ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1155/19 от 17.01.2020 Баксанского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело№ 2а-87/2020

УИД: 07RS0002-01-2019-000540-89


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Баксан 17 января 2020 года

Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе председательствующего судьи Хахо К.И.,

при секретарях Чемазоковой Е.Т., Шогеновой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Батит Лейлы Мухадиновны к Межрайонной ИФНС России № 2 по КБР о списании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Батит Л.М. обратилась в Баксанский районный суд КБР с административным иском к МР ИФНС России № 2 по КБР о списании Межрайонной ИФНС России № 2 по КБР задолженности по страховым взносам, пеням в связи с истечение установленного срока взыскания на общую сумму 18526 рублей 87 копеек, в том числе:

• по страховым взносам (пеня) на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховых пенсий (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года), в размере 6085 рублей 42 копейки;

• по страховым взносам (пеня) на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 1506 рублей 64 копейки;

• по страховым взносам (пеня) на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату накопительной части пенсии, в размере 276 рублей 20 копеек;

• по страховым взносам (налог) на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 6473 рублей 94 копейки;

• по страховым взносам (пеня) на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 4184 рублей 67 копеек.

В обоснование заявленных требований указывает, что предпринимательской деятельностью в настоящее время истец не занимается, прекратила ее 14 августа 2017 года. Согласно Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» объявлена налоговая амнистия для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная задолженность образовалась до 2017 года. Сумму задолженности, отраженную в справке о состоянии расчетов истец не признает и все сроки для ее принудительного взыскания (три года) по настоящее время считает истекшими.

Административный истец Батит Л.М. о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик Межрайонная ФНС России № 2 по КБР, надлежаще извещён о времени и месте рассмотрения дела. Причины отсутствия его представителя в судебном заседании суду не известны, однако представлен отзыв на административный иск, согласно которому истец возражает против удовлетворения заявленных требований, просит в их удовлетворении отказать. В обоснование возражений указывает, что с 01 января 2017 года на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ и Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и в Фонд социального страхования переданы в ФНС. Из ПФР РФ в ФНС России в электронном виде были переданы сальдовые остатки задолженности по страховым взносам, однако документы по мерам взыскания, принятым до передачи функций администрирования ответчику на бумажных носителях не направлялись. В связи с изложенным у ответчика отствует возможность предоставить суду расчет взыскиваемого налога, документ, подтверждающий направление требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке, а также посняения о периодах образования спорной задолженности и расчеты пеней.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дела без участия не явившихся в судебное заседание сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии п. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 01 января 2017 года и установленным ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 01 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Безнадежными к взысканию согласно п. 4 ст. 59 Налогового кодекса РФ признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

К такому предусмотренному законом случаю относится ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Согласно ч. 3 названного Закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. 1 и ч. 2, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 29 декабря 2017 года.

При таком положении в данном случае на день рассмотрения административного иска Батит Л.М. не требуется постановить решение суда для признания недоимки безнадежной к взысканию, поскольку соответствующее решение должен принять сам налоговый орган в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административно исковых требований Батит Лейлы Мухадиновны к Межрайонной ИФНС России № 2 по КБР о списании недоимки по страховым взносам и пеням за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики через Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца.

Председательствующий