ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1157/19 от 08.01.2019 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0008-01-2019-002351-58

Дело № 2а-138/2020

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

14 января 2020 года г. Сосногорск, Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Милюшене А.П., при секретаре Пономаренко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Гороховской ФИО8 (ИНН ) о взыскании налога на доходы физических лиц,

у с т а н о в и л:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми (далее МИФНС России № 3) обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В обоснование заявленного требования истец указал, что на налоговом учёте в МИФНС России № 3 в качестве налогоплательщика состоит ФИО1, ИНН

Налоговым агентом - <данные изъяты> представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о доходах физического лица Гороховской ФИО9 (по форме 2-НДФЛ об исчисленной и неудержанной сумме налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб.

Налоговым органом в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Поскольку ФИО1, в установленный срок не внесла в бюджет требуемую сумму и по состоянию на <данные изъяты> за ней числится недоимка по налогу на доходы физического лица, налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На рассмотрение административного дела представитель административного истца не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в соответствии с п. 2 просительной части административного иска, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, несмотря на принятые судом меры к её извещению о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда. О причинах неявки в судебное заседание не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, направив в адрес суда письменные возражения относительно заявленных требований, требуя отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд считает извещение ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим, и в соответствии со ст.150, 289 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, материалы дела , рассмотренного мировым судьей <данные изъяты>, изучив письменные возражения/требования ФИО1, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налог, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с положениями ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.207 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 209 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, в том числе от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п.1 ст. 226 Налогового кодекса РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п.4 ст. 226 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В соответствии с п.5 ст. 226 Налогового кодекса РФ, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 и подпункту 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также по предоставлению налоговой декларации в отношении доходов, при получении которых не удержан налог налоговым агентом, возлагается на самого налогоплательщика.

В соответствии с п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.

Исходя из п.4 ст.52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п.п. 1, 2, 5, 6 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

С направлением предусмотренного ст.69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз.2 п.6 ст.69 Налогового кодекса РФ).

Приказом ФНС России от 27.02.2017 №ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п.10 Порядка).В силу п.2 ст.11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с приказом ФНС России от 30.06.2015 «ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», с 11.12.2018 - в соответствии с приказом ФНС России от 22.08.2017 №ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено требование об уплате налога.

Факт направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требования в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы данных АИС административного истца.

Сведений о том, что ФИО1 обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, ФИО1, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленными в её адрес налоговыми уведомлениями, а также требованием об уплате налога.

Кроме того, материалы дела содержат список внутренних почтовых отправлений с указанием номеров штрихового почтового идентификатора, согласно которому отдельные налоговые уведомления и требование об уплате налога на имя ФИО1 самостоятельно направлены налоговым органом в адрес ФИО1, на бумажном носителе.

Неисполнение требования об уплате налога на доходы физических лиц ФИО1 послужило основанием для обращения налогового органа в суд.

Мировым судьей Промышленного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми в порядке замещения мирового судьи Таёжного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на доходы физических лиц на сумму <данные изъяты> руб., который, в связи с поступившими в адрес мирового судьи возражениями ФИО1 относительно исполнения судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ был отменен мировым судьей Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска в порядке замещения мирового судьи Таежного судебного участка г. Сосногорска, с разъяснением права взыскателя на обращение в суд в порядке административного искового производства, в связи с чем административный истец обратился с административным исковым заявлением в Сосногорский городской суд.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Срок на обращение в суд с требованиями о взыскании налога на доходы физических лиц административным истцом не пропущен, поскольку в силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ налоговый орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

Согласно пп.3 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Исходя из вышеуказанных требований, размер задолженности ФИО1 превысил 3000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п.2 ст.6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Административное исковое заявление предъявлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, как того требуют положения п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ.

Факты направления налоговых уведомлений и требования в адрес личного кабинета ФИО1, а также по адресу регистрации налогоплательщика подтверждены материалами дела.

При установленных обстоятельствах, процедура принудительного взыскания налога налоговым органом соблюдена.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

К административному исковому заявлению приложен документ, подтверждающий полномочие представителя административного истца МИФНС России № 3 по Республике Коми - ФИО10 на обращение с административным иском в суд, а именно приказ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска начальнику МИФНС № 3 ФИО11. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и возложение исполнение обязанностей ФИО12 на период отпуска последней на заместителя начальника МИФНС № 3 ФИО13

ДД.ММ.ГГГГ в Сосногорском городском суде зарегистрировано административное исковое заявление, подписанное ДД.ММ.ГГГГФИО14 таким образом, ФИО15 действовала в период ее полномочий на подписание и подачу в суд административного искового заявления.

Согласно справки ОМВД России по г. Сосногорску ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>

Копия административного искового заявления и документов к нему была направлена административным истцом по месту регистрации административного ответчика заказным письмом, что подтверждается копией почтового реестра от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела.

Административным ответчиком не представлено возражений относительно произведенных налоговым органом расчетов суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц и не представлено доказательств того, что ответчик внес в бюджет сумму налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Возражение/требование ФИО1 относительно заявленных требований, по мнению суда, основаны на ином толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Гороховской ФИО16 о взыскании налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, удовлетворить.

Взыскать с Гороховской ФИО17, <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми, задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2020 года (18, 19, 25, 26 января 2020 года – выходные дни).

Судья А.П. Милюшене