ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1152/2021 от 09.12.2021 Березовского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1152/2021

24RS0004-01-2021-000701

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2021 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,

с участием представителя административного ответчика Аракеляна А.А. – Гиниятова А.Р.,

при секретаре Берестовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю к Аракелян А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Аракеляну А.А., в котором просит взыскать с учетом последних уточнений обязательные платежи и санкции в общей сумме 192 693,58 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 0,69 рублей, недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 152 964,25 рублей и пени в размере 666,82 рубля, недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 39 015 рублей и пени в размере 46,82 рубля.

Требования мотивированы тем, что Аракелян А.А. является плательщиком транспортного и земельного налога. Ответчику были направлены уведомления на уплату налогов, в соответствии с которым необходимо уплатить исчисленную сумму транспортного и земельного налога в установленный законом срок, однако сумма налогов уплачена не была, в связи с чем, в адрес ответчика было направлено требование, которое до настоящего времени не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС по Красноярскому краю не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил заявление, дополнительно пояснив, что <дата> Аракеляном А.А. погашена задолженность по недоимке по земельному налогу за 2017 год. Просил взыскать с Аракеляна А.А. с учетом последних уточнений от 28.07.2021 года обязательные платежи и санкции в общей сумме 192 693,58 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 0,69 рублей, недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 152 964,25 рублей и пени в размере 666,82 рубля, недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 39 015 рублей и пени в размере 46,82 рубля.

Административный ответчик Аракелян А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель административного ответчика Аракелян А.А. – Гиниятов А.Р. (полномочия подтверждены) в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, дополнительно пояснив, что решением Красноярского краевого суда от <дата> определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 2 601 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ответчику, была приведена в соответствие с его рыночной стоимостью в 2019 году (на основании судебного решения от <дата>). Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд, в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Исходя из того, что кадастровая стоимость земельного участка, из размера которой административным истцом исчислен оспариваемый ответчиком размер земельного налога установлена на <дата>, административный иск подан Аракеляном А.А. <дата>, требования нормы ч. 3 ст. 245 КАС РФ ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости соблюдены, соответствующая запись внесена в ЕГРН. В материалах дела имеются сведения о перерасчете налоговым органом сумм земельного налога к уплате (налоговые уведомления, письмо ИФНС за исх. от <дата> о перерасчете), обоснованность перерасчета подтверждается сведениями, направленным в суд Росреестром. Сумма земельного налога к уплате в год определена в размере 39 015 рублей. В соответствии с указанным размером ответчиком произведена оплата земельного налога за 2015 год, 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п.1 ст. 23 и п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Вышеуказанные органы, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются налоговым органам органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга).

Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию земельных участков, за административным ответчиком с <дата> зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, <адрес>, 1 км., автодороги Красноярск-Железногорск, 5/31.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2018 году (6 месяцев) Аракелян А.А. являлся собственником автомобиля Шкода Октавия, г/н 881ЕР124, а также собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Красноярский край, р-он Березовский, 1 км. автодороги «Красноярск – Железногорск», 5/31, в связи с чем налогоплательщику Аракеляну А.А. начислен к уплате транспортный налог за 6 месяцев 2018 года и земельный налог за 12 месяцев 2017 года и 2018 года в общем размере 365 572 рубля.

<дата> в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от <дата>.

МИФНС России по Красноярскому краю произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению , 88758851 за 12 месяцев 2016 года, 2017 года, 2018 года в общем размере 117 045 рублей.

Поскольку задолженность по налогам налогоплательщиком в установленные сроки оплачена не была, в адрес последнего налоговым органом направлено требование по состоянию на <дата> к уплате: пени по транспортному налогу в размере 0,69 рублей, пени по земельному налогу в размере 2 000,46 рублей, недоимка по транспортному налогу в размере 188 рублей, недоимка по земельному налогу в размере 548 076 рублей, а всего недоимка – 548 264 рубля, пени – 2 001,15 рублей со сроком уплаты до <дата>.

В указанный срок требование контрольного органа об оплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке, что явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

<дата> на основании заявления административного истца мировым судьей судебного участка в <адрес> Красноярского края вынесен судебный приказ о взыскании с Аракеляна А.А. задолженности по земельному налогу за 2016-2018 года в размере 107 757,75 рублей и пени в размере 140,46 рублей, по транспортному налогу за 2018 год в размере 188 рублей и пени в размере 0,69 рублей, а всего 108 086, 90 рублей.

На основании письменных возражений Аракеляна А.А. <дата> судебный приказ отменен, в связи с чем, истец обратился в районный суд.

Вместе с тем, согласно расчетам земельного налога, налоговая база земельного участка была определена, исходя из кадастровой стоимости – 12 179 442 рубля на основании оценки 2015 года.

Как установлено в судебном заседании, согласно решению Красноярского краевого суда от <дата>, вступившему в законную силу <дата>, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Красноярский край, р-он Березовский, 1 км. автодороги «Красноярск – Железногорск», 5/31, установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <дата>, в размере 2 601 000 рублей. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать <дата>.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Согласно кассационному определению Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата>, находящемуся в материалах административного дела а-661/2021 по иску МИФНС по Красноярскому краю к Аракеляну А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, где взыскана недоимка по земельному налогу за 2015-2016 года, указано, что с учетом заявленных требований суду необходимо было установить какая кадастровая стоимость земельного участка была указана в ЕГРН по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, пересматривалась ли данная кадастровая стоимость в порядке 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Из ответа на запрос Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от <дата> следует, что до <дата> определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденными приказом Минэкономразвития России от <дата> «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», а также на основе утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет с местоположением: Красноярский край, <адрес>, 1 км. автодороги «Красноярск-Железногорск», 5/31, с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 26 010,0 кв.м. <дата> в сведения ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 24:04:0401001:122, внесены изменения в сведения о категории земель – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования – «под строительство лесоперерабатывающей базы». В связи с чем, кадастровая стоимость данного земельного участка была определена в соответствии с п. 2.1.3. Методических указаний в размере 12 179 442,60 рублей, с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2 группы видов разрешенного использования земель промышленности и иного специального назначения <адрес> в размере 468,26 рублей/кв.м., утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от <дата>-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края» и внесена в ЕГРН <дата>. В результате ГКО земель промышленности и иного специального назначения Красноярского края, проведенной в 2016 года, постановлением Правительства Красноярского края от <дата>-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования <адрес>», для земельного участка с кадастровым номером утверждена кадастровая стоимость в размере 13 280 445,90 рублей, УПКС в размере 510,59 рублей/кв.м. Указанные сведения о кадастровой стоимости определены по состоянию на <дата> и внесены в ЕГРН <дата>. В сведения ЕГРН <дата> по земельному участку с кадастровым номером на основании копии решения Красноярского краевого суда от <дата> внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости – 2 601 000,00 рублей, определенной по состоянию на <дата>. Таким образом, в ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на дату <дата> содержится в размере 12 179 442,60 рублей и применяется с <дата>, кадастровая стоимость, установленная решением суда в размере рыночной стоимости – 2 601 000,00 рублей, определена по состоянию на <дата> и применяется с <дата>.

Доводы стороны ответчика о том, что расчет задолженности административным истцом произведен неверно, поскольку решением Красноярского краевого суда от <дата> установлена иная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 2 601 000 рублей по состоянию на <дата>, которая и должна применяться при расчете земельного налога с 2015 года, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и сводятся к несогласию с расчетом задолженности с учетом установленной ранее кадастровой стоимости спорного земельного участка, принадлежащего административному ответчику. При этом, с учетом пояснений, данных Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю в рамках уточнения размера кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, по указанию Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, отраженному в кассационном определении от <дата>, уполномоченным органом дан ответ, согласно которому кадастровая стоимость, установленная решением Красноярского краевого суда от <дата> в размере рыночной стоимости – 2 601 000,00 рублей, то есть фактически пересмотренная кадастровая стоимость указанного земельного участка (ранее была установлена в размере 12 179 442,60 рублей), являющаяся равной его рыночной стоимости, действительно определена по состоянию на <дата>, однако применяется она с <дата>.

На данные обстоятельства указано истцом и в уточнении исковых требований, а именно: согласно вышеуказанному кассационному определению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:122 в размере его рыночной стоимости (2 601 000 рублей) не подлежит применению для целей налогообложения за налоговые периоды ранее 2018 года, и не может быть использована для расчета земельного налога за 2015-2016 года.

С учетом вьшеизложенного, истцом произведен перерасчет недоимки по земельному налогу за 2017 год и пени, исходя из налоговой базы в размере 12 179 442 рубля (налоговая база) *1 (доля в праве) * 1,5 % (налоговая ставка) = 182 692 рубля. С учетом частичной оплаты недоимки в размере 29 727,75 рублей общая сумма недоимки по земельному налогу за 2017 составила 182 692 рубля - 29 727,75 рублей = 152 964,25 рублей, а также произведен расчет пени по земельному налогу за 2017 год: с <дата> по <дата>: 13 (число дней просрочки) * 182 692,00 (недоимка) *6,50 (ставка пени) = 514,58 рублей; с <дата> по <дата>: 4 (число дней просрочки) * 182 692,00 (недоимка) * 6,25 (ставка пени)= 152,24 рубля. Общая сумма недоимки пени по земельному налогу за 2017 год, подлежащая взысканию: 514,58 руб. + 152,24 рубля - 666,82 рубля.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства административным истцом получены платежные поручения от представителя административного ответчика: платежное поручение от <дата>, платежное поручение от <дата>, платежное поручение от <дата>, платежное поручение от <дата>, суммы по которым учтены истцом при расчете исковых требований.

Доводы стороны ответчика о том, что истцом сумма земельного налога к уплате в год определена в размере 39 015 рублей, в связи с чем произведен перерасчет в соответствии с указанным размером и ответчиком произведена оплата земельного налога за 2015-2020 года судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Исходя из представленного письма МИФНС России по Красноярскому краю от <дата> последней произведен перерасчет земельного налога на основании решения Красноярского краевого суда а-515/2019 от <дата>, которым определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:122, равная его рыночной стоимости на <дата> – 2 601 000 рублей. В ходе проведенного перерасчета за 2016 год сумма налога уменьшена на 143 677 рублей, за 2017 год на 143 677 рублей, за 2018 год на 143 677 рублей. Однако, данный перерасчет был произведен в январе 2020 года, до вынесения Восьмым кассационным судом общей юрисдикции определения от <дата>, и получения разъяснения Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю по вопросу применения кадастровой стоимости спорного земельного участка после ее уточнения.

Поскольку на административного ответчика законом возложена обязанность по уплате налогов, и на день вынесения решения указанная обязанность не выполнена, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 5 053,87 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю к Аракелян А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Аракелян А.А., проживающего по адресу: Красноярский край, <адрес>:

- пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 0,69 рублей, счет получателя 40, БИК 010407105, ИНН 2452029714 УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю), код бюджетной классификации 18;

- недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 152 964,25 рублей, счет получателя 40, БИК 010407105, ИНН 2452029714, УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю) код бюджетной классификации 18,

- пени земельного налога за 2017 год в размере 666,42 рубля, счет получателя 40, БИК 010407105, ИНН 2452029714 УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю), код бюджетной классификации 18,

- недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 39 015 рублей, счет получателя 40, БИК 010407105, ИНН 2452029714, УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю), код бюджетной классификации 18,

- пени по земельному налогу за 2018 год в размере 46,82, счет получателя 40, БИК 010407105, ИНН 2452029714, УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю), код бюджетной классификации 18.

Взыскать с Аракелян А.А., проживающего по адресу: Красноярский край, <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 053,87 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Березовский районный суд.

Председательствующий Г.А. Шахматова

Мотивированное решение изготовлено <дата> года