ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1155/2022 от 08.09.2022 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1155/2022

УИД 23RS0043-01-2022-001427-44

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 08 сентября 2022 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Нестерова Д.И.,

при секретаре Яшкиной З.И.,

с участием:

помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Костенко Н.А.,

представителя административного ответчика - администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Степаненко А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения законодательства о газоснабжении и газификации. В ходе проверки выявлено, что администрацией не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, притом что срок службы значительной их части превышает 20 лет. Не приняты меры по проведению технического диагностирования пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в связи с окончанием срока эксплуатации данных объектов газораспределения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 58095.4-2021, приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени администрацией Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявленные нарушения не устранены, не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, не проведено.

В этой связи административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, непроведении технического диагностирования пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, обязать администрацию Приазовского сельского поселения заключить договор на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, провести техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - по и по в ( обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Костенко Н.А. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края Степаненко А.Н., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора Приморско-Ахтарского района.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив их в совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в ст. 59 данного Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, организация в границах поселения газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительномонтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положениям Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, владелец опасного производственного объекта обязан обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

Как установлено в судебном заседании, администрацией не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, притом что срок службы значительной их части превышает 20 лет. Не приняты меры по проведению технического диагностирования пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в связи с окончанием срока эксплуатации данных объектов газораспределения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ Р 58095.4-2021, приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако до настоящего времени администрацией Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявленные нарушения не устранены, не заключены договоры на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, не проведено.

Данный факт подтвержден информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной администрацией Приазовского сельского поселения.

Ответственность за газоснабжение в границах поселения лежит на местной администрации, а бездействие в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанных объектов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Бездействие администрации Приазовского сельского поселения в части несоблюдения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Приазовского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, непроведении технического диагностирования пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов.

Обязать администрацию Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района заключить договор на техническое обслуживание и диагностирование газопроводов, провести техническое диагностирование пунктов редуцирования газа - по и по в (), обеспечивающих газоснабжение жилых домов и социальных объектов, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022 года

Судья

Приморско-Ахтарского

районного суда Д.И. Нестеров