РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2а-23/2024
УИД: 38RS0009-01-2023-001381-73
г. Зима 10 января 2024 г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Дебольской Н.Л.,
с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области Шин А.Г.,
представителя административного ответчика администрации Зиминского городского муниципального образования Долбня О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Зиминского городского муниципального образования, в котором с учетом уточнения заявленных требований просит:
- признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части неисполнения полномочий по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах в границах Зиминского городского муниципального образования;
- обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования организовать обустройство не менее одного места массового отдыха населения на водных объектах - пляжа, соответствующего требованиям, установленным постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 № 280/59-пп «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области» в срок до **.**.**.
В обоснование административного иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении на водных объектах безопасности людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, в результате которой установлено, что на территории г. Зимы отсутствуют места, предназначенные для массового отдыха в границах имеющихся водных объектов. Пунктами 20, 32, 34, 36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ указаны полномочия органа местного самоуправления, которые обусловлены его правами собственника водных объектов. Кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, нормы части 5 названной статьи устанавливают административные полномочия органов местного самоуправления городского округа в отношении водных объектов, расположенных на территории городского округа, которые корреспондируются с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов создания условий для массового отдыха жителей городского округа и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, к компетенции городского округа. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 769 установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 № 280/59 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области (далее - Правила). Согласно п. 10. Правил органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области определяется и утверждается статус мест массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах, расположенных на территории Иркутской области, в установленном порядке. В силу п. 16 Правил безопасность детей на водных объектах обеспечивается правильным выбором и оборудованием мест купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности. Проведенной проверкой установлено, что на территории г. Зимы имеются следующие водные объекты: <данные изъяты><данные изъяты>. Вместе с тем места массового отдыха и купания на территории г. Зимы, соответствующее требованиями нормативных документов, отсутствуют, что, в свою очередь, приводит к угрозе жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования. Отсутствие специальных мест массового отдыха населения на водных объектах и мест купания приводит к тому, что несовершеннолетние лица в летний период, несмотря на действующий запрет нахождения без присмотра взрослых, находятся на указанных водных объектах в нарушение требований действующего законодательства. <данные изъяты> Кроме этого на водных объектах административным ответчиком не всегда обеспечивается наличие информационных знаков о запрете купания.
Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе и Главное управление МЧС России по Иркутской области.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Шин А.Г. просил удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - администрации Зиминского городского муниципального образования ФИО2 иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив, что Водный Кодекс РФ не содержит императивной нормы, обязывающей орган местного самоуправления обустроить места массового отдыха населения на водных объектах, включающие участок акватории водного объекта, отведенного для купания - пляжа. В исковом заявлении прокурором сделана ссылка на п. 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха. В целях реализации указанных полномочий на территории г. Зима администрацией созданы и содержатся следующие места массового отдыха: сквер <данные изъяты>. К тому же, Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, предусмотрена возможность организации пляжа не только органом местного самоуправления. Также для обустройства пляжа требуется получение согласования с органами Роспотребнадзора и МЧС России, поскольку отсутствие экспертных мнений указанных органов, может повлечь за собой невозможность исполнения решения суда, поскольку ни прокурор, ни администрация не обладают специальными познаниями, которые позволили бы сделать вывод о возможности организации пляжа на одном из водных объектов, находящихся на территории г. Зима. Поскольку органом местного самоуправления не определены места массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории Зиминского городского муниципального образования, судом не может быть возложена обязанность по обустройству пляжа. Кроме того, прокурором пропущен срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО7 в письменном отзыве на административное исковое заявление, указала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие на территории Зиминского городского муниципального образования организованных мест массового отдыха населения на водных объектах (пляжей), соответствующих требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 № 280/59-пп, несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровью людей на водных объектах в купальный сезон. <данные изъяты>
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе ФИО5 в письменном отзыве на административное исковое заявление просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в соответствии требованиями ст. 62 КАС РФ, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Использование водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, утверждаемых в соответствии со статьей 50 настоящего Кодекса, а также с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (ч. 3 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 50 Водного кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами и правилами использования водных объектов для рекреационных целей.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 № 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах", утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 № 280/59-пп утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области (далее - Правила), которые устанавливают требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей при использовании водных объектов общего пользования для отдыха, туризма и спорта, а также при эксплуатации паромных переправ, переправ по льду и наплавных мостов на водных объектах общего пользования в Иркутской области, при использовании водных объектов общего пользования для осуществления отдельных видов деятельности.
Согласно подп. 1 п. 8 Правил пляж - это территория, включающая участок акватории водного объекта, отведенный для купания, и участок земной поверхности, в пределах которой органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, организацией или индивидуальным предпринимателем организован массовый отдых населения, связанный с купанием.
Согласно п. 10 Правил органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области определяется и утверждается статус мест массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах, расположенных на территории Иркутской области, в установленном порядке.
Пунктом 11 указанных Правил предусмотрены правила обустройства пляжа.
Согласно п.п. 20,32,36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также правил использования водных объектов для рекреационных целей.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся также полномочия, которые корреспондируются с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Устава Зиминского городского муниципального образования (в ред. от 26.10.2023) муниципальное образование наделено статусом городского округа.
Согласно п.п. 20,32,36 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Из материалов дела следует, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении на водных объектах безопасности людей, в том числе несовершеннолетних граждан, в результате которой установлено, что на территории г. Зимы имеются следующие водные объекты: <данные изъяты> при этом места, предназначенные для массового отдыха в границах имеющихся водных объектах, отсутствуют.
**.**.** и **.**.** в адрес мэра Зиминского городского муниципального образования Зиминской межрайонной прокуратурой внесены представления по фактам отсутствия информационных знаков, ограничивающих доступ к водным объектам неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на территории водных объектов - <данные изъяты>
Из ответа мэра Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, следует, что на территории Зиминского муниципального образования отсутствуют санкционированные места отдыха населения на водных объектах; в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2023 № 131-ФЗ администрация Зиминского городского муниципального образования не имеет полномочий по ликвидации стихийных мест массового отдыха людей на воде; <данные изъяты><данные изъяты>. Также из указанного ответа следует, что администрацией Зиминского городского муниципального образования принято постановление от **.**.**№ «Об обеспечении безопасности на водных объектах в летний период 2023 года» и утвержден график совместного патрулирования водных объектов территории Зиминского городского муниципального образования на 2023 год.
Из актов выполненных работ по установке временных информационных знаков «Купаться запрещено» от **.**.** и **.**.**, следует, что в несанкционированных местах отдыха населения, расположенных около водоемов в границах Зиминского городского муниципального образования - <данные изъяты>, установлены временные информационные знаки «Купаться запрещено».
Из постановления администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**№ «Об обеспечении безопасности на водных объектах в летний период 2023 года» следует, что на территории Зиминского городского муниципального образования был введен запрет на купание населения всех возрастных категорий в несанкционированных местах отдыха.
Согласно данным отдела КНД Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области <данные изъяты>
Таким образом, в ходе судебного заседания установлен факт бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части непринятия мер по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах.
Непринятие административным ответчиком мер к созданию безопасных условий для массового отдыха жителей муниципального округа на водных объектах общего пользования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасный доступ к водным объектам, на охрану их жизни и здоровья, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что места массового отдыха населения на водных объектах в границах Зиминского городского муниципального образования не определены, об отсутствии согласования и экспертного заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе и Главного управления МЧС России по Иркутской области по вопросу обустройства места массового отдыха населения на водных объектах в границах Зиминского городского муниципального образования подтверждают бездействие административного ответчика в решении данного вопроса, взаимосвязанного с обеспечением свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Довод представителя административного ответчика о наличии на территории городского округа ряда скверов и парков как мест массового отдыха населения не может быть принят во внимание, поскольку обязанность органа местного самоуправления по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах не находится в зависимости от данного обстоятельства.
Вопреки ошибочному мнению представителя административного ответчика обязанность по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод представителя административного ответчика о пропуске прокурором срока для обращения в суд с заявленными требованиями не основан на нормах процессуального права, поскольку выявленное прокурором бездействие административного ответчика носит длящийся характер, и обязанность по обустройству мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства не прекратилась. Согласно ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если указанным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч.2 ст.227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Учитывая существо выявленного нарушения, напрямую связанного с безопасностью пребывания граждан на водных объектах, принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения безопасности граждан на водных объектах, отсутствие санкционированных мест массового отдыха населения Зиминского муниципального образования на водных объектах, создает угрозу нарушения прав граждан, в том числе несовершеннолетних детей, на охрану их жизни и здоровья в период проведения летнего отдыха, установить срок устранения недостатков по требованию прокурора до **.**.**.
В соответствии с ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части неисполнения полномочий по обустройству места массового отдыха населения на водных объектах в границах Зиминского городского муниципального образования.
Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования (<данные изъяты>) организовать обустройство не менее одного места массового отдыха населения на водных объектах-пляжа, соответствующего требованиям, установленным постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 № 280/59-пп «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области» в срок до **.**.**.
Копию судебного решения вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Горбунова
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2024 г.