ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1156/2016 от 23.08.2016 Славянского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К делу №2а-1156/2016

г. Славянск-на-Кубани 23 августа 2016 года

Славянский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Рябоконевой Н.А.,

с участием представителей:

административного истца – помощника Славяенского межрайонного прокурора Мельникова А.В.,

административного ответчика – по доверенности ФИО1,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Славянского межрайонного прокурора к администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в Славянский районный суд с административным иском к администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и обязании в срок до 31.10.2016 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заявленные требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг населению, выявлены нарушения в деятельности администрации МО Ачуевское сельское поселение в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями, предусмотренными распоряжением №1993-р Правительства РФ «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» от 17.12.2009, ст.ст.4,5,6, ч.1 ст.10 ФЗ РФ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 и п.2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением №236 Правительства РФ от 26.03.2016. Бездействие администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на получение ими муниципальных услуг в электронном виде.

В судебном заседании, представитель административного истца, поддержав требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что в целях обеспечения доступности услуг, сокращения времени получения их результатов, исключения коррупционной составляющей при личном общении с исполнителем услуг, ст.6 ФЗ РФ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление услуг дистанционно, в т.ч., в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». На основании ч.4 ст. 29, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно, в соответствии с планами-графиками, утверждаемыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Перечень первоочередных услуг и сроки их перевода в электронный вид утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р, согласно которому, окончательный срок перевода услуг в электронном виде определен – 01.01.2014. Вместе с тем, данные требования до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнены. Администрация Ачуевского сельского поселения ограничилась делегированием в декабре 2015г. функции по размещению сведений на портале «Государственных и муниципальных услуг» администрации МО Славянский район и от дальнейшей работы в этом направлении самоустранилась. В ходе проведенной в мае 2016г. прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг населению, получить сведения от главы Ачуевского сельского поселения о количестве услуг, предоставляемом населению в электронном виде, не представилось возможным. Между тем, согласно поступившей 19.08.2016 Славянскому межрайонному прокурору информации от главы МО Славянский район ФИО2, из 36 видов муниципальных услуг, предоставляемых населению в электронном виде сельскими поселениями района, 5 видов услуг переведены лишь на II-й этап (информация о предоставлении услуг и формах заявлений) их предоставления, 30 видов услуг – на IV-й (отслеживание хода предоставления услуги) и только одна – на V-й этап (получение результата). Однако в ходе проверки установлено, что предоставленная информация не соответствует действительности. Сервер Департамента информатизации и связи края периодически зависает, работает с перебоями, в связи с чем, отследить ход предоставления услуги фактически не возможно. Однако возможности у администрации сельского поселения донести соответствующую информацию до населения другими способами имеются. В декабре 2014г. внедрена автоматизированная информационная система «Единый центр услуг», которая позволяет органам местного самоуправления районов, городов и поселений самостоятельно без финансовых затрат осуществлять размещение сведений о предоставляемых услугах в Реестре услуг Краснодарского края. Для этого органам местного самоуправления необходим лишь доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Кроме того, сельские поселения могут также обеспечить предоставление услуг в электронном виде на своих сайтах в сети «Интернет», но этого тоже ими не делается. При таком положении, установленные Президентом РФ показатели, в частности, повышение к 2018г. до 70% доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, будут недостижимы. Права граждан на получение такого рода услуг нарушаются. При этом, задачей прокуроров является мерами реагирования обеспечить доступность различных форм (способов) получения их населением, обеспечение реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий. Просит суд обязать администрацию МО Ачуевское сельское поселение в срок до 31.10.2016 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг населению в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Возражая против удовлетворения требований, изложенных Славянским межрайонным прокурором в административном исковом заявлении, представитель администрации МО Ачуевское сельское поселение по доверенности ФИО1 суду пояснил, что предельные сроки перехода на оказание услуг в электронном виде, предусмотренные п.2 постановления №236 Правительства РФ «О требованиях к предоставлению в электронном форме государственных и муниципальных услуг» от 26.03.2016, установлены федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, Государственной копрорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (не позднее 01.07.2017) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и только рекомендует органам государственной власти субьектов РФ обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями (не позднее 31.12.2018) и утвердить не позднее 01.01.2017 сводные планы по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Требования административного истца, основанные на Распоряжении №1993-р Правительства РФ от 17.12.2009, по его мнению, не являются законными, поскольку, указанное распоряжение носит рекомендательный характер и не содержит императивных норм, устанавливающих органам местного самоуправления определенных этапов и сроков по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде. Утверждение административного истца о бездействии администрации МО Ачуевское сельское поселение в решении этого вопроса, также безосновательно, поскольку, Решением №6 Совета Ачуевского сельского поселения от 23.12.2015, осуществление функций по размещению сведений на портале «Государственных и муниципальных услуг» передано МО Славянский район. А постановлением №167 администрации Ачуевского сельского поселения от 25.12.2015 утвержден план перехода к предоставлению в электронном виде муниципальных услуг, оказываемых населению со сроком его реализации до 01.03.2016. В соответствии с письмом №09-404/16-07 от 02.08.2016 управления экономического развития администрации МО Славянский район, администрацией переведено в электронную форму 36 муниципальных услуг из 36 оказываемых, в т.ч. по этапам, предусмотренным указанным Распоряжением Правительства РФ.

Допрошенная судебном заседании в качестве свидетеля <...>Р.А.И. суду пояснила, что в её обязанности входит размещение информации на едином краевом портале государственных услуг. Согласно протоколу Департамента информатизации и связи от 08.12.2015составлен план перевода предоставления услуг в электронный вид, который утвержден постановлением администрации района. Согласно протоколу, крайний срок перевода услуг в электронный вид – 01.03.2016, но оказалось, что сделать это сложно, т.к. портал технически не доработан. До V этапа доведена только одна услуга, которую предоставляют сельские поселения «Регистрация и учет граждан садоводчеств и огороднических земельных участков». Можно подать заявление, отследить в электронном виде на каком этапе услуга. Все движения по заявлению видны на портале.

Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.4,6 ст. 4 ФЗ РФ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010, открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего ФЗ государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя, являются основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг.

На основании ст.5 указанного ФЗ РФ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст.6, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ч.1 ст. 10, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст. 1 настоящего ФЗ государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановлением №236 Правительства РФ от 26.03.2016 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок и поэтапный переход к оказанию услуг населению в электронной форме. При этом, согласно п.2 указанных Требований, предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно Распоряжению №1993-р Правительства РФ «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», в срок до 01.01.2014 органам местного самоуправления необходимо было обеспечить возможность получения гражданами (заявителями) результатов предоставления услуги в электронном виде.

Между тем, судом установлено, что в конце 2015г. администрации каждого сельского поселения Славянского района Славянским межрайонным прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ, регламентирующего предоставление услуг населению в электронном виде. Признав требования прокурора обоснованными, администрации сельских поселений, в т.ч. и Ачуевского, что представителем ответчика не оспаривается, обязались устранить нарушения в области предоставления услуг населению органами местного самоуправления посредством сети «Интернет», т.е. в электронном виде. Проведенной в порядке контроля в мае 2016г. Славянским межрайонным прокурором проверки исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг населению, выявлены нарушения в деятельности администрации МО Ачуевское сельское поселение в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями, предусмотренными распоряжением №1993-р Правительства РФ «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» от 17.12.2009, ст.ст.4,5,6, ч.1 ст.10 ФЗ РФ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 и п.2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением №236 Правительства РФ от 26.03.2016. Администрация Ачуевского сельского поселения ограничилась делегированием в декабре 2015г. функции по размещению сведений на портале «Государственных и муниципальных услуг» администрации МО Славянский район и формальным составлением плана перехода к предоставлению в электронном виде муниципальных услуг (утв. постановлением №167 от 25.12.2015), самоустранвшись от дальнейшей работы в этом направлении. Так, предоставленная Славянскому межрайонному прокурору главой сельского поселения ФИО3 информация от 16.05.2016 за №390/03, не содержит сведений о количестве услуг, предоставляемых населению в электронном виде и порядке их оказания. Согласно поступившей 19.08.2016 Славянскому межрайонному прокурору информации от главы МО Славянский район ФИО2, из 36 видов муниципальных услуг, предоставляемых населению в электронном виде сельскими поселениями Славянского района, 5 видов услуг переведены лишь на II-й этап (информация о предоставлении услуг и формах заявлений) их предоставления, 30 видов услуг – на IV-й (отслеживание хода предоставления услуги) и только одна – на V-й этап (получение результата). Между тем, проверкой установлено, и представителем ответчика не оспаривается, что получить указанные услуги весьма проблематично ввиду технических сбоев в работе сервера Департамента информатизации и связи Краснодарского края. Сайт «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» периодически зависает, работает с перебоями, в связи с чем, отследить ход предоставления услуги фактически не возможно. Наряду с этим, в декабре 2014г. в крае внедрена автоматизированная информационная система «Единый центр услуг», которая позволяет органам местного самоуправления районов, городов и поселений самостоятельно без финансовых затрат осуществлять размещение сведений о предоставляемых услугах в Реестре услуг Краснодарского края. Ответчиком не оспаривается, что для этого органам местного самоуправления необходим лишь доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Кроме того, сельские поселения могут также обеспечить предоставление услуг в электронном виде на своих сайтах в сети «Интернет». В этой связи, суд приходит к выводу о том, что при наличии широких возможностей донесения населению информации о возможности получения некоторых услуг, предоставляемых в электронном виде, администрация Ачуевского сельского поселения их не использует, т.е. бездействует, что, по мнению суда, свидетельствует о нарушении прав граждан на получение этих услуг жителями Ачуевского сельского поселения посредством сети «Интернет». При таком положении, выводы Славянского межрайонного прокурора о том, что установленные Президентом РФ показатели, в частности, повышение к 2018г. до 70% доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы, являются, по мнению суда, обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180, 215 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Славянского межрайонного прокурора к администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, удовлетворить.

Обязать администрацию Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края в срок до 31.10.2016 осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья

Согласовано: