ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1154/18 от 12.07.2018 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

2а-1154/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года г.Симферополь

Железнодорожный районный суд г.Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Колоцей М.В.,

при секретаре - Савелькиной А.С.,

с участием:

административного истца – ФИО3,

представителя ОМВД России по Симферопольскому району – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Отделу МВД России по Симферопольскому району о признании действий незаконными, отказа незаконным и обязании рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратился с иском (уточненным в процессе производства по делу) к Отделу МВД России по Симферопольскому району, в котором просит признать действия Административного ответчика незаконными: такими, что нарушают конституционные права Административного истца на свободный выбор места жительства на территории РФ, выраженные в форме возврата документов, поданных 23.04.2018 г. через ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для получения государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, противоречащими положениям ст. 27 Конституции РФ, ст. 1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Признать отказ Административного ответчика в принятии Выписки из ЕГРН Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2017 года, как документов, являющихся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, незаконным и нарушающими положения ст. 15, 16, 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 1 Закона РФ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Признать решение Отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, изложенное в уведомлении от 16.05.2018 г. № ОВМ-68/3994 незаконным, вынесенным с нарушением требований п. 60 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984. Обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району рассмотреть заявление Административного истца о регистрации по месту жительства: Россия, Республика Крым, Симферопольский район, за границами населенных пунктов <адрес>

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для постановки на регистрационный учет по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ при обращении в вышеуказанный центр для получения результата предоставления данной услуги Административного истца уведомили об отказе в проведении регистрационного учета по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ на письменный запрос Административного истца был получен письменный отказ Административного ответчика в проведении регистрационного учета по месту жительства. Административный ответчик аргументирует принятое им решение отсутствием основания для вселения в жилое помещение.

Административный истец считает, что федеральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесено ведение регистрационного учета по месту жительства, своими противоправными действия грубо нарушает действующее законодательство Конституцией РФ права и свободы граждан.

Административному истцу на праве собственности принадлежит садовый дом, общей площадью 214,5 м2, кадастровый , расположенный на вышеуказанном Земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок ДД.ММ.ГГГГ под номером 90-90/016-90/016/002/2016-6576/1 (далее - Садовый дом).

Иное недвижимое имущество, которое находится в собственности, у Истца отсутствует, о чем свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 14.082017 г .

На основании решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу , и вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, данный Садовый дом является жилым строением пригодным для постоянного проживания граждан, в качестве одноквартирного жилого дома.

Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. Основанием для регистрации гражданина по месту жительства является наличие у данного гражданина права собственности или пользования помещением пригодным для постоянного проживания, находящимся на территории Российской Федерации.

Таким образом, сотрудниками Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Симферопольскому району вышеуказанного государственного органа Административному истцу неправомерно было отказано в реализации своего конституционного права выбора места жительства и в выполнении установленной законом обязанности информировать государство о своем реальном месте жительства.

Право регистрации места жительства в упомянутом жилом строении закреплено в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева".

Определением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27 июня 2018 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району Лобов Виталий Петрович.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ОМВД России по Симферопольскому району просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что документы, предоставленные истцом в ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району, не являются основанием для его регистрации по адресу: Республика Крым, Симферопольский р-н, на территории <адрес>

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 9.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для снятия с регистрационного учета гражданин Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ регистрация граждан по месту жительства (по месту пребывания) производится в жилые помещения.

В ст. 1 действующего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединений граждан», определяющей основные понятия, применяется термин «жилое строение», понятие «садовый дом» в нем не отражено.

Согласно абзацу 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединений граждан», регистрация проживания в жилом строении, возведенном на садовом земельном участке не предусмотрена.

Постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П вышеуказанная норма признана несоответствующей Конституции Российской Федерации в той части, в которой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, с учетом норм законодательства и Постановления Конституционного суда Российской Федерации, фактически пригодным для проживания должно быть жилое строение (дом, помещение), которое при определенных условиях может быть отнесено к индивидуальному жилищному фонду.

В случае, если садовый дом имеет назначение «нежилое», без изменения назначения с нежилого на жилое, осуществление регистрации по месту жительства в такой садовый дом не будет соответствовать требованиям действующего законодательства.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела.

Административному истцу на праве собственности принадлежит садовый дом, общей площадью 214,5 м2, кадастровый , расположенный на вышеуказанном Земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок ДД.ММ.ГГГГ под номером

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, нежилое здание, общей площадью 214,5 кв.м., количество этажей два, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, на территории <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО3, номер и дата регистрации права: , ДД.ММ.ГГГГг., является жилым строением пригодным для постоянного проживания, в качестве одноквартирного жилого дома.

Установление данного факта, позволяет истцу и членам его семьи обратиться в регистрирующий орган для проведения регистрации по месту жительства в нежилом здании признанным судом жилым строением пригодным для постоянного проживания граждан, по вступлении решения суда в указанной части в законную силу.

Право на регистрацию у истца возникло с даты вступления решения суда в указанной части в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ в ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району обратился ФИО3 с заявлением о регистрации по адресу: <адрес>, на территории <адрес>

Данное заявление зарегистрировано и рассмотрено руководством ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району был дан мотивированный ответ об отказе в регистрации заявителя по вышеуказанному адресу, мотивированный тем, что для получения государственной услуги по регистрации истцу необходимо, согласно п.49 Приказа МВД России п от 31.12.2017 №984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предоставить лицам ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме №6; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В связи с тем, что истцом не был предъявлен документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, документы были возвращены на доработку.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные, постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, на основании изложенных фактов, в соответствии со ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ, вышеуказанный дом является объектом жилищных прав, а зарегистрированное право собственности на данный объект жилищных прав в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ дает право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом, в том числе предоставлять во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности, жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Право регистрации места жительства в упомянутом доме закреплено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева", согласно которого запрет на регистрацию по месту фактического проживания, в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), может привести к чрезмерному ограничению права граждан на выбор места жительства и лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что учитывая решение Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , позволяют произвести регистрацию административного истца по месту его жительства.

На основании изложенного, административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, суд считает, что отказ ответчика в регистрации административного истца по месту его жительства осуществлен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации и подлежит отмене.

Конституционный суд Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996г. №2-П, указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющегося органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять действия по регистрации граждан на территории Республики Крым, принять конкретное решение. В связи с чем, суд обязывает административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца на основании решения Железнодорожного районного суда г.Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Также, руководствуясь предписаниями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым указать в решении суда о возложении на административного ответчика обязанности в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда – суду и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО3 – удовлетворить.

Признать незаконными действия врио начальника ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району Лобова В.П.

Признать незаконным решение врио начальника ОВМ ОМВД России по Симферопольскому району Лобова В.П. от 16 мая 2018 года №ОВМ-68/3994.

Обязать Отдел МВД России по Симферопольскому району от 16 мая 2018 года повторно рассмотреть заявление ФИО3 о его регистрации по месту жительства: <адрес>, за границами населенных пунктов <адрес> на основании решения Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2017 года по делу №2-1637/2017.

В течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суду и административному истцу – в порядке п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Симферополя Республики Крым.

Судья М.В.Колоцей

Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2018 года.

Судья М.В.Колоцей