В окончательной форме решение суда принято 05 марта 2019 года Дело № 2а-1159/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ялта 28 февраля 2019 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием представителя ответчика Госкомитета – ФИО1, представителя заинтересованных лиц – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, с участием заинтересованных лиц – Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная Служба охраны Российской Федерации о признании решения незаконным, понуждении к регистрации права, у с т а н о в и л : ФИО3 обратился в суд с иском о признании незаконным отказа государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № № от 06 октября 2017 года и возложении обязанности на ответчика зарегистрировать за истцом право собственности на жилой дом с хозяйственными постройками, а также земельный участок, расположенные в <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по вышеуказанному адресу. Он обратился в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за государственной регистрацией ранее возникшего права собственности, однако сообщением регистратора от 06 октября 2017 года в ее проведении было отказано. Основанием принятого решения указано не поступление ответа из МУП БТИ на межведомственный запрос органа государственной регистрации недвижимости. Считает отказ незаконным, поскольку ответ на запрос не поступил не по его вине. В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил. Представитель ответчика Госкомрегистра в судебном заседании против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что регистратором, в установленном законом порядке, в целях проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, был направлен межведомственный запрос в МУП «БТИ» гор. Ялта для предоставления информации о зарегистрированных правах, ограничениях прав на объект недвижимого имущества. В связи с направлением указанного межведомственного запроса, проведение действий по регистрации права было приостановлено на один месяц. Поскольку причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации устранены в срок не были, ответ на межведомственный запрос не поступил, заявитель за продлением срока приостановления к регистратору не обращался, полагает, что оспариваемый истцом отказ соответствует требованиям законодательства. Представитель заинтересованных лиц – Службы охраны в Крыму, ФСО России в судебном заседании против исковых требований возражал, пояснив, что жилой дом, в отношении которого истцом было подано заявление о государственной регистрации права собственности, входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраняемого объекта, учетный номер 90.25.2.18 в Едином государственном реестре недвижимости), что ограничивает возможность его использования. Также считает, что истцом пропущен предусмотренный законом срок на обращение в суд. Ответчик – государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомила. В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика – государственного регистратора. Выслушав возражения представителя ответчика, пояснения представителя заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец является собственником жилого дома № № с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенного по <адрес>, на основании договора купли – продажи от 25 марта 2004 года, а также земельного участка площадью 0,0484 га, расположенного по тому же адресу, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 13 июля 2009 года. 30 августа 2017 года представитель истца по доверенности обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом № № по <адрес>, кад. №, приложив в качестве правоустанавливающего документа вышеуказанный договор купли – продажи от 25.03.2004 года. В рамках проведения правовой экспертизы, государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в МУП БТИ в городе Ялта о предоставлении информации о зарегистрированных правах, обременениях в отношении домовладения № № по <адрес>, сведений согласно инвентаризационного дела о наличии запретов, арестов, иных ограничений, а также произведенных реконструкций, перепланировок на домовладение. В связи с направлением межведомственного запроса, проведение государственной регистрации права собственности ФИО3 на жилой дом было приостановлено уведомлением государственного регистратора № № от 07.09.2017 года, на срок до 06.10.2017 года. Сообщением государственного регистратора от 06.10.2017 года истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в связи с не поступлением из МУП БТИ гор. Ялта ответа на межведомственный запрос. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164. Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п.п. 9 п. 1). В соответствии со ст. 27 Федерального Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 29 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства. На момент заключения договора купли-продажи, на основании которого у истца возникло право собственности на дом, порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество был установлен Временным положением «О порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество», утвержденным Приказом Министерства юстиции Украины от 7 февраля 2002 года, согласно п. 1.3 которого государственная регистрация прав проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации (далее - БТИ) в границах определенных административно – территориальных единиц, обслуживание на территории которых осуществляется БТИ, созданными до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничения» и других законодательных актов Украины» и подключенными к Реестру прав собственности на недвижимое имущество. В соответствии с п. 1.4 указанного Положения государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество – это внесение записи в Реестр прав собственности на недвижимое имущество в связи с возникновением, существованием или прекращением права собственности на недвижимое имущество, которое осуществляется БТИ по месту нахождения объектов недвижимого имущества на основании правоустанавливающих документов за денежные средства лица, обратившегося в БТИ. Из представленных представителем ответчика документов следует, что в целях подтверждения достоверности представленных истцом на регистрацию документов, регистратором 04 сентября 2017 года был направлен межведомственный запрос в БТИ города Ялта, то есть орган, который осуществлял на территории Республики Крым регистрацию прав на объекты недвижимого имущества до 01.01.2013 года. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц. Таким образом, суд считает, что у государственного регистратора имелись законные основания, как для направления межведомственного запроса в МУП БТИ гор. Ялта, так и для приостановления государственной регистрации права, в связи с не поступлением ответа на направленный запрос. Как следует из представленных ответчиком документов, ответ МУП БТИ гор. Ялта на межведомственный запрос государственного регистратора, поступил в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым только 18 октября 2017 года, то есть по окончанию предельного срока, на который может быть приостановлено проведение государственной регистрации по вышеуказанному основанию. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Госкомрегистр, отказывая истцу в регистрации за ним права собственности на домовладение в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос регистратора, действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации с соблюдением, в том числе, требований Закона № 218-ФЗ. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ). Как указывает истец в своем исковом заявлении, оспариваемый отказ был им получен 06 октября 2017 года. Исковое заявление об оспаривании сообщения об отказе подано в суд 11 января 2018 года (срок истек 09 января 2018 года). О наличии каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истец в своем заявлении не указывает, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявляет. Таким образом, исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении иска ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании решения незаконным, понуждении к регистрации права. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова |