Дело № 2а-1155/2018 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен), Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) (Единый регистрационный центр) о признании незаконным решения о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Кстовский городской суд (адрес обезличен) с настоящим административным иском, ссылаясь на следующее.
(дата обезличена) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по (адрес обезличен) за государственными регистрационным номером (номер обезличен) из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от (дата обезличена) № 129-ФЗ прекращена деятельность Гаражно-строительного кооператива «Вишенки» (далее- ГСК «Вишенки») (ОГРН/ИНН (номер обезличен)/(номер обезличен)). Прекращение деятельности ГСК «Вишенки» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является незаконным, действия МРИ ФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен) по исключению из ЕГРЮЛ «Вишенки» являются незаконными, а налоговый орган обязан исключить из ЕГРЮЛ запись от 29 февраля 2012 года за государственным регистрационным номером (номер обезличен) об исключении из ГСК «Вишенки» из Единого государственного реестра юридических лиц по следующим основаниям. 14 января 1997 года за № 3 в государственно-правовом департаменте администрации (адрес обезличен) зарегистрирован ГСК «Вишенки» (регистрационный номер (номер обезличен)) и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица, копия которого прилагается к настоящему административному исковому заявлению. Согласно уставу ГСК «Вишенки», утвержденному решением № 2 общего собрания членов от 24 мая 1996 года, кооператив организуется с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для авто и мотоспорта на землях, выделенных администрацией (адрес обезличен), на собственные средства членов кооператива, а также для последующей эксплуатации гаражей и систем обеспечения. В силу п. 3.1, п. 3.2 Устава, по окончании строительства каждому члену кооператива оформляются документы, подтверждающие право собственности на гараж. Документы оформляются тем членам кооператива, которые выполнили все обязательства по внесению вступительных и паевых взносов. Распоряжением за (номер обезличен)р от (дата обезличена) «О предоставлении права пользования земельным участком гаражно-строительному кооперативу «Вишенки» в районе (адрес обезличен)» на основании Распоряжения администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен)-р ГСК «Вишенки» предоставлено право пользования земельным участком площадью 0,2900 га на условиях аренды сроком на 49 лет под строительство индивидуальных гаражей боксового типа в районе (адрес обезличен). На основании Распоряжения администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) ГСК «Вишенки», Распоряжения за (номер обезличен) от (дата обезличена) «О предоставлении права пользования земельным участком гаражно-строительному кооперативу «Вишенки» в районе (адрес обезличен)(дата обезличена) между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (адрес обезличен) и ГСК «Вишенки» заключен договор аренды земельного участка площадью 2900 кв.м. для использования под строительство индивидуальных гаражей боксового типа. По указанному договору аренды ГСК «Вишенки» в полном объеме выполнял свои обязательства по оплате аренды земельного участка. Подлинник указанного договора аренды кооперативом утрачен, поэтому (дата обезличена) Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района выдан дубликат договора (номер обезличен) от (дата обезличена) Административный истец ФИО1(дата обезличена) по договору продажи приобрела в собственность одноэтажный кирпичный гараж, условный номер которого (номер обезличен), общей площадью 29,30 кв.м. Право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано в регистрирующем органе, что подтверждается прилагаемой к настоящему заявлению копией свидетельства серии (номер обезличен) от (дата обезличена). Осенью 2017 года ГСК «Вишенки» обратился в КУМИ Кстовского муниципального района (адрес обезличен) с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка (номер обезличен) от (дата обезличена) В ответ на указанное обращение КУМИ (адрес обезличен) разъяснил, что согласно сведениям о юридическом лице ЕГРЮЛ (дата обезличена) ГСК «Вишенки» прекратил свою деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от (дата обезличена) № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Со ссылкой на п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, КУМИ (адрес обезличен) отказало в перезаключении договора аренды (номер обезличен) от (дата обезличена) и рекомендовало в судебном порядке обжаловать решение налогового органа и внесение в реестр соответствующей записи о восстановлении ГСК «Вишенки». Согласно прилагаемой к настоящему административному исковому заявлению копии страницы официального сайта регистрирующего органа в сети Интернет, содержащей сведения о ГСК «Вишенки», деятельность ГСК «Вишенки» прекращена записью от (дата обезличена) за (номер обезличен). В связи с нарушением установленной законом процедуры, предполагающей публикацию в средствах массовой информации решения о предстоящем исключении юридического лица, и лишении тем самым его права на подачу заявления в ИФНС в порядке, установленном пунктом 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», административный истец просит признать незаконными действия налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ГСК «Вишенки» и возложить на налоговый орган обязанность исключить из ЕГРЮЛ запись от (дата обезличена) за (номер обезличен) о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 21.1 названного ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным ФЗ. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п.2). В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 г. № 26-П, признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица- неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридически лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания её недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой отчетности, но не может быть признано достаточным для прекращения её деятельности. Кроме того, в силу пункта 10 статьи 31 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок документов отчетности является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации. Из изложенного следует, что установленный ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ упрощенный – внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность. В соответствии с положениями ст. 50 ГК РФ потребительский кооператив является некоммерческой организацией и не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли. Учитывая, что с момента государственной регистрации ГСК «Вишенки» фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за кооперативом земельном участке, следует вывод о том, что неосуществление кооперативом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности, не может быть признано достаточным для выводы о прекращении им деятельности. При этом налоговый орган не дал оценки тому факту, что у ГСК «Вишенки» не имелось счета в банке, поскольку открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным. Таким образом, наличие записи об исключении ГСК «Вишенки» препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членом кооператива, а поэтому законны и обоснованы требования заявителя о признании незаконными действия налогового органа по исключению ГСК «Вишенки» из ЕГРЮЛ и обязании налогового органа исключить из ЕГРЮЛ запись от (дата обезличена) за (номер обезличен). Спорные правоотношения возникли в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, поэтому к данным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации установлен главой VIII.1 указанного Федерального закона, нормами которой не установлено обязательное оспаривание в вышестоящий налоговый орган действий регистрирующего органа, связанных с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ. В силу изложенного, административный истец полагает, что законодатель не требует досудебного порядка урегулирования спора. С момента регистрации и по настоящее время ГСК «Вишенки» осуществляет свою уставную деятельность. В соответствии со ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ необходимыми условиями для принятия решения в отношении юридического лица о признании его фактически прекратившим свою деятельность и исключении из единого государственного реестра юридических лиц являются:
1. Не представление данным юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,
2. Не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Только при наличии одновременно всех указанных выше условий, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п.1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ и иным нормативно-правовым актам. ГСК «Вишенки» является действующей организацией и признаки недействующего юридического лица отсутствуют. Следовательно, прекращение его правоспособности в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ, нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, также нарушаются права и законные интересы членов ГСК, одним из которых административный истец являлась до момента исключения из ЕГРЮЛ.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, в уточненном иске указал, что Приказом ФНС России от (дата обезличена) № ММФ-7-4/651 с 2016 года на территории (адрес обезличен) создан Единый регистрационный центр- Межрайонная ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен), осуществляющий функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлению сведений из государственных реестров. Функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен) переданы в 2016 г., и просил признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по (адрес обезличен) в Единый государственный реестр юридических лиц записи 2125250012061 от (дата обезличена) о прекращении деятельности юридического лица ГСК «Вишенки» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по (адрес обезличен) исключить сведения о прекращении деятельности ГСК «Вишенки» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена МРИ ФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен), в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Кстовского муниципального района (адрес обезличен).
В судебном заседании административный истец, его представитель, на своих требованиям настаивали, согласно доводов административного иска и уточнений к нему.
Представители административных ответчиков Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен), Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) (Единый регистрационный центр), представители заинтересованных лиц - КУМИ Кстовского муниципального района (адрес обезличен), администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен), в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители ответчиков с иском не согласны, согласно доводов письменных возражений.
Межрайонная ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) в своем отзыве указывает на то, что в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 129-ФЗ. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1. Федерального закона N 129-ФЗ).
На основании справки о непредставлении юридическим лицам в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации от 31.10.2011 № 548-О и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов от 31.10.2011 № 548-С 04.11.2011 г. было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 533 и 09.11.2011 размещено сообщение (копия прилагается) в Вестнике государственной регистрации N 44 (351) о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-строительный кооператив «Вишенки» ОРГН 1035200725493, ИНН <***>.
В установленный законодательством срок, заявлений от заинтересованных лиц не поступило, в связи, с чем (дата обезличена) была внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Ведение деятельности от имени кооператива само по себе не влияет на законность и обоснованность такого решения. Действующим законодательством определены исчерпывающие основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и затем решения об исключении, которые инспекцией были соблюдены.
Таким образом, принятое решение об исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-строительный кооператив «Вишенки» является законным и обоснованным и принятым в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, при проявлении должной осмотрительности и заботливости ГСК, достоверно зная о том, что оно на протяжении двенадцати месяцев подряд не осуществляет операции по банковскому счету и не представляет налоговые декларации, имело возможность отслеживать такую информацию о себе как на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и журнала "Вестник государственной регистрации", так и путем обращения к соответствующим сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц.
Пропуск срока на обжалование, предусмотренный п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, с (дата обезличена) функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен)) переданы в Межрайонную ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен) (Единый регистрационный центр). Единый центр регистрации осуществляет функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведению единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, представлению сведений из государственных реестров.
Представитель ответчика- Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен) представили отзыв на иск, в котором содержатся доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве МРИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен).
В судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 подтвердили, что ГСК «Вишенки», членами которого они являются, с момента регистрации и по настоящее время осуществляет свою уставную деятельность, а именно фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за кооперативом земельном участке, при этом они оплачивают членские взносы, пользуется принадлежащими им гаражами.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав административного истца, его представителя, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
(дата обезличена) за (номер обезличен) в государственно-правовом департаменте администрации (адрес обезличен) зарегистрирован ГСК «Вишенки» (регистрационный номер (номер обезличен)) и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица, копия которого прилагается к настоящему административному исковому заявлению.
Согласно Уставу ГСК «Вишенки», утвержденному решением (номер обезличен) общего собрания членов от (дата обезличена), кооператив организуется с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для авто и мотоспорта на землях, выделенных администрацией (адрес обезличен), на собственные средства членов кооператива, а также для последующей эксплуатации гаражей и систем обеспечения.
В силу п. 3.1, п. 3.2 Устава, по окончании строительства каждому члену кооператива оформляются документы, подтверждающие право собственности на гараж. Документы оформляются тем членам кооператива, которые выполнили все обязательства по внесению вступительных и паевых взносов.
Распоряжением за № 5685р от 23.04.1997 г. «О предоставлении права пользования земельным участком гаражно-строительному кооперативу «Вишенки» в районе (адрес обезличен)» на основании Распоряжения администрации города Кстово от 27.11.1995 г, № 1847-р ГСК «Вишенки» предоставлено право пользования земельным участком площадью 0,2900 га на условиях аренды сроком на 49 лет под строительство индивидуальных гаражей боксового типа в районе (адрес обезличен).
На основании Распоряжения администрации (адрес обезличен) от 27.11.1995 г. № 1847-р ГСК «Вишенки», Распоряжения за № 585р от 23.04.1997 г. «О предоставлении права пользования земельным участком гаражно-строительному кооперативу «Вишенки» в районе (адрес обезличен) 05 мая 1997 г. между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (адрес обезличен) и ГСК «Вишенки» заключен договор аренды земельного участка площадью 2900 кв.м. для использования под строительство индивидуальных гаражей боксового типа.
По указанному договору аренды ГСК «Вишенки» в полном объеме выполнял свои обязательства по оплате аренды земельного участка. Подлинник указанного договора аренды кооперативом утрачен, поэтому (дата обезличена) Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района выдан дубликат договора (номер обезличен) от (дата обезличена)
Административный истец ФИО1(дата обезличена) по договору продажи приобрела в собственность одноэтажный кирпичный гараж, условный номер которого (номер обезличен), общей площадью 29,30 кв.м., при этом право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано в регистрирующем органе, что подтверждается прилагаемой к настоящему заявлению копией свидетельства серии (номер обезличен) от (дата обезличена).
Осенью 2017 года ГСК «Вишенки» обратился в КУМИ Кстовского муниципального района (адрес обезличен) с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка (номер обезличен) от (дата обезличена).
В ответ на указанное обращение КУМИ (адрес обезличен) разъяснил, что согласно сведениям о юридическом лице ЕГРЮЛ (дата обезличена) ГСК «Вишенки» прекратил свою деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от (дата обезличена) № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при этом со ссылкой на п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, КУМИ (адрес обезличен) отказало в перезаключении договора аренды (номер обезличен) от (дата обезличена).
Установлено, что (дата обезличена) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы (номер обезличен) по (адрес обезличен) за государственными регистрационным номером (номер обезличен) из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ прекращена деятельность Гаражно-строительного кооператива «Вишенки» (ОГРН/ИНН (номер обезличен)), поскольку указанная некоммерческая организация в течение 12 месяцев не подавала документов отчетности в налоговые органы, движение денежные средств на банковских счетах не осуществлялось, что подтверждается материалами дела.
Согласно прилагаемой к настоящему административному исковому заявлению копии страницы официального сайта регистрирующего органа в сети Интернет, содержащей сведения о ГСК «Вишенки», деятельность ГСК «Вишенки» прекращена записью от (дата обезличена) за (номер обезличен).
Из пояснений стороны административного истца, свидетелей, следует, что с момента государственной регистрации ГСК «Вишенки» фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за кооперативом земельном участке, что не оспаривалось административными ответчиками.
Таким образом, на основании справки о непредставлении юридическим лицам в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации от 31.10.2011 № 548-О и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов от 31.10.2011 № 548-С 04.11.2011 г. было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 533 и 09.11.2011 размещено сообщение в Вестнике государственной регистрации N 44 (351) о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-строительный кооператив «Вишенки» ОРГН (номер обезличен), ИНН (номер обезличен), что подтверждается материалами дела.
В установленный законодательством срок, заявлений от заинтересованных лиц не поступило, в связи, с чем (дата обезличена) была внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В соответствии с названной нормой права регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 того же Закона если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Разъясняя данные законоположения, в Письме ФНС РФ от (дата обезличена) N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации" указано следующее.
ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы Справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (далее - Справки), оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление).
Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.
Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Доказательства соблюдения названных законоположений налоговыми органами представлены.
Кроме того, публикация о предстоящем исключении кооператива из реестра юридических лиц содержит все предусмотренные законом сведения.
Несмотря на официальную публикацию информации о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ГСК «Вишенки» в журнале «Вестник государственной регистрации» (номер обезличен) от 09.11.2011/2364, в установленный п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ трехмесячный срок заинтересованными лицами, в том числе председателем ГСК, заявления в регистрирующий орган не направлялись. Инспекции Яне была осведомлена об осуществлении некоммерческой организацией какой-либо деятельности, направленной на достижение уставных целей, и правомерно внесла запись об исключении из реестра кооператива как недействующего юридического лица.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов административного истца, его представителя относительно того, что наличие документов, регулирующих правоотношения кооператива с органами государственной власти в рамках земельных правоотношений, проведение кооперативом землеустроительных работ, взимание членских взносов, достоверно свидетельствует об осуществлении кооперативом хозяйственной деятельности, поскольку для принятия решения налоговому органу надлежит проверить два критерия- предоставление отчетности за последние 12 месяцев и наличие движения денежных средств по счетам, все остальные обстоятельства юридически значимыми в рамках деятельности органа не являются.
Доказательств обратного, равно как и доказательств обращения в налоговый орган с возражениями относительно исключения из ЕГРЮЛ в течение установленного законом трехмесячного срока, заявителем суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, ГСК «Вишенки» имело одновременно все признаки недействующего юридического лица, предусмотренные п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц Ии индивидуальных предпринимателей», а налоговый орган действовал в соответствии с административным порядком ликвидации недействующего юридического лица.
Кроме того, председатель правления ГСК был обязан интересоваться деятельностью кооператива, был вправе получать необходимую информацию, в том числе выписки из ЕГРЮЛ, и имел возможность направить в регистрирующий орган соответствующее заявление о несогласии с исключением кооператива из ЕГРЮЛ.
Между тем, указанные действия произведены не были.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что кооператив обоснованно признан налоговым органом недействующим юридическим лицом, условия признания ГСК «Вишенки» недействующим юридическим лицом были соблюдены, процедура исключения кооператива из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, налоговым органом проведена в соответствии с требованиями законодательства.
Приведенные свидетелями, административным истцом и его представителем доводы и пояснения, фактически указанных обстоятельств не опровергают, и не имеют правового значения оп рассматриваемому делу.
Доводы административного истца о фактическом осуществлении деятельности и наличии гражданско-правовых обязательств у ГСУ «Вишенки» основан на расширительном толковании Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект, к которым отнесены некоммерческие организации, обязан вести бухгалтерский учет, отражающий деятельность юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 289 НК РФ налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Отсутствие движения средств по счетам и не представление сведений в налоговый орган в течение 12-ти месяцев, является подтверждением того обстоятельства, что организация не осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Права ФИО1 как члена ГСК «Вишенки» налоговыми органами не нарушены, поскольку она не заявила о своих претензиях к ГСК «Вишенки» после принятия решения о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ.
При этом ФИО1 не лишена возможности защищать свои права собственника самостоятельно в силу п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ.
Ссылка на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 6 декабря 2011 года N 26-П, согласно которой непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, является необоснованной.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являлись положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку они служат основанием для признания религиозной организации недействующей, обладающей особым публично-правовым статусом и осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно для совместного исповедания и распространения веры.
Положения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Не представляя отчетность, и не совершая операции по счету в банке, учредитель юридического лица должен исходить из той степени осмотрительности, которая бы позволила избежать негативных последствий, предусмотренных законодателем, в случае неисполнения возложенных законом обязанностей, а также воспользоваться правом направить заявление в связи с публикацией на сайте о предстоящем исключении юридического лица из реестра.
Суд не принимает во внимание ссылки административного истца на оплату членских взносов и иных платежей, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о деятельности ГСК.
Так, подтверждением деятельности СНТ для налогового органа является движение средств по счетам организации и представление документов бухгалтерской отчетности.
Ведение деятельности от имени кооператива само по себе не влияет на законность и обоснованность такого решения. Действующим законодательством определены исчерпывающие основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и затем решения об исключении, которые инспекцией были соблюдены.
Спорные правоотношения возникли в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, поэтому к данным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации установлен главой VIII.1 указанного Федерального закона, нормами которой не установлено обязательное оспаривание в вышестоящий налоговый орган действий регистрирующего органа, связанных с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.
Обязательный порядок досудебного обжалования, установленный статьей 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен только в отношении решения территориального регистрирующего органа, которым отказано в государственной регистрации.
Таким образом, обязательность обжалования в вышестоящем налоговом органе предусмотрена только в отношении решений об отказе в государственной регистрации, и в данном случае не требовалась.
Установлено, что Приказом ФНС России от (дата обезличена)(номер обезличен) с 2016 года на территории (адрес обезличен) создан единый регистрационный центр – Межрайонная ИФНС России (номер обезличен) по (адрес обезличен), осуществляющая функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлению сведений из государственных реестров. Функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по нижегородской области были переданы в 2016 году. Обжалуемая запись за ГРН (номер обезличен) об исключении из ЕГРЮЛ ГСК «Вишенки» была принята (дата обезличена) Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен).
Таким образом, МРИ ФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) решение о предстоящем исключении ГСК «Вишенки» не принимала, запись об исключении недействующего юридического лица в ЕГРЮЛ не вносила.
Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что ФИО1 не доказала факт нарушения ее прав, свобод и законных интересов действиями ответчиков. При этом, напротив, налоговый орган доказал законность и обоснованность принятого им решения, соблюдение процедуры его принятия.
При установленных по делу обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что принятое решение об исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-строительный кооператив «Вишенки» является законным и обоснованным и принятым в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд находит требования административного истца необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен), Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по (адрес обезличен) (Единый регистрационный центр) о признании незаконным решения о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,отказать.
Решение может быть обжаловано в (адрес обезличен) областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд (адрес обезличен).
Судья Кравченко Е.Ю.