ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1150/2022 от 31.08.2022 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1150/2022

УИД 23RS0021-01-2022-001426-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 31 августа 2022 года

Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Фойгель И.М.

с участием представителя административных истцов по доверенности Орлова А.В.,

представителя административного ответчика Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации «Росавтодор» по доверенности Бессонова А.А.,

представителя административного ответчика Федеральное казенное учреждение Управление автомобильных дорог «Тамань» по доверенности Сосновой Е.В.,

представителя заинтересованного лица администрации Марьянского сельского поселения по доверенности Коробейниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Георгиевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Орловой И.Н., Иванова Н.Д. и Павкова С.В. к Федеральному дорожному агентству, (Росавтодор), Федеральному казенному учреждению Управление автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Тамань») о признании незаконным в части Распоряжения № 411-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта строительства и реконструкции автомобильной дороги А-289 Краснодар- Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь»,

установил:

Орлова И.Н., Иванов Н.Д. и Павков С.В. (далее - Административные истцы) обратились в Красноармейский районный суд к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), Федеральному казенному учреждению Управление автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства, с названным иском (ФКУ Упрдор Тамань).

В обоснование своих требований пояснили следующее.

Распоряжением №411-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта строительства и реконструкции автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» от 11 февраля 2022г. принятым Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) (далее - Административный ответчик) предусмотрено изъятие части земельных участков для сельскохозяйственного производства, расположенных вблизи ст.Марьянской Красноармейского района Краснодарского края, принадлежащих на праве собственности Орловой И.Н., Иванову Н.Д. и Павкову С.В.

Административные истцы считают, что указанное распоряжение нарушает их законные права и интересы, так как площадь изымаемых земельных участков значительно превышает площадь необходимую под автомобильную дорогую и ее элементы.

Указывают на то, что при принятии решения об изъятии земель и зональном планировании не учтено, что часть земельных участков истцов, находящихся внутри автомобильной развязки №1, не занята элементами автодороги и может быть оставлена в собственности истцов и использоваться по назначению, без ущерба для проекта автодороги, при условии организации съезда, техническая обоснованность и возможность осуществления которого, подтверждается экспертным заключением ООО «Спецэкспертиза».

Также ссылается на то, что при проектировании автодороги нарушена процедура уведомления собственников земельных участков о предстоящем изъятии, вследствие чего, истцы не имели возможности высказать свои возражения и обосновать их, следовательно, вопрос об объеме изъятия спорных участков вообще не рассматривался при утверждении проекта автодороги.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности адвокат Орлов А.В. требования административного иска поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям и доводам.

Просительную часть иска уточнил. Просит суд восстановить нарушенные права административных истцов:

Признать недействительным п.1 Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от "11" февраля 2022 года № 411-р«Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участках в целях обеспечения реализации проекта строительства и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» в части площади изымаемых земельных участков, необходимых для реализации проекта строительства и реконструкция автомобильной дороги А-289.

у Орловой И.Н.:

- земельного участка

у Иванова Н.Д.:

- земельного участка

- земельного участка

у Павкова С.В.:

- земельного участка

- земельного участка

Также просит суд обязать Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации «Росавтодор», Федеральное казенное учреждение Управление автомобильных дорог «Тамань» организовать работы, направленные на изъятие земельных участков в целях размещения элементов транспортной развязки №1 автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» вблизи ст. Марьянской, с оставлением в собственности частей земельных участков с , принадлежащего Орловой И.Н., с , принадлежащих Иванову Н.Д., с принадлежащих Павкову С.В., находящихся внутри транспортной развязки №1 проекта и не занятых элементами автодороги, а также с учетом необходимости обеспечения доступа с территории общего пользования к указанным участкам.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации «Росавтодор» по доверенности Бессонов А.А. возражал против удовлетворения иска.

В обоснование своих возражений указал, что проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь" II этап» разработан, утвержден и согласован в полном соответствии с нормами действующего законодательства.

Также указанный проект получил положительное заключение Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы". В настоящее время силами подрядной организации осуществляются строительно-монтажные работы.

Ранее Росавтодор распоряжением №4491-р утвердил предоставленную для утверждения документацию по планировке территории, о чем был уведомлен Глава Марьянского сельского поселения с целью осуществления мероприятий предусмотренных ч.16 ст.45 ГрК РФ.

Части земельных участков, изъятие которых оспаривается истцами, находятся внутри дорожной развязки и проект не предусматривает свободный доступ к ним, что и послужило основанием для принятия решения об их изъятии.

Таким образом, Распоряжение об изъятии земельных участков, по сути, является производным документом, вытекающим из утверждённой документации о планировке территории. Отмена Распоряжения в части спорных земельных участков не меняет утвержденную документацию по планировке территории, а лишь сделает невозможным ее исполнение.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральное казенное учреждение Управление автомобильных дорог «Тамань» по доверенности Соснова Е.В. возражала против удовлетворения иска по тем же основаниям.

Также указала, что проектирование транспортных развязок осуществляется на основании нормативно-технической документации с учетом категорийности объекта 1Б, условий обеспечения безопасности и удобства движения, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и экологических требований. При этом доводы и требования иска касаются именно проектировочных решений, притом, что проект прошел государственную экспертизу и согласования.

В судебное заседание привлеченный к участию в деле представитель заинтересованного лица администрации Марьянского сельского поселения по доверенности Коробейникова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что в соответствии с п.16 ст.45 ГрК, администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района произвела публикацию проектов планировки территории и проектов межевания территории в газете «Голос Правды».

По вопросу отсутствия информации о такой документации на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", пояснений дать не смогла.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, исходя из следующего.

На основании п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Судом установлено, что п.1 Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2022 года №411-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участках в целях обеспечения реализации проекта строительства и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» принято предварительное решение об изъятии для государственных нужд в целях строительства и реконструкция автомобильной дороги А-289 земельных участков.

В перечень, подлежащих изъятию вошли, в том числе, земельные участки, принадлежащие Орловой И.Н.

- земельный участок площадью

Иванову Н.Д.

- земельный участок

- земельный участок

Павкову С.В.

- земельный участок

- земельный участок

Истцы, обжалуя в части данное Распоряжение, ссылаются как на нарушение процедуры принятия оспариваемого решения, так и оспаривают факт необходимости изъятия всей площади земельных участков, указывая на то обстоятельство, что возможно изъять часть земельных участков занятых под проектируемым объектом строительства, при этом в проекте автодороги необходимо спроектировать дорожный съезд.

Рассматривая требования иска в части несоблюдения процедуры изъятия земельных участков, суд считает доводы административных истцов не обоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение прав гражданина или юридического лица на такой земельный участок, в том числе права собственности. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).

В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии со ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения; уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (пункты 1-3).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункты 4-5 ст. 56.6 ЗК РФ).

Согласно ч.10 ст.56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 12 ст. 56.6 ЗК РФ).

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (ч.2 ст.56.7 ЗК РФ).

Согласно исследованным материалам дела, указанные требования Градостроительного кодекса РФ административными ответчиками соблюдены.

Суд учитывает, что принятию оспариваемого Распоряжения предшествовала процедура подготовки документации по планировке территории.

Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) при планировании строительства автомобильной дороги (линейного объекта) в обязательном порядке осуществляется подготовка документации по планировке территории, которая в свою очередь согласно ч.4 ст.41 ГрК РФ включает проект планировки территории и проект межевания территории. При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории (ч.6 ст.41 ГрК РФ).

Процедура подготовки, разработки и утверждения документации по планировке территории определена Главой 5 ГрК РФ.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ Росавтодор 26.02.2019г. издал Распоряжение №464-р «О подготовке документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь». Данное распоряжение было направлено главе Марьянского сельского поселения к сведению.

Согласно ч.12.7 ст.45ГрК РФ документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи.

Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

04.12.2019 Глава Марьянского сельского поселения письмом №1837 согласовал разработанную документацию по планировке территории применительно к территории Марьянского сельского поселения Красноармейского района Краснодарского края.

25.12.2019г. Росавтодор своим распоряжением №4491-р утвердил предоставленную для утверждения документацию по планировке территории, о чем был уведомлен Глава Марьянского сельского поселения с целью осуществления мероприятий предусмотренных ч.16 ст.45 ГрК РФ, а именно для опубликования документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещения информации о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В настоящий момент разработанный, утвержденный и согласованный проект автодороги находится в стадии строительства.

Суд учитывает, что в соответствии с п.16 ст.45 ГрК РФ, администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района опубликовала проекты планировки территории и проектов межевания территории в газете «Голос Правды».

При этом, по мнению суда, отсутствие информации о такой документации на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", при наличии публикации в СМИ, не является таким нарушением процедуры согласования проекта планировки территории, которое послужило бы основанием к удовлетворению настоящего иска.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что документация по планировке территории выполнена в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства и не нарушают права поселения и граждан, проживающих на территории данного поселения.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что административными ответчиками Росавтодор и ФКУ «Тамань» соблюдены все условия, предусмотренные ст.279 ГК РФ, ст.ст. 56.6, 56.7 ЗК РФ, необходимые для изъятия земельных участков у собственника для государственных или муниципальных нужд, и нарушения прав административных истцов, административными ответчиками не допущено.

Доводы административного иска, в части оспаривающие проектные решения, в том числе о возможности внесения изменений в проектную документацию и строительства новых съездов и выездов, по мнению суда, не состоятельны.

Суд учитывает, что по существу спора, истцами обжалуются проектировочные решения по планированию транспортных развязок, которые приняты на основании нормативно-технической документации с учетом категорийности объекта, условий обеспечения безопасности и удобства движения, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и экологических требований, притом, что проект, прошел государственную экспертизу и согласования, получил положительное заключение Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы", следовательно, соответствует требованиям ГОСТ, СНиП и иным требованиям, установленным законодательством.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Орловой И.Н., Иванова Н.Д. и Павкова С.В. к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению Управление автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства), о признании незаконным в части изъятия земельных участков Распоряжения №411-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта строительства и реконструкции автомобильной дороги А-289 Краснодар- Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Красноармейского районного суда Фойгель И.М.