УИД 26RS0009-01-2019-000076-53 Дело № 2а-115/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 19 марта 2019 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Бадулиной О.В., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 ФИО6 о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на налоговом учете в Инспекции в качестве налогоплательщика состоит ФИО1, <данные изъяты> (далее - ответчик, Налогоплательщик), которая в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязана уплачивать законно установленные налоги. ФИО1 является собственником имущества, указанного в приложении № к настоящему заявлению - <данные изъяты> В адрес ответчика инспекцией направлено(ы) налоговое(ые) уведомление(я) (приложение №) с предложением уплатить налог на имущество физических лиц. Ответчиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в установленные сроки не исполнена. Налоговым органом в отношении ответчика выставлено(ы) требование(я) от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налога (приложение №), в котором(ых) сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, составляет: <данные изъяты> рубля. Реквизиты для уплаты налога и соответствующей пени указаны в расшифровке задолженности налогоплательщика (приложение №). Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика отменен (приложение №). Из чего следует, что срок для обращения в суд, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, истекает ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, просят суд взыскать с ФИО1 ФИО7 недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание представитель административного истца, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия инспекции. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть и разрешить настоящее административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
В письменных пояснениях представителя административного истца по исковому заявлению к ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ указано следующее: Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) по факту размера взыскиваемой суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц с ФИО1 и представленных налогоплательщиком возражений, поясняет следующее. По сведениям регистрирующих органов недвижимое имущество (жилой дом) <данные изъяты> зарегистрирован за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В базе данных налогового органа имеются сведения, что налогоплательщик является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ (данные внесены в ДД.ММ.ГГГГ) и инвалидом 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ (данные внесены в 2018 году). До ДД.ММ.ГГГГ исчисление налога на имущество физических лиц производилось на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон 2003-1). Согласно статье ДД.ММ.ГГГГ-1: от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды 1 и II групп. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. За налоговый период 2014 года исчисление суммы налога на имущество физических лиц произведено с учетом льготы. С ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц». Согласно статье 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: инвалиды I и II групп инвалидности; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Так как налогоплательщик до 2016 года включительно имел в собственности 3 объекта недвижимого имущества одного вида и им не представлено уведомления о выбранном объекте налогообложения, налоговая льгота при исчислении налога на имущество физических лиц (за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.) предоставлена на объект с максимальной исчисленной суммой налога: за ДД.ММ.ГГГГ год на объект, расположенный по адресу: <адрес>, налоговая льгота в размере <данные изъяты> рубля, за ДД.ММ.ГГГГ год на объект, расположенный по адресу: <адрес> налоговая льгота в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, исчисление налога на имущество за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ, произведен с учетом льготы.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суд не уведомила. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть и разрешить настоящее административное дело в отсутствие не явившегося судебное заседание административного ответчика.
В письменных возражениях административного ответчика ФИО1 по существу заявленных административных исковых требований ДД.ММ.ГГГГ указано следующее: жилой дом, <данные изъяты> не является собственностью административного ответчика, в собственности у нее находится жилой дом, <данные изъяты> Налог на имущество физических лиц включительно по ДД.ММ.ГГГГ оплачен ею полностью, с ДД.ММ.ГГГГ она не является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером. Ею, в ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю было своевременно подано заявление на льготу по имущественному налогу на жилой дом, расположенный по адресу<адрес> При получении из Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю ежегодно требований об уплате налогов на имущество на жилой дом <данные изъяты> административный ответчик сообщал в Межрайонную ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю, что этот жилой дом в ее собственности не находится, также ею неоднократно в адрес начальника Инспекции направлялись письма, однако, со сменой специалиста Инспекции, подача исков в суд возобновлялась. По соседству с ее жилым домом находится жилой дом, адрес которого совпадает с ее жилым домом, однако собственником этого жилого дома является другой человек. Ввиду изложенного, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется, так как жилой дом, с <данные изъяты> ей не принадлежит.
В дополнениях к возражениям административного ответчика ФИО1 на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ указано следующее: жилой дом <данные изъяты> и жилой дом <данные изъяты> являются одним и тем же жилым домом, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ жилому дому с кадастровым номером №, был присвоен новый кадастровый №, информации о новом присвоении кадастрового номера ей не поступало. О присвоении нового кадастрового номера указанному жилому дому ей стало известно лишь при получении Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№. Налог на имущество физических лиц включительно ДД.ММ.ГГГГ, ею оплачен полностью, с ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 55 лет, плательщиком указанного налога она не является, так как является пенсионером. При получении Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, связывалась по телефону со специалистами Инспекции, которым в устной форме поясняла, что жилой дом <данные изъяты> и жилой дом с <данные изъяты> являются одним и тем же жилым домом, что двух жилых домов по указанному адресу у нее не имеется, на что ей обещали сделать соответствующий запрос и разобраться в сложившейся ситуации, однако до настоящего времени ситуация так и остается не выясненной.
В возражениях административного ответчика ФИО1 на пояснения административного ответчика указано следующее: она, ФИО1, является налогоплательщиком, до ДД.ММ.ГГГГ имела в собственности жилой дом, <данные изъяты> и жилой дом, <данные изъяты> который был продан в ДД.ММ.ГГГГФИО3. Заявление о наличии у нее льготы, весь пакет необходимых документов на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, были сданы ею в налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, в день продления срока действия пенсионного удостоверения. Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет налога на имущество - жилой дом, <данные изъяты> составил <данные изъяты> рублей, указанная сумма ею оплачена полностью ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного выше следует, что ни какой задолженности по налоговым платежам на данный момент у нее не имеется.
Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц по общему правилу определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Статья 399 НК РФ определяет, что налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая ставка по налогу на имущество на территории муниципального образования города Благодарного установлена Решением Благодарненской городской Думы Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями) «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Благодарный» и зависит от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 НК РФ.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - жилой дом, <данные изъяты>
Поскольку принадлежащий административному ответчику объект недвижимости в силу закона является объектом налогообложения, ему в 2014 году был начислен налог на указанное имущество, согласно требований административного искового заявления, задолженность по налогу составляет 689 рублей.
Согласно материалам дела налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлялись налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ Данное уведомление содержит исчисление налогов, размеры платежа и сроки уплаты физическим лицом указанных налогов, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ. Направление указанного уведомления ответчику подтверждается реестром заказной корреспонденции.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
У суда не имеется оснований полагать, что процедура направления налоговых уведомлений и требований налоговой инспекцией была соблюдена, поскольку уведомление о задолженности по уплате налога за налоговый период - ДД.ММ.ГГГГ было направлено заказным письмом по месту регистрации ответчика лишь в ДД.ММ.ГГГГ.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что ФИО1 является собственником имущества:
- жилого дома, <данные изъяты>
- жилого дома, <данные изъяты>
- жилого дома, <данные изъяты>
- склада, <данные изъяты>
- магазина, <данные изъяты>
Налогоплательщик ФИО1 является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ (данные внесены в ДД.ММ.ГГГГ) и инвалидом 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ (данные внесены в ДД.ММ.ГГГГ). До ДД.ММ.ГГГГ исчисление налога на имущество физических лиц производилось на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон 2003-1). Согласно статье ДД.ММ.ГГГГ-1: от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды 1 и II групп. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц». Согласно статье 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: инвалиды I и II групп инвалидности; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.
Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в силу ст. 75 НК РФ влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней, которые в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с нормами НК РФ земельный, транспортный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику - физическому лицу налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно материалам дела налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлялись налоговые уведомления о наличии недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей – последнее - № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное уведомление содержит исчисление налогов, размеры платежа и сроки уплаты физическим лицом указанных налогов за период с ДД.ММ.ГГГГ годы. Направление указанного уведомления ответчику подтверждается реестром заказной корреспонденции.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Из абзаца 2 пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ следует, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В пунктах 3, 4 статьи 409 Налогового кодекса РФ указано, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
На основании перечисленных норм Налогового кодекса РФ ответчику ФИО1 был произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, на что указано в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц по объектам недвижимости: за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ по объекту недвижимости – жилой дом, <данные изъяты> с учетом переплаты составила <данные изъяты>
Административным ответчиком представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество физических лиц на сумму <данные изъяты>. Адмистративный ответчик ФИО1 до истечения установленного в уведомлении срока в полном объеме выплатила налог на имущество физических лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ставропольскому краю к ФИО1 ФИО8 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 марта 2019 года.
Судья Благодарненского районного
суда Ставропольского края О.В. Бадулина
<данные изъяты>