ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1158/2022 от 14.07.2022 Белокалитвинского городского суда (Ростовская область)

61RS0011-01-2022-001669-64

Дело № 2а– 1158/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 г. ст. Тацинская

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Туголуковой Е.С.

при секретаре Калюля Т.В.

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Тацинского района Морозова В.А.

представителя административного ответчика Федотовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокуратуры Тацинского района Ростовской области к Администрации Тацинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тацинского района Ростовской области обратился в суд с административным иском к Администрации Тацинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, ссылаясь на то, что

в нарушение ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» администрацией Тацинского района обязанности по утверждению каждый год до 1 февраля текущего года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не исполняется. Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не утверждён.

По результатам проверки прокурором района 15.11.2021 в адрес главы администрации Тацинского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, принят соответствующий нормативный правовой акт, регламентирующий порядок заключения концессионных соглашений. Однако, перечень объектов муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не утверждён. В ответе администрации Тацинского района от 14.12.2021 № 99/3140 указано, что указанный перечень будет разработан и утверждён не позднее 01.02.2022.

В марте 2022 года прокуратурой района в ходе проверки и анализа полноты и своевременности принимаемых администрацией Тацинского района мер по передаче имущества в концессию установлено, что указанный перечень объектов администрацией Тацинского района не утверждён. При этом на территории Тацинского района имеются объекты, передача которых возможна в рамках концессионного соглашения - объекты водоснабжения и объекты водоотведения на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района. При этом объекты, переданные в рамках концессионных соглашений, отсутствуют. Действующих концессионных соглашений не имеется.

Установлено, что администрацией Тацинского района объекты водоснабжения и водоотведения Быстрогорского сельского поселения переданы в аренду ООО «Вектор», объекты водоснабжения и водоотведения Углегорского сельского поселения переданы в аренду Углегорское МПП ЖКХ, в нарушение ч. 3 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 1, 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что привело к нарушению прав муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, так как по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, что не предусмотрено заключенными договорами аренды.

Администрацией Тацинского района своевременное финансирование мероприятий, направленных на содержание находящихся в муниципальной собственности сетей водоснабжения в п. Углегорском также не обеспечено.

В результате в связи с износом участка подающего трубопровода от водозабора в х. Новопавловка до насосной станции 4 подъема в п. Углегорский с 15.05.2022 образовались многочисленные порывы. Углегорским МПП ЖКХ в период с 22 по 28 мая в связи с проведением работ по ликвидации аварийной ситуации и замене 1000 м трубы водоснабжение п. Углегорский не осуществлялось и восстановлено в полном объеме только 28.05.2022.

Таким образом, ненадлежащая реализация администрацией Тацинского района полномочий по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, привела к нарушению прав жителей п. Углегорского на бесперебойное водоснабжение.

В нарушение ч. 20 ст. 39 ФЗ № 115 Администрацией Тацинского района сведения о порядке получения копии отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ № 416, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 года заключать договоры аренды на срок до 3 лет.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Во исполнение ст. 12 ФЗ № 416 постановлением администрации Тацинского района от 18.05.2017 № 361 ООО «Вектор» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Быстрогорского сельского поселения. Постановлением администрации Тацинского района от 22.03.2019 № 277 Углегорское МПП ЖКХ наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Углегорского сельского поселения.

Как установлено проверкой, ООО «Вектор» при осуществлении своей деятельности использует объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского сельского поселения; Углегорское МПП ЖКХ при осуществлении своей деятельности использует объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Углегорского сельского поселения.

Учитывая вышеизложенное, администрацией Тацинского района требования ст. 41.1 ФЗ № 416, ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» о передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, после 01.01.2015 только на основании концессионного соглашения проигнорированы.

До настоящего времени в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, перечисленных в информации администрации Тацинского района от 15.04.2022 № 99/860, конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, вопрос о заключении концессионного соглашения в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», также не решен, перечень объектов не утверждён. Отсутствие до настоящего времени заключенных концессионных соглашений в отношении указанных объектов свидетельствует о бездействии администрации Тацинского района.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Тацинского района продолжается практика подмены концессионных соглашений договорами аренды объектов водоснабжения и водоотведения.

По данному факту прокурором района 18.03.2022 главе администрации Тацинского района внесено представление № 07-42-2022/406 об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, о чем свидетельствует информация от 19.04.2022 № 99/877, согласно которой Перечень объектов должен быть утверждён и размещен в сети «Интернет» до 01.05.2022.

По состоянию на 27.06.2022 администрацией Тацинского района перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Тацинский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в приведенный в информации администрации Тацинского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не утверждён.

Указанные факты нарушений действующего федерального законодательства грубо нарушают гарантированные жилищным законодательством права неопределенного круга лиц - потребителей на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества.

Административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации Тацинского района, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района. Обязать Администрацию Тацинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; утвердить перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Тацинский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений; заключить концессионные соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района.

В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены исковые требования, административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации Тацинского района, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района. Обязать Администрацию Тацинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; утвердить перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Тацинский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений; принять меры к заключению концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тацинского района Морозов В.А. уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенном в административном иске, просил удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика администрации Тацинского района Федотова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», целями которого являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 4 ФЗ № 115 к объектам концессионного соглашения отнесены в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исходя из содержания ст. 3 ФЗ № 115, суть концессионного соглашения состоит в обязательстве концессионера за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту: государству или муниципальному образованию. Также концессионер может осуществлять деятельность, связанную с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.

Одной из целей передачи объектов концессионного соглашения в концессию является их реконструкция, в рамках которой проводятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416) организация водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

Частью 1 ст. 41.1 ФЗ № 416 передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 41.1 ФЗ № 416 в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

В случае, если права владения и (или) пользования объектами и (или) системами, указанными в части 1 настоящей статьи, передаются по договору аренды или по концессионному соглашению, указанные системы и (или) объекты подлежат обязательному техническому обследованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования указываются в конкурсной документации.

В соответствии с ч. 20 ст. 39 ФЗ № 115, в случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, органы местного самоуправления размещают на указанных в ч. 3 ст. 4 ФЗ № 115 официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения.

В судебном заседании установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» администрацией Тацинского района обязанности по утверждению каждый год до 1 февраля текущего года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не исполняется. Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не утверждён.

Администрацией Тацинского района объекты водоснабжения и водоотведения Быстрогорского сельского поселения переданы в аренду ООО «Вектор», объекты водоснабжения и водоотведения Углегорского сельского поселения переданы в аренду Углегорскому МПП ЖКХ, в нарушение ч. 3 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 1, 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что привело к нарушению прав муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, так как по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, что не предусмотрено заключенными договорами аренды.

Администрацией Тацинского района своевременное финансирование мероприятий, направленных на содержание находящихся в муниципальной собственности сетей водоснабжения в п. Углегорском также не обеспечено.

В результате в связи с износом участка подающего трубопровода от водозабора в х. Новопавловка до насосной станции 4 подъема в п. Углегорский с 15.05.2022 образовались многочисленные порывы. Углегорским МПП ЖКХ в период с 22 по 28 мая в связи с проведением работ по ликвидации аварийной ситуации и замене 1000 м трубы водоснабжение п. Углегорский не осуществлялось и восстановлено в полном объеме только 28.05.2022.

Таким образом, ненадлежащая реализация администрацией Тацинского района полномочий по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, привела к нарушению прав жителей п. Углегорского на бесперебойное водоснабжение.

В соответствии со ст. 37 ФЗ № 115 концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 115 при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедент; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителям соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актам органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

В связи с изложенным суд полагает требования прокурора Тацинского района подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Тацинского района, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района.

Обязать Администрацию Тацинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

утвердить перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Тацинский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений,

принять меры к заключению концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Быстрогорского и Углегорского сельских поселений Тацинского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2022 года.

Судья Е.С. Туголукова