Дело № 2а-1152/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2016 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шевляковой И.Б.,
при секретаре Галкине А.С.,
с участием
административного истца - прокурора Поповой И.А.,
представителя заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации города о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их демонтаже,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пятигорский городской суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП ФИО2 предписание о демонтаже рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 в обосновании заявленных требований пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ИП ФИО2 выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м), общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,3м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м. Указанные рекламные конструкции расположены на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», сроком на 8 лет.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Частью 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Частью 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ФИО8 52044-2003.
Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО8 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании».Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за №, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.Требования ФИО8 52044-2003 направлены на обеспечениебезопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядкеустановки и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно ст. 1 ФИО8 52044-2003стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружнойрекламы и правила их размещения, а также требования к знакаминформирования об объектах притяжения. В соответствии с подп. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещенысбоку от автомобильной дороги или улицы нарасстоянии менее 10 м отбровки земляного полотна автомобильной дорогивне населенных пунктов и на расстоянии менее 5м от бровки земляногополотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением государственного инспектора штабной группы ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, государственногоинспектора <адрес> и <адрес> поиспользованию и охране земель, ведущего специалиста отдела рекламы МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» установлено, что ИП ФИО2 на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданногопостановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, рекламные конструкции размещены с нарушение вышеназванных требований ГОСТа, поскольку расстояние от рекламных конструкций до края проезжей части составляет 1,935м. Возведение рекламных конструкций в нарушение требований ФИО8 52044-2003, не отвечает требованиям ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», а также создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, родителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований ФИО8 52044-2003, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью для неопределенного круга лиц, а также безопасности дорожного движения, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ является основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с подп. 5 п. 20, п. 21 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке.В указанном случае владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.
На основании изложенного просила удовлетворить заявленные заместителем прокурора <адрес> к администрации <адрес> административные исковые требования в полном объеме, признать недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложить обязанность на администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП ФИО2 предписание о демонтаже рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд».
Полномочный представитель административного ответчика - администрации <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, из которого следует, что административный ответчик заявленные к нему требования не признает и просить отказать в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес> по изложенным ранее доводам. На основании п. 2 ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика - администрации <адрес>.
Принимая ранее участие в судебном заседании полномочный представитель ответчика администрации <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что административный ответчик не признает заявленные к нему заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования в полном объеме, поскольку Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства Промышленности и торговли РФ были утверждены изменения № ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.» с датой введения в действие ДД.ММ.ГГГГ и подп. 11, на который ссылается административный истец в подтверждение заявленных им исковых требований, был исключен из п. 6.1 ГОСТа 52044-2003, в связи с чем на момент рассмотрения спора по существу не имеется оснований для признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», и, соответственно, удовлетворения заявленных заместителем прокурора <адрес> административных исковых требований к администрации <адрес>.
Заинтересованное лицо - ИП ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не известил суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки, не заявил ходатайства об отложении судебного разбирательства. На основании ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Полномочный представитель заинтересованного лица - ИП ФИО2 - ФИО6, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения заявленных прокурором <адрес> к администрации <адрес> административных исковых требований по следующим основаниям: Согласно п. 5 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и учреждений, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Кроме того, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В свою очередь в исковом заявлении не указаны основания проведения прокурорской проверки. Таким образом, проведенная прокурором проверка была осуществлена с нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». О проводившейся проверке ИП не был уведомлен в нарушение требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР №), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно ст. 1 ТР № объектами технического регулирования являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР №, отнесены требования к средствам наружной рекламы. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дополнен пунктом 2.2. ФИО8 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7) и 6 (пункты 6.1-6.4, 6.6, 6.12, 6.13). В своем письме «О применении ФИО8 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»» Росстандарт указывает на добровольность применения вышеуказанного ГОСТ, ссылаясь на п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». К тому же, в рейтинге факторов, потенциально отвлекающих внимание от управления автомобилем, наружная реклама (причем как статическая, так и динамическая) оказалась в группе причин, оказывающих наименьшее влияние на происхождение аварийных ситуаций. В 2006 году был изучен и обобщен зарубежный опыт исследований в данной области. Анализ показал, что несмотря на задачу наружной рекламы привлекать внимание потребителей, в том числе и водителей, она не входит в число статистически значимых факторов, отвлекающих от управления автомобилем, и не является реальной причиной ДТП.
Также согласно последнему абзацу п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд не принял во внимание доводы истца о том, что на момент вынесения решения уже был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР №), а ФИО8 52044-2003 подлежал применению только до принятия указанного технического регламента. Вывод суда о том, что из положений законодательства Российской Федерации о рекламе и об автомобильных дорогах не следует вывод о возможности размещать рекламные конструкции без учета требований подпункта 6.1 ФИО8 52044-2003, является несостоятельным, так как на официальном сайте Госстандарта ДД.ММ.ГГГГ опубликовано письмо, из которого следует, что ГОСТ подлежит применению только на добровольной основе. О неприменении ГОСТа после принятия технического регламента прямо указано в ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», из буквального содержания которой следует, что в сфере размещения рекламных конструкций до принятия и утверждения соответствующего регламента подлежал применению ФИО8 52044-2003, и какого-то иного подтверждения факта не требуется, как ошибочно полагает суд.
Помимо этого не доказана вероятность угрозы жизни и здоровью граждан нарушением п.п. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-203. Не представлены доказательства ограничения видимости, ограничения восприятия водителем дорожной обстановки. Выводы о нарушении п.п. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-203 основываются лишь на акте обследования рекламной конструкции. Вместе с тем из указанного акта не усматриваются нарушения требований к конструкции, влекущих к угрозе жизни и здоровья граждан. Также в акте не приведены технические документы, на основании которых были осуществлены указанные в нем расчеты.
Принимая во внимание изложенное, представитель заинтересованного лица ФИО2 полагает, что заявленные заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования к администрации <адрес> необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные суду сторонами дела письменные и иные доказательств, суд считает заявленные заместителем прокурора <адрес> административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом установлено, следует из представленных суду доказательств: акта замера рекламных конструкций, установленных на улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к акту фототаблицы, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, заявления ИП ФИО2 о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы, - что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ИП ФИО2 выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м), общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,3м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м. Указанные рекламные конструкции расположены на фасаде здания по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», сроком на 8 лет.
Как усматривается из содержания акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе ведущего специалиста отдела рекламы МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», государственного инспектора штабной группы ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, государственного инспектора <адрес> и <адрес> края по использованию и охране земель по результатам обследования рекламных конструкций, установленных по адресу: <адрес>, - рекламные конструкции: световой короб (1,07х3,95м), общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,3м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, размещены с нарушением подп. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-2003, поскольку расстояние от рекламных конструкций до края проезжей части составляет 1,935 м, т.е. менее 5 м.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Частью 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Судом достоверно установлено, следует из представленных суду достаточных и достоверных доказательств: постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, заявления ИП ФИО2 о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы, договора №р от ДД.ММ.ГГГГ на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного между ООО «ПАП Лтд» и ИП ФИО2, заключений ООО «Пятигорское конструкторское бюро» от ДД.ММ.ГГГГ «О технической безопасности устройства информационного УИ 17-26 (панно), УИ 39-11, УИ-23-11, размещенного на фасаде здания по адресу: <адрес>», - что установленная ИП ФИО2 на фасаде здания по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ООО «ПАП Лтд», рекламная конструкция размещена рекламораспространителем ИП ФИО2 на основании выданного в установленном законом порядке разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, содержащегося в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом указанное постановление вынесено на основании заявления ИП ФИО2, представленных заявителем документов - договора №р от ДД.ММ.ГГГГ на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного между ООО «ПАП Лтд» и ИП ФИО2, заключений ООО «Пятигорское конструкторское бюро» от ДД.ММ.ГГГГ «О технической безопасности устройства информационного УИ 17-26 (панно), УИ 39-11, УИ-23-11, размещенного на фасаде здания по адресу: <адрес>», а также с учетом рекомендаций комиссии по вопросам согласования установки рекламных конструкций в <адрес> (протокол заседания № от ДД.ММ.ГГГГ).
В обоснование заявленных административных исковых требований заместитель прокурора <адрес> ссылается на те обстоятельства, что при установке и размещении рекламных конструкций ИП ФИО2 были нарушены положения подп. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-2003, поскольку расстояние от рекламных конструкций до края проезжей части составляет 1,935 м. Возведение рекламных конструкций в нарушение требований ФИО8 52044-2003 не отвечает требованиям ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», а также создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, родителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР №), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ и вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, объектами технического регулирования являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР №, отнесены требования к средствам наружной рекламы.
Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО8 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за №, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Однако, в соответствии с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) «О применении ФИО8 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», - в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ФИО8 52044-2003 подлежит применению на добровольной основе. К требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации, установленным ТР №, отнесены требования к средствам наружной рекламы. ФИО8 52044-2003 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР №), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№). Таким образом, ФИО8 52044-2003 может применяться также на добровольной основе в целях соблюдения требований ТР №.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дополнен пунктом 2.2. ФИО8 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7) и 6 (пункты 6.1-6.4, 6.6, 6.12, 6.13).
В соответствии с подп. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-2003, на который ссылается административный истец, как на норму, нарушенную действиями ИП ФИО2 при установке и эксплуатации рекламных конструкций, - средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах.
В судебном заседании установлено, что действительно расстояние от рекламных конструкций, установленных ИП ФИО2 на основании разрешения, выданного администрацией <адрес> в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, до края проезжей части составляет 1,935 м, тогда как в соответствии с подп. 11 п. 6.1 ФИО8 52044-2003 данное расстояние должно быть не менее 5 метров.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства Промышленности и торговли РФ, утверждены и введены в действие ДД.ММ.ГГГГ изменения № ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.» и подп. 11, на который ссылается административный истец в подтверждение заявленных им исковых требований, был исключен из п. 6.1 ГОСТа 52044-2003, а, следовательно, не действует на момент рассмотрения административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> по существу.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и приведенные правовые нормы действующего на момент рассмотрения спора судом законодательства, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ подп. 11 п. 6.1 в ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.», регулирующий размещение средств наружной рекламы сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах, утратил силу и несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям Государственного стандарта, создающее помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляющее права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, на которое ссылается административный истец в своих объяснениях, отсутствует, иных доказательств недействительности разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» суду административным истцом не представлено, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес>, заявленных к администрации <адрес> о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ИП ФИО2 предписание о демонтаже рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации города о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций : световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», выданного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», возложении обязанности на администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда выдать ФИО2 предписание о демонтаже рекламных конструкций: световой короб (1,07х3,95м) - 2 шт., общей площадью информационных полей 8,45 кв.м; световой короб (1,07х2,03м), площадью информационного поля 2,46 кв.м; брандмауэр (2,55х1,7м), площадью информационного поля 4,33 кв.м, владельцем которых является ФИО2, расположенных на фасаде здания частной собственности по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «ПАП Лтд», отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.
Судья И.Б. Шевлякова