Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 10 августа 2022 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Маклакова Д.М.,
при секретаре Богословской М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании за счет имущества налогоплательщика налога на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании за счет имущества налогоплательщика налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, налог за 2019 год в размере 15599, 59 руб. В обоснование иска указано, что на налоговом учете в МИФНС №14 по Воронежской области ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика.
ФИО1 предоставил декларацию по форме «3-НДФЛ» за 2019 год с суммой НДФЛ к возврату - 15 600 руб., в которой заявил социальный налоговый вычет в сумме, страховых взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в размере 120000 руб.
В ходе камеральной проверки декларации установлено: в приложении к налоговой декларации отсутствуют документы, подтверждающие право на заявленный социальный вычет. Однако, Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области 31.05.2021 было ошибочно произведено возмещение НДФЛ за 2019 год в размере - 15 600 руб.
Суммы необоснованно возвращенного НДФЛ могут быть взысканы через суд посредство, процедуры возврата неосновательного обогащения, предусмотренного ст. 1102 Гражданского кодекс РФ.
Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности, которые не были исполнены. Просит суд взыскать за счет имущества административного ответчика налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019 год в размере 15599.59 руб., на общую сумму 15599.59 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Ответчик о времени и дне судебного заседания уведомлялся надлежащим образом не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал, в связи с чем, на основании ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно учетных данных МИФНС №14 по Воронежской области на налоговом учете ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика.
В соответствии сост.23 НК РФналогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме г уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе Ж усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.
ФИО1 предоставил декларацию по форме «3-НДФЛ» за 2019 год с суммой НДФЛ к возврату - 15 600 руб., в которой заявил социальный налоговый вычет в сумме, страховых взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в размере 120000 руб.
В ходе камеральной проверки декларации установлено: в приложении к налоговой декларации отсутствуют документы, подтверждающие право на заявленный социальный вычет. Однако, Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области 31.05.2021 было ошибочно произведено возмещение НДФЛ за 2019 год в размере - 15 600 руб.
Право на социальный вычет возникает при представлении налогоплательщиком - копии догов добровольного страхования жизни с приложением дополнительных соглашений к ним (при наличии таковых); 4
-копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщик денежных средств по вышеуказанным договорам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств с расчетного счета, кассовые чеки и т.д.).
-справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Следовательно, у налогового органа нет оснований для подтверждения права на социальный налоговый вычет, заявленный налогоплательщиком в соответствии с п.п.4 п.1 ст.219 НК РФ.
Административному ответчику было вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности №2053 от 18.05.2021, которым сумма НДФЛ к возврату не была предусмотрена.
Однако, межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области 31.05.2021 было ошибочно произведено возмещение НДФЛ за 2019 год в размере - 15 600 руб.
Суммы необоснованно возвращенного НДФЛ могут быть взысканы через суд посредство, процедуры возврата неосновательного обогащения, предусмотренного ст. 1102 Гражданского кодекс РФ.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
14 апреля 2022 года был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу истца задолженности по налогам на сумму 15599,59 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Лискинском судебном районе Воронежской области от 21 апреля 2022 года судебный приказ отменен на основании возражений ответчика (л.д. 20).
Иск подан в суд 05 июля 2022 года в срок, установленный п.3 ст. 48 НК РФ.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Наличие задолженности налога на налоги на доходы физических лиц подтверждается представленными административным истцом материалами и административным ответчиком не оспаривается, а значит подлежит взысканию.
Исходя из перечисленных доказательств и требований закона, административным истцом в налоговых уведомлениях и в исковом заявлении верно рассчитан размер задолженности по налогам. Судом расчет проверен и признан правильным, а ответчиком размер налогов не оспорен. Суммы подлежат взысканию в пределах, указанных в требовании (ст.48 ч.1 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В связи с этим с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, установленном п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019 год в размере 15599,59 руб., на общую сумму 15599 (пятнадцать тысяч пятьсот девяносто девять) рублей 59 копеек.
Взыскать с ФИО1 в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья