Дело № 2а-1159/2020
УИД 75RS0002-01-2020-001737-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Галановой Д.И.,
с участием прокурора Синельниковой Т.В.,
при секретаре Базаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным бездействия по предупреждению чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав следующее. В ходе проведенной природоохранной прокуратурой во исполнение Указания Байкальского межрегионального природоохранного прокурора от 25.02.2020 № 12/07 «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных», а также приказа Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», проверки готовности Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела, Бадинского и Хилокского участков Западного межрайонного отдела, Читинского межрайонного отдела (Беклемишевский ЛПФ-2) Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение (далее КГСАУ «Забайкаллесхоз») к пожарному сезону 2020 года, установлено, что в Красночикойском участке Прибайкальского МРО КГСАУ «Забайкаллесхоз» на участке имеется 24 единицы техники, участвующих в тушении лесных пожаров на территории Красночикойского района, из которых 4 единицы техники находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта. По бульдозеру Б-10М требуется текущий ремонт двигателя; по ГАЗ-33081 АЦ-1.6-40 требуется замена стартера; по УАЗ 220695 требуется текущий ремонт; по гусеничному трактору Онежец-380 требуется ремонт гидрастатической трансмиссии. В Беклемишевском ЛПФ-2 из 8 единиц техники требуют ремонта 4 единицы: ГАЗ-АЦ г/н Е001ВА и ГАЗ-66 г/н Р136АМ требуется полный капитальный ремонт; УАЗ 39094 (МЛПК) г/н Е699ХМ и ГАЗ АЦ г/н А777ВО – требуется текущий ремонт. В Хилокском участке Западного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» при проверке пункта сосредоточения противопожарного инвентаря установлено, что из 7 имеющихся бензопил 1 находилась в неисправном состоянии. Также, не в полном объеме бригады обеспечены средствами пожаротушения. В Красночикойском участке Прибайкальского МРО КГСАУ «Забайкаллесхоз» из 28 лопат имеется 24, в Хилокском участке отсутствует запас дизельного топлива.
02.03.2020 Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой приняты досудебные меры устранения нарушений требований закона путем внесения в адрес Врио директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» представления. После рассмотрения представления, до настоящего времени не устранены нарушения в части неукомплектования в полном объеме Красночикойского участка и Беклемишевского ЛПФ-2 техникой. Так, в Красночикойском участке неисправен трактор Онежец-380, в Беклемишевском ЛПФ-2 4 единицы техники, а именно: ГАЗ-АЦ г/н Е001ВА и ГАЗ-66 г/н Р136АМ требуется полный капитальный ремонт; УАЗ 39094 (МЛПК) г/н Е699ХМ и ГАЗ АЦ г/н А777ВО находятся в ремонте.
С начала пожароопасного периода на Байкальской природной территории зарегистрировано 140 лесных пожаров общей площадью 59 794,4 га, из них тушение 78 пожаров осуществлялось более суток, в том числе на особо охраняемой природной территории – Ивано-Арахлейского природного парка, где все леса являются защитными.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 14.04.2020 № 34 с апреля 2020 года в лесах введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера в границах Забайкальского края.
Невыполнение указанных выше требований закона нарушает право граждан на защиту личности, имущества от пожара, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц в результате возникновения и распространения пожаров.
Бездействие КГСАУ «Забайкаллесхоз», выразившееся в непринятии мер к предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с длительным необеспечением укомплектования личным составом, неисправностью пожарной техники влечет прямое нарушение указанных выше прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с неготовностью отделов КГСАУ «Забайкаллесхоз» к надлежащему тушению лесных пожаров 2020 года, в силу ст. 188 КАС РФ ходатайствует об обращении решения суда к немедленному исполнению.
С учетом уточненных исковых требований, просит суд признать незаконным бездействие Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с неисправностью пожарной техники Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела и Беклемишевского ЛПФ-2 Читинского межрайонного отдела; обязать КГСАУ «Забайкаллесхоз» произвести ремонт гидростатической трансмиссии гусеничного трактора Онежец-380, состоящего на балансе Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз»; произвести капитальный ремонт пожарной техники ГАЗ-АЦ г/н Е001ВА, УАЗ 39094 (МЛПК) г/н Е699ХМ, состоящих на балансе Беклемишевского ЛПФ-2 Читинского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз»; обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Прокурор Синельникова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Административные ответчики – КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Министерство природных ресурсов Забайкальского края, надлежаще извещенные, представителей в суд не направили. Ходатайств об отложении дела, возражений по существу административного иска не поступало.
Представитель ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении дела не поступало.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4)
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу ч.ч.1,5 ст.51.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с п.1 разделаVI Приказа от 19.12.1997 № 167 Федеральной службы Лесного хозяйства России «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» (далее Положение) пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
В приложении 2 пункта 1 раздела VI Положения приведен примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями. Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания пункта 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Согласно п.4 раздела I Положения пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.
Пожарно-химическая станция-3 организуется приказом руководителя органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления лесным хозяйством.
В судебном заседании установлено, что при проведении природоохранной прокуратурой проверки готовности, в том числе Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела, Читинского межрайонного отдела (Беклемишевский ЛПФ-2) КГСАУ «Забайкаллесхоз» и пожарному сезону 2020 года, установлено, что в Красночикойском участке Прибайкальского МРО КГСАУ «Забайкаллесхоз» находится в неисправном состоянии и требует ремонта гидрастатической трансмиссии гусеничный трактор Онежец-380. В Беклемишевском ЛПФ-2 требуется капитальный ремонта пожарной техники ГАЗ-АЦ, государственный регистрационный знак Е001ВА, и УАЗ 39094 (МЛПК) государственный регистрационный знак Е699ХМ.
Так, 02.03.2020 межрайонным природоохранным прокурором вынесено представление на имя Врио директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» Батурина Е.И. об устранении нарушений вышеуказанных требований закона.
Из ответа и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» Цыремпилова Д.Б. от 15.04.2020 № 74/4 на представление природоохранного прокурора следует, что ремонт неисправной техники и закупка запасных частей осуществляется только по мере поступления финансирования из Министерства природных ресурсов Забайкальского края.
После рассмотрения представления, до настоящего времени нарушения в части неукомлпктования в полном объеме Красночикойского участка и Беклемишевского ЛПФ-2 техникой не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 25.05.2020, проведенного помощником Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Рампиловой А.Н., объяснениями начальника лесопожарного формирования 2 типа Прибайкальского МРО КГСАУ «Забайкаллесхоз», актом осмотра от 09.06.2020, объяснениями начальника Беклемишевского ЛПФ-2 Читинского МРО КГСАУ «Забайкаллесхоз» и не оспариваются сторонами.
Как следует из отзыва КГСАУ «Забайкаллесхоз» на административное исковое заявление, капитальный ремонт ГАЗ-АЦ, государственный регистрационный знак Е001ВА, невозможен, на указанный автомобиль учреждением оформляются документы на списание.
Вместе с тем, суду не представлены доказательства в подтверждение заявленных доводов.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года №80» и Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503, с 2017 года полномочия Государственной лесной службы Забайкальского края по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 01.02.2017 №22 «О внесении изменений в Перечень краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 6 октября 2009 года № 377» полномочия по координации и регулированию деятельности КГСАУ «Забайкаллесхоз» были переданы от Государственной лесной службы Забайкальского края Министерству природных ресурсов Забайкальского края.
Согласно пункту 1.6 и подпункту 1 пункта 2.1 Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз», с учетом внесенных 24.01.207, 21.09.2017 изменений, утвержденных распоряжениями Министерства природных ресурсов Забайкальского края №18-р, 111-р, соответственно, учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Министерством природных ресурсов Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений и является краевым государственным специализированным автономным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощимого использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Абзацем 1 подпункта 2 Устава пункта 2.1 определено, что учреждение создано, в том числе в целях организации и выполнения на территории Забайкальского края охраны лесов и других природных ландшафтов от пожаров с использованием наземных, авиационных и космических средств.
Подпунктом 2 пункта 2.2.1 Устава предусмотрено выполнение учреждением работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в границах Забайкальского края (за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), а также в лесах в границах Забайкальского края, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и степных (ландшафтных) пожаров.
Функции учредителя и собственника имущества осуществляют Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (п. 1.4). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения осуществляет Министерство природных ресурсов Забайкальского края (п. 7.2). За учреждением в целях обеспечения его деятельности Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края закрепляются объекты собственности на праве оперативного управления (п. 4.1).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 14.04.2020 № 34 с 15 апреля 2020 года в лесах введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера в границах Забайкальского края.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что бездействие КГСАУ «Забайкаллесхоз» выразилось в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с неисправностью пожарной техники.
Учитывая изложенные нормы закона и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными, поскольку бездействие КГСАУ «Забайкаллесхоз» влечет прямое нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что невыполнение указанных выше требований закона нарушает право граждан на защиту личности, имущества от пожара, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц в результате возникновения и распространения пожаров.
С учетом сложившейся пожароопасной обстановки наличие неисправной техники, делает невозможным принятие эффективных мер по борьбе с лесными и ландшафтными пожарами в условиях пожароопасного периода чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Поскольку на КГСАУ «Забайкаллесхоз» законом возложена обязанность по выполнению мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах, на день вынесения решения суда указанная обязанность не выполнена, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения осуществляет Министерство природных ресурсов Забайкальского края, при таких обстоятельствах на Министерстова надлежит возложить обязанность по финансированию КГСАУ «Забайкаллесхоз» по устранению нарушений в случае недостаточности собственных средств у Учреждения.
В силу ст. 188 КАС РФ суд находит необходимым указать, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.280 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с неисправностью пожарной техники Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела и Беклемишевского ЛПФ-2 Читинского межрайонного отдела.
Обязать Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» произвести ремонт гидростатической трансмиссии гусеничного трактора Онежец-380, состоящего на балансе Красночикойского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз»; произвести капитальный ремонт пожарной техники ГАЗ-АЦ г/н Е001ВА, УАЗ 39094 (МЛПК) г/н Е699ХМ, состоящих на балансе Беклемишевского ЛПФ-2 Читинского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Галанова Д.И.