ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1154/19 от 26.04.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Административное дело № 2а-1154/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Новоульяновск, Ульяновская область 26 апреля 2019 г.

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Лёшиной И.В.

при секретарях Чермных И.В., Конихиной Ю.И.

с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Захаровой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области, в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному учреждению «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, разработать и утвердить муниципальные правовые акты, устанавливающие размер бесплатного предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, принять меры по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки для мест погребения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, разработать и утвердить муниципальные правовые акты, устанавливающие размер бесплатного предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, принять меры по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки для мест погребения.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области расположено 3 места погребения (кладбища) – вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода, содержание которых не соответствует положениям действующего законодательства.

В нарушение норм закона на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не приняты меры по организации похоронного дела, в том числе, путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определены порядок деятельности указанной службы, требования кк качеству таких услуг.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Проверка также показала, что ни одно место захоронения на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области на государственный кадастровый учет не поставлено, права собственности муниципального образования на них не зарегистрированы. Между тем, данные обстоятельства препятствуют выделению бюджетных средств на содержание данных объектов недвижимости, поскольку расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности. При этом право собственности должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, вопреки действующему законодательству, административным ответчиком не приняты муниципальные правовые акты поселений, устанавливающие размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего, правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных и вероисповедальных кладбищ.

Непринятием административным ответчиком мер по организации оказания похоронных услуг нарушаются права граждан, в том числе, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, связанных с пользованием на безвозмездной основе услугами по погребению, гарантированными государством.

Просил признать незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, выразившееся в отсутствии: специализированной службы по вопросам похоронного дела; муниципальных правовых актов, устанавливающих размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего; порядка предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, в том числе, для семейных (родовых) захоронений; непостановке на кадастровый учет земельных участков с расположенными на них кладбищами, находящимися вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода; обязать МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области в срок до 15.09.2019 г. создать на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области специализированную службу по вопросам похоронного дела; разработать и утвердить муниципальные правовые акты, устанавливающие размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего, порядок представления и использования земельных участков для размещения мест погребения, в том числе, для семейных (родовых) захоронений на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области; в срок до 20.04.2020 г. поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенными вблизи г.Новоульяновск, с.Криуши, с.Панская Слобода, а также принять меры по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на указанные земельные участки.

В судебном заседании участвующий прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица – МУ «КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области по доверенности – ФИО1 исковые требования не признала и суду пояснила, что порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения на территории МО «Город Новоульяновск», а также предоставления бесплатно земельного участка для погребения регулируется Положением о порядке содержания общественных кладбищ на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденным постановлением администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29.10.2015 г. № 1550-П «О порядке содержания общественных кладбищ на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области».

Границы мест погребения отражены в Генеральном плане МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденном решением Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» от 18.01.2013 г. № 33 «Об утверждении генерального плана МО «Город Новоульяновск», в Правилах землепользования и застройки муниципального образования«Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденных Решением Городской Думы МО «Город Новоульяновск» от 29.08.2013 № 73.

Кладбища г.Новоульяновска и с.Криуши расположены на земельных участках сельскохозяйственного назначения, кладбище с.Панская Слобода - на землях лесного фонда, находятся в границах МО «Город Новоульяновск Ульяновской области. При этом в реестре муниципальной собственности кладбища МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не числятся, что влечет невозможность постановки указанных земельных участков на кадастровый учет.

Указала, что вышеуказанные кладбища находятся в ведении отдела капитального строительства, ТЭР и ЖКХ МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск», т.е. фактически создана и функционирует специализированная служба по вопросам похоронного дела.

При достаточном финансировании из средств местного бюджета будут произведены межевания земельных участков с последующим постановкой их на кадастровый учет.

Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, а также представители заинтересованных лиц, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерства строительства и архитектура Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч.2 ст.3, ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п.17 ч.1 ст.15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.01.2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (п.2.1.4).

Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту – Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ предусмотрено, что именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в п.1 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст.12 указанного Федерального закона).

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище.

При этом указанный выше Федеральный закон не содержит понятие специализированной службы. Согласно п.2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст.10 названного Федерального закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п.1 ст.9 этого Федерального закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст.9 приведенного Федерального закона).

Из анализа приведенных законоположений следует вывод о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Местное самоуправление является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ формой осуществления народом своей власти, наиболее приближенной к населению, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Конституция РФ, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч.1 ст.132).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.11.2003 г. N 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (ст.31).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Федеральным законом N 8-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик, считая заявленные требования необоснованными, поскольку на территории муниципального района созданы условия для исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ, сослался на принятие муниципальных нормативных правовых актов, которыми утверждены порядок содержания общественных кладбищ на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, порядок захоронения, установки надмогильных сооружений, правила посещения кладбищ, а также установлен размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбищ для осуществления захоронения.

Кроме того, указывалось на фактическое создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, функции которого возложены и фактически исполняются отделом капитального строительства, ТЭР и ЖКХ МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Невозможность постановки на кадастровый учет и оформление права муниципальной собственности земельных участков с размещенными на них кладбищами вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода Ульяновской области обосновывалось тем обстоятельством, что данные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, а потому необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Судом исследовался вопрос, имеющий в силу ч.11 ст.226 КАС РФ правовое значение для правильного разрешения заявленных требований, а именно, выполнял ли названный отдел МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области функции специализированной службы по вопросу похоронного дела; наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для захоронения умершего, а также возможность постановки на кадастровый учет и оформление права муниципальной собственности земельных участков с сооруженными на них кладбищами, расположенными вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода Ульяновской области.

Установлено, что в соответствии с ч.1 ст.1 Устава МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения городского округа, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

На территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области расположены места захоронений (кладбища) вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода Ульяновской области.

Постановлением администрации МО «Новоульяновск» Ульяновской области от 29.10.2015 г. № 1550-П об утверждено Положение о порядке содержания общественных кладбищ на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – Положение).

Указанное Положение определяет порядок содержания кладбищ, находящихся на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, а также порядок захоронения, установки надмогильных сооружений и правила посещения кладбищ.

Фактическое осуществление сотрудниками отдела капитального строительства, ТЭР и ЖКХ МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – Отдел) достоверно подтверждается их должностными инструкциями, а также фотоматериалами, размещенными, в том числе, на Интернет-сайте административного ответчика, которые содержат сведения о проводимых мероприятиях по вопросам организации похоронного дела.

Пунктом 4.5 названного Положения установлен размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбищ для осуществления захоронения, в соответствии с которым под захоронение тела в гробу предоставляется участок земли в размере 1 м. х 2 м., под захоронение урны с прахом – 0,8 м. х 0,8 м.

Кроме того, указанное выше Положение содержит информацию о порядке предоставления и использования земельных участков под захоронение.

Пунктами 2.8, 2.9 Положения определено, что отведение земельного участка, в том числе, под создание семейного (родового) захоронения осуществляется безвозмездно Отделом.

Функцию по определению земельных участков под захоронение на кладбищах, а также контроль за соблюдением порядка захоронений и их последовательности осуществляет Отдел (п.п.4.3, 4.4 Положения).

На новых кладбищах и участках захоронение производится в последовательном порядке и на основании разрешения, форма которого является приложением к Положению (п.4.6).

В соответствии п.4.9 Положения каждое захоронение регистрируется инспектором отдела в книгу учета.

Названным Положением регламентированы изготовление и установка надмогильных сооружений, правила движения транспортных средств по территории общественных кладбищ, а также правила их посещения.

В течение 2017 г. и 2018 г. МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области оказывались услуги по захоронению жителей г.Новоульяновска Ч. В.А., ** года рождения и К. Е.А., ** года рождения. Данные обстоятельства подтверждаются договорами по оказанию услуг, актами выполненных услуг, платежными документами.

Судом установлено, что для размещения мест погребения на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области выделены земельные участки из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (кладбища г.Новоульяновска и с.Криуши), а также категории земель – лесного фонда (кладбище с.Панская Слобода).

Точная площадь указанных мест захоронения не определена, но их границы отражены в Генеральном плане МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 18.01.2013 г. № 33, а также в Правилах землепользования и застройки МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденных решением Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29.08.2013 г. № 73.

В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.

На основании п.п.4,5 ст.16 вышеуказанного Федерального закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В силу ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В ст.6 ЗК РФ содержится понятие «земельный участок». Согласно содержащемуся в указанной статье понятию земельный участок- объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

С 1.01.2017 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Согласно п.п.6,7 ст 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со ст.14 указанного выше Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.22 Федерального закона N 218-ФЗ план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1).

В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч. 2).

В соответствии со ст.6 ЗК РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, которые имеют характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав связано с моментом постановки его на кадастровый учет. До момента осуществления государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

Непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п.п.5 п.1 ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 настоящего Федерального закона влечет отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Прокурором Ульяновского района Ульяновской области заявлены исковые требования о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков с расположенными на них кладбищами вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода Ульяновской области, а также принятии мер по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на указанные земельные участки.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст.62 КАС РФ, каких-либо доказательств фактического существования данных объектов суду не представлено.

Земельные участки, на которых расположены данные объекты, не индивидуализированы, межевание в отношении них не проводилось, на кадастровом учете данные земельные участки не стоят.

Таким образом, допустимые и достаточные сведения о введении в гражданский оборот данных земельных участков в качестве вышеуказанных объектов отсутствуют.

Кроме того, как отмечалось выше, кладбища вблизи г.Новоульяновска, с.Криуши, с.Панская Слобода Ульяновской области расположены на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, а потому в настоящее время возможность поставить данные земельные участки с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет и зарегистрировать на них право собственности, не представляется возможным, поскольку для этого необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств, кроме исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного прокурором Ульяновского района Ульяновской области административного иска, а поэтому считает необходимым отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному учреждению «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, разработать и утвердить муниципальные правовые акты, устанавливающие размер бесплатного предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, принять меры по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки для мест погребения, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционный жалобы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья И.В.Лёшина

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019 г.