ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1159/2022 от 10.10.2022 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-1159/2022

УИД 23RS0043-01-2022-001514-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 10 октября 2022 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре Мальцевой Е.В.,

с участием:

административного истца помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Костенко Н.А.

административного ответчика представителя Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия,

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия.

Помощник прокурора Костенко Н.А. в судебном заседании пояснила, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере сохранности объектов культурного наследия в части обеспечения полноты и достоверности государственного учета объектов культурного наследия, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Бородинского сельского поселения, а именно граница территории объекта культурного наследия не утверждена, зона охраны не определена. Проект зоны охраны не направлен в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Кроме того, в нарушение ст.ст. 10, 23, 30 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий под объектами культурного наследия в документах территориального планирования поселения (генеральном плане и правилах землепользования и застройки) не отражены. Прокуратурой района 20.01.2022 главе администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, согласно ответа от 27.05.2022 № 458 указанные нарушения администрацией до настоящего времени не устранены. Просила суд: признать незаконным бездействие администрации Бородинского сельского поселения в части не утверждения границ территории и не определения зоны охраны объекта культурного наследия: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы. Обязать администрацию утвердить границу территории и определить зону охраны объекта культурного наследия: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы. Проект зоны охраны направить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

Административный ответчик представитель Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, на основании следующего.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов дела прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере сохранности объектов культурного наследия в части обеспечения полноты и достоверности государственного учета объектов культурного наследия, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района

В соответствии с п. 13 ч. 1,ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы сохранения, использования и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу требований ст. 9.3 Закона № 73-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» установлено, что на территории Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района расположен 1 объект культурного наследия регионального значения, находящиеся в муниципальной собственности: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы.

Согласно ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Согласно ст. 34 Закона № 73-Ф3 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Закона № 73-Ф3 об объектах культурного наследия защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 ст. 34.1 Закона № 73-Ф3 об объектах культурного наследия объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Решение об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия согласовывается между государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства граница территории объекта культурного наследия не утверждена, зона охраны не определена. Проект зоны охраны не направлен в региональный орган охраны объектов культурного наследия.

Кроме того, в нарушение ст.ст. 10, 23, 30 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий под объектами культурного наследия в документах территориального планирования поселения (генеральном плане и правилах землепользования и застройки) не отражены.

Прокуратурой района 20.01.2022 главе администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, согласно ответа от 27.05.2022 № 458 указанные нарушения администрацией до настоящего времени не устранены.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Факт бездействия органа местного самоуправления в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия, признавался в судебном заседании представителем администрации Бородинского сельского поселения.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Бездействие администрации Бородинского сельского поселения в части в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на сохранение эстетического и историко-культурного наследия.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не утверждения границ на территории и не определения зон охраны объектов культурного наследия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в части не утверждения границ территории и не определения зоны охраны объекта культурного наследия: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, х. Морозовский, район кладбища.

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района утвердить границу территории и определить зону охраны объекта культурного наследия: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, х. Морозовский, район кладбища.

Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района проект зоны охраны объекта культурного наследия: Братская могила 6 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, х. Морозовский, район кладбища, направить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

Администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района сообщить в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края, прокурору Приморско-Ахтарского района об исполнении решения по данному административному делу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев