Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск – Камчатский 12 января 2017 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре ФИО2,
при участии представителей административного истца ФИО3,
ФИО6,
ФИО4,
представителя ответчика прокуратуры Камчатского края ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края о признании незаконным и необоснованным представления прокуратуры Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее Региональная служба) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и необоснованным представления прокуратуры Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что осуществляет полномочия по проверке и согласованию отчетов энергоснабжающих организаций о полезном отпуске электрической энергии и размере компенсации тарифов на электроэнергию при предоставлении сниженных тарифов. Заместителем прокурора Камчатского края по результатам проведения проверки по обращению генерального директора акционерного общества «Камчатские электрические сети им. ФИО5» (далее АО «КЭС») о неправомерных действиях и бездействии Региональной службы при согласовании отчета данной энергоснабжающей организации о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и размере недополученных доходов в разрезе потребителей за август 2016 года в адрес Региональной службы внесено представленное об устранении нарушений федерального законодательства. Основанием для внесения представления явился тот факт, что Региональная служба не согласовала отчет АО «КЭС» о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и размере компенсации тарифов на электрическую энергию от применения сниженных тарифов на электроэнергию за август 2016 года в связи с отсутствием в отчете за указанный период перерасчета объема энергии, предоставленного на общедомовые нужды потребителям – юридическим лицам в нежилом помещении многоквартирного дома. При этом из представления следует вывод о том, что поскольку на территории Камчатского края на электрическую энергию, потребляемую населением, установлены льготные (сниженные) тарифы, то при расчете платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, расположенном на территории края, использованию подлежат льготные (сниженные) тарифы.
Вместе с тем, действующее законодательство не приравнивает потребителей в нежилых помещениях к категории «население», которой в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О краевом бюджете на 2016 год» предоставлено право на получение электрической энергии по льготным (сниженным) тарифам, устанавливаемым Региональной службой, и не указывает на необходимость применения к данным потребителям именно льготных (сниженных) тарифов, установленных для населения.
На основании изложенного, истец полагает, что представление прокурора в части требований о принятии конкретных мер по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Региональной службы, виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства, является незаконным.
Представители административного истца ФИО3, ФИО6, ФИО4 в судебном заседании просили административный иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского ФИО7 в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Административный ответчик заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО8 о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Камчатского края проведена проверка по обращению генерального директора АО «КЭС» о неправомерных действиях и бездействии Региональной службы при согласовании отчета данной энергоснабжающей организации о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и размере недополученных доходов в разрезе потребителей за август 2016 года.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в августе 2016 года АО «КЭС» при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, использовало льготные (сниженные) тарифы, установленные для населения Камчатского края постановлением Региональной службы от ДД.ММ.ГГГГ№, что нашло свое отражение в отчете АО «КЭС» за август 2016 года, который ДД.ММ.ГГГГ направлен энергоснабжающей организацией в Региональную службу для согласования.
Однако Региональная служба указанный отчет не согласовала, мотивировав свой отказ неверным применением данной организацией регулируемых тарифов и необходимостью произведения перерасчета платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, использовав при этом экономически обоснованные тарифы, утвержденные постановлением Региональной службы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, установлено, что Региональной службой инициировано проведение ДД.ММ.ГГГГ совещания с участием руководителей энергоснабжающих организаций Камчатского края, на котором данные должностные лица неверно ориентированы Региональной службой на заведомо неправомерное использование экономически обоснованных тарифов при расчете платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении.
Указывая, что грубые нарушения требований федерального законодательства, допущенные должностными лицами Региональной службы при согласовании отчета АО «КЭС» за август 2016 года, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенных на них должностных обязанностей по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части правильности применения регулируемых им цен (тарифов), что стало возможным в результате отсутствия должного контроля со стороны руководства Региональной службы и, как следствие, повлекло нарушение гарантированных федеральным законодательством прав и законных интересов АО «КЭС» на субсидирование недополученных доходов за счет краевого бюджета, а также влечет нарушение гарантированных федеральным законодательством прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потребителей коммунальной услуги электроснабжения в нежилых помещениях, расположенных на территории Камчатского края, на оплату данной услуги по льготным (сниженным) тарифам, установленным для всего населения края, заместитель прокурора края внес в адрес руководителя Региональной службы представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому последнему необходимо, в том числе, безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Региональной службы, виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд не находит оснований для признания указанного представления прокурора незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
Согласно п. 1 ст. 23 указанного Закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 34 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1178, применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В силу ч. 4 ст. 16 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О краевом бюджете на 2016 год» право на получение электрической энергии от энергоснабжающих организаций Камчатского края по льготным (сниженным) тарифам, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, имеют:
1) население, проживающее на территории Камчатского края, а также приравненные к нему категории потребителей;
2) прочие потребители Камчатского края, за исключением федеральных бюджетных потребителей;
3) юридические лица и индивидуальные предприниматели Камчатского края, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, жестяно-баночного производства, а также имеющие крытые спортивные объекты с искусственным льдом, расположенные под воздухоопорной конструкцией.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены льготные (сниженные) тарифы на электрическую энергию, поставляемую АО «КЭС» потребителям на 2016 год.
В силу п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее Правила), при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.
Таким образом, в п. 44 Правил содержится прямое указание о необходимости расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, исходя из цен (тарифов), установленных для населения, независимо от того, отнесен (приравнен) ли данный потребитель к категории «население» либо нет, а также независимо от того, на какие нужды им используется электроэнергия.
Учитывая, что для населения, проживающего на территории Камчатского края, установлены льготные (сниженные) тарифы на получение электрической энергии, то и при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, расположенном на территории Камчатского края, используются такие же тарифы, о чем правомерно указано в оспариваемом представлении.
Ссылки истца на то, что данный пункт Правил не указывает на необходимость применения к потребителям в нежилых помещениях именно льготных (сниженных) тарифов, установленных для населения, основаны на неверном толкований норм действующего законодательства, в связи с чем судом во внимание приняты быть не могут.
Таким образом, доводы представления прокурора о нарушении Региональной службой требований федерального законодательства при согласовании отчета АО «КЭС» за август 2016 года, а также требования прокурора в адрес руководителя Региональной службы о принятии конкретных мер по устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Региональной службы, виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства, являются законными и обоснованными.
При вынесении оспариваемого представления прокурором соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия должностного лица на внесение представления, а также порядок его внесения, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска Региональной службы о признании незаконным и необоснованным представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края о признании незаконным и необоснованным представления прокуратуры Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна
Судья А.Ф. Селибов