администрацией муниципального образования Ковровский район возложенных на нее полномочии.

Владимирской природоохранной прокуратурой установлено, что с июня 2015 по настоящее время УМП «Бытсервис» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения жителям и предприятиям Клязьминского и Малыгинского сельских поселений Ковровского района. В хозяйственном ведении предприятия находятся артезианские скважины п. Малыгино, д.Шмелево, д.Рогозиха, д.Кисляково, д.Кузнечиха. Предприятие осуществляет забор воды из указанных скважин и обеспечивает питьевой водой население указанных населенных пунктов. УМП «Бытсервис» осуществляет пользование подземными водными объектами, а именно артезианскими скважинами без оформления лицензии на недропользование.

Согласно статье 142 Конституции Российской Федерации, статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Доводы администрации Ковровского района о том, что ею надлежащим образом организовано водоснабжение в границах поселений, поскольку ею создано УМП «Бытсервис», которое, будучи муниципальным предприятием и хозяйствующим субъектом, самостоятельно должно оформить лицензию, нельзя признать обоснованными.

Действительно, в силу статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в лицензии указываются данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии.

По смыслу данной статьи, за получением лицензии обращается лицо, непосредственно планирующее осуществлять соответствующую деятельность (лицензиат или соискатель лицензии).

Поскольку администрацией Ковровского района создано муниципальное предприятие, на которое возложены и обязанности по предоставлению граждан услуг по водоснабжению, то такую лицензию должно получить именно УМП «Бытсервис».

В силу статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из статей 11-17 указанного Закона, Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, следует, что лицензия предоставляется не любым лицам, а только тем хозяйствующим субъектам, которые ответствуют определенным требованиям, установленным законодательством, в том числе имеют соответствующий персонал с надлежащей квалификацией, оборудование для эксплуатации недр.

Эти требования направлены, во-первых, на предотвращение повреждений недр, поддержание их в состоянии, пригодном для эксплуатации, а во-вторых, на предоставление потребителям качественного сырья, не загрязненного отходами, возникающими при эксплуатации недр, соответствующего санитарным и техническим требованиям.

Применительно к артезианским скважинам это означает, что их пользователь должен иметь квалифицированных работников и оборудование, позволяющее добывать воду из скважин таким образом, чтобы не происходила потеря воды и не наступало истощение скважин, а также гражданам подавалась качественная вода, не содержащая примесей, опасных химических веществ и микроорганизмов.

Наличие лицензии у предприятия означает, что компетентными государственными органами подтверждено соответствие предприятия этим требованиям.

Отсутствие же у УМП «Бытсервис» указанной лицензии означает, что изложенные требования к эксплуатации скважин не соблюдаются или, по крайней мере, предприятие не доказало этот факт уполномоченным государственным органам.

Соответственно, не исключены не только потери воды при ее добыче, которые могут привести к преждевременному истощению скважин, но и к подаче гражданам некачественной воды, что может ухудшить состояние их здоровья.

В этой ситуации уполномоченные государственные органы вправе требовать приостановления деятельности по добыче воды на основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Более того, осуществление деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предприятия к административной ответственности по статье 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф до 1 000 000 рублей), а его должностных лиц к уголовной ответственности по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», надлежащая организация водоснабжения означает, что органом местного самоуправления созданы такие условия, при которых деятельность по водоснабжению осуществляется на законных основаниях в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Тот факт, что созданное администрацией Ковровского района предприятие осуществляет забор воды скважин незаконно, в нарушение требований законодательства о недрах и лицензировании, означает, что администрация Ковровского района ненадлежащим образом организовала водоснабжение, поскольку добыча воды осуществляется только до тех пор, пока уполномоченные государственные органы не привлекают виновных к административной или к уголовной ответственности, а равно не запрещают незаконную добычу воды.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеет место бездействие администрации Ковровского района при осуществлении полномочий по организации водоснабжения в границах поселений.

Суд также учитывает, что ранее природоохранный прокурор неоднократно принимал иные (не искового характера) меры реагирования, направленные на понуждение получить лицензию на право пользование недрами, однако его требования не были исполнены. Это свидетельствует о том, что предприятие продолжает незаконную деятельность по добыче воды, рассчитывая на то, что социальное значение этой деятельности будет препятствовать прокурору в ее запрете.

Доводы о том, что для получения лицензии требуются денежные средства, выделение которых предприятию невозможно ввиду требований бюджетного законодательства, несостоятельны.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Поскольку УМП «Бытсервис» при получении лицензии понесет финансовые затраты, что уменьшит его доходы, то администрация Ковровского района может предоставить ему субсидию для компенсации потерь.

Кроме того, у администрации есть и иные методы воздействия, в том числе замена руководителя предприятия.

Доводы о необходимости рассмотрения дела в арбитражном суде отклоняются, поскольку в данном случае нет какого-либо экономического спора. Прокурор действует в интересах Российской Федерации и неограниченного круга граждан, являющихся потребителями воды в поселениях, а его требования не связаны с осуществлением администрацией района какой-либо предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьёй 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Доводы прокурора подтверждаются материалами административного дела, административным ответчиком не опровергнуты.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ковровский район, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах Малыгинского сельского поселения.

Обязать администрацию муниципального образования Ковровский район организовать водоснабжение в границах Малыгинского сельского поселения Ковровского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2018.

Признать незаконным бездействие УМП «Бытсервис», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами с целью забора воды из артезианских скважин п. Малыгино, д. Ручей, п. Гигант, с. Большие Всегодичи, д. Авдотьино, д. Малышево, д. Шмелево, д. Рогозиха, д. Кислякова, д. Кузнечиха.

Запретить деятельность УМП «Бытсервис» по добыче пресной воды из артезианских скважин п. Малыгино, д. Ручей, п. Гигант, с. Большие Всегодичи, д. Авдотьино, д. Малышево, д. Шмелево, д. Рогозиха, д. Кислякова, д. Кузнечиха с 01.01.2018 в отсутствие лицензии на право пользования недрами.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья А.Н. Королев

Мотивированное решение изготовлено 19.06.2017