Дело №2а-1155/2019 2 апреля 2019 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административных истцов ФИО1,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным решения от 07.09.2018 №02-22633/2018 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного согласно схеме; обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью 2500 кв.м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, прилагаемую к поданному ими заявлению от 30.08.2018 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указали, что на основании решения Тосненского городского суда Ленинградской области от 19.07.2010 по делу №2-1052/10 им принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Поскольку дом расположен на землях лесного фонда, для оформления прав на земельный участок, на котором он расположен, ими была изготовлена и оправлена ответчику на согласование схема его расположения на кадастровом плане территории. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка было принято ответчиком 30.08.2018. В связи с превышением срока рассмотрения заявления 28 ноября 2018 года ответчику была отправлена досудебная претензия и лишь 20 декабря 2018 года был получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что к заявлению не была приложена проектная документация лесного участка.
Административные истцы считают отказ неправомерным по следующим основаниям. Из положений статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что допускается формирование земельных участков из земель лесного фонда, на которых расположены объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года, для целей, не связанных с использованием лесов. Поскольку истцы приобрели права на жилой дом до 1 января 2016 года, они вправе претендовать на земельный участок, на котором расположен их дом.
Отказ ответчика нарушает права истцов, поскольку в силу пункта 11 статьи 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является препятствием для утверждения ответчиком схемы расположения земельного участка, на котором расположен их дом, и приобретению прав на него (л.д.26-28).
ФИО2, ФИО3, ФИО4 извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились (л.д.52-54).
Их представитель ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что 30.08.2018 истцы обратились в комитет по природным ресурсам с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка. К заявлению была приложена схема, которую они просили утвердить. Только на основании утвержденной схемы происходит образование земельного участка. Площадь земельного участка не превышает максимальный размер земельного участка. Требование о предоставлении проектной документации земельного участка истцы считают незаконным. Комитет не представил суду доказательств того, что направил письмо, истцы это письмо по почте не получили. В декабре 2018 года он направил досудебную претензию, это подтверждает то, что ответа на момент отправления он не получил. Получил ответ 20 декабря 2018 года, в чем расписался.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и об отказе удовлетворении административного иска (л.д.39, 56), представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, определен императивной нормой, в частности пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 2 пункта 2 указанной статьи к заявлению прилагается проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта. Согласно пункту 3 этой же статьи в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В Комитет 30.08.2018 от ФИО2, ФИО3, ФИО4 поступило для рассмотрения заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно поименованным в указанном заявлении документам в качестве приложений заявителями представлены: копии свидетельства о государственной регистрации права, схема расположения земельного участка, копия доверенности представителя заявителей. При сопоставлении информации о характерных точках границ испрашиваемого земельного участка с материалами лесоустройства Учебно-опытного лесничества Комитетом установлено, что образуемый земельный участок располагается на землях лесного фонда в квартале 206 Лисинского участкового лесничества Учебно-опытного лесничества. В рассматриваемом случае, поскольку заявление подано с целью предварительного согласования предоставления лесного участка, то согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации к такому заявлению также должна быть приложена проектная документация лесного участка. О наличии выявленных Комитетом обстоятельств административным истцам письмом от 07.09.2018 №02-22633/2018 сообщено, что испрашиваемый участок является лесным и в таком случае к заявлению должны быть приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации, в частности, проектная документация лесного участка.
Комитет отмечает, что ссылка административных истцов на правовые нормы, регламентирующие процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к рассматриваемым правоотношениям не применяются, поскольку административные истцы обратились в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и при таких обстоятельствах подлежат соблюдению императивные нормы, устанавливающие процедуру рассмотрения такого заявления, в том числе к составу документации, подлежащей предоставлению в рамках рассмотрения уполномоченным органом заявления (л.д.34-36).
Выслушав объяснение представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании (пункт 4 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ).
Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Согласно пункту 11 названной статьи основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации, является получение органом, рассматривающим заявление об утверждении схемы, уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании такой схемы.
Судом установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 на праве общей долевой собственности, по 1/3 каждому (каждой) принадлежит одноэтажный жилой дом общей площадью 96,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 9 сентября 2010 года (л.д.14-16). Основанием возникновения их права общей долевой собственности является решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 19.07.2010 по делу №2-1052/10.
Административные истцы подготовили схему расположения земельного участка площадью 2500 кв.м на кадастровом плане территории, в границах которого расположен жилой дом (л.д.18). Их представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, удостоверенной нотариально, с соответствующими полномочиями, 30.08.2018 подал на имя председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области заявление с просьбой о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов вышеуказанного земельного участка, расположенного согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №. К заявлению были приложены указанная схема, правоподтверждающие документы на жилой дом и доверенность (л.д.17, 41-48).
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в письме от 07.09.2018, адресованном представителю заявителей ФИО1, сообщил о том, что испрашиваемый земельный участок располагается в границах земель лесного фонда – квартал 206 Лисинского участкового лесничества Учебно-опытного лесничества. В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления лесного участка прилагается проектная документация лесного участка. Так как в представленных документах отсутствует проектная документация лесного участка, Комитет отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д.19, 40).
Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2016 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) установлено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов (далее - застроенный лесной участок), осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения). При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ если застроенный лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В силу положений пункта 4 статьи 11.10, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения в целях образования застроенного лесного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Пунктом 2.2 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на Комитет возложены полномочия по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (пункт 2.2).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Указанный жилой дом расположен в границах лесничества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Исходя из пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Такого основания для отказа в согласовании схемы сообщение комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 07.09.2018 не содержит. Площадь земельного участка соответствует назначению земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, обеспечивает функционирование расположенного на нем жилого дома. На схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки, не накладывается на земли общего пользования – улицу Арнольда, со стороны улицы Арнольда обеспечен доступ к участку (л.д.47).
Суд пришёл к выводу о том, что предусмотренная частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена. Требование от заявителей проектной документации лесного участка противоречит части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2016 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Доводы административного ответчика о неприменимости указанных административными истцами правовых норм, поскольку последние обратились к нему с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд находит не состоятельными, считает казуистикой. Как указано выше, предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать. Утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории равнозначно принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка площадью 2500 кв.м на кадастровом плане территории, в границах которого расположен жилой дом. Комитет был обязан согласовать данную схему, других вариантов решения у него не было, исходя из положений статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2016 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В определении о принятии административного искового заявления к производству суда и о подготовке административного дела к судебному разбирательству административному ответчику было указано на предоставление доказательств направления или вручения заявителям оспариваемого решения. Комитет представил суду только копию уведомления от 07.09.2018 №02-22633/2018, на котором стоит подпись представителя заявителей в получении письма 20.12.2018 (л.д.40). Административное исковое заявление было подано в суд 31.01.2019 (л.д.8).
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С учетом представленных материалов и объяснения представителя административных истцов суд приходит к выводу о том, что о принятом решении заявителям стало известно 20.12.2018, следовательно, срок на обращение в суд ими не был пропущен.
Удовлетворяя административный иск, суд возлагает на комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность согласовать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Административным истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые надлежит взыскать с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать решение комитета по природным ресурсам Ленинградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленное уведомлением от 07.09.2018 №02-22633/2018, незаконным, нарушающим права и законные интересы ФИО2, ФИО3, ФИО4, их исковые требования удовлетворить.
Обязать комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласовать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Установить срок исполнения решения суда в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в течение одного месяца со дня истечения указанного срока.
Взыскать в равных долях с комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу ФИО2, ФИО3, ФИО4 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (7 апреля 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись