ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2016 от 14.06.2016 Уссурийского гарнизонного военного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-115/2016 г.

14 июня 2016 г. г.Уссурийск

Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Аникиной О.Г.,

при секретаре - Гагариной Л.Г.,

с участием административного истца Попова В.С.,

представителя командира войсковой части <данные изъяты> Соловьевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Попова <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с исключением из списков личного состава части, непредставлением отпусков, ненаправлением на профессиональную переподготовку,

установил:

Попов В.С. проходил военную службу по контракту в войсковой части в распоряжении командира. Уволенный приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2015 года № 665 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21, с учётом предоставленных отпусков, он исключен из списков личного состава части с 23 апреля 2016 года.

Полагая, что командиром войсковой части при исключении его из списков личного состава части были нарушены его права, Попов В.С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21 об исключении его из списков личного состава части, включить его в указанные списки, признать незаконным отказ командира войсковой части от 1 марта 2016 года в предоставлении ему права на проведение основного отпуска в г.Рязань и отказ в выдаче воинских перевозочных документов, возложить на названное должностное лицо обязанность предоставить ему основной отпуск за 2016 год и оставшуюся часть основного отпуска за 2015 год в установленном порядке с выдачей проездных перевозочных документов к месту проведения отпуска и обратно, произвести расчет по вещевому имуществу, принять меры по реализации его права на профессиональную переподготовку, истребовать в часть его личное дело из отдела военного комиссариата города Москвы по Головинскому району Северного административного округа города Москвы.

В обоснование заявленных требований Попов В.С., не оспаривая основание увольнения с военной службы, настаивал на удовлетворении его требований, в обоснование которых пояснил, что его личное дело было неправомерно направлено в отдел военного комиссариата города Москвы по Головинскому району Северного административного округа города Москвы, где до настоящего времени распределенное ему жилое помещение он не получил, в связи с чем не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства, встать на воинский учёт и оформить получение пенсии.

Кроме того, Попов В.С. указал, что изъявлял желание пройти профессиональную переподготовку, однако был незаконно исключен из списков личного состава без её прохождения, а также без обеспечения положенными предметами вещевого имущества.

Приводя свой расчет положенного ему отпуска за 2016 год пропорционально положенному времени, Попов В.С. полагал, что указанный в оспариваемом приказе отпуск за 2016 год ему был предоставлен не в полном объеме. К тому же о предоставлении ему отпусков с 11 февраля 2016 года ему стало известно лишь 29 февраля 2016 года. При этом, в удовлетворении его рапорта от 1 марта 2016 года о предоставлении ему права на проведение оставшейся части основного отпуска за 2015 год с 14 марта 2016 года в г.Рязани ему было отказано, воинские перевозочные документы для проезда к месту проведения этого отпуска выданы не были, в связи с чем он не имел возможности фактически использовать предоставленные ему отпуска и до исключения из списков личного состава части продолжал исполнять возложенные на него служебные обязанности, прибывая дважды в неделю на построения военнослужащих, находящихся в распоряжении, а также исполняя распоряжения командира части об убытии в штаб для ознакомления с приказами, решения вопросов, касающихся увольнения его с военной службы.

Представитель командира войсковой части Соловьева И.А., не признав в судебном заседании требования административного истца, полагала оспариваемые действия командования законными и обоснованными, пояснив, что вещевое имущество не было получено Поповым В.С. по его вине в связи с неприбытием за его получением, положенные отпуска ему были предоставлены перед исключением из списков личного состава части, право проезда к месту проведения отпуска за 2015 год на безвозмездной основе он использовал в 2015 году, а с рапортом о выдаче воинских перевозочных документов для проезда к месту проведения основного отпуска за 2016 год не обращался. Служебных обязанностей с момента предоставления отпуска Попов В.С. не исполнял, а построения военнослужащих, находящихся в распоряжении, в 2016 году не проводились ввиду малого количества в части таких военнослужащих.

Не нарушено, по мнению Соловьевой И.А., и право административного истца на прохождение профессиональной переподготовки.

В части требований Попова В.С., касающихся направления его личного дела, Соловьева И.А. полагала пропущенным им установленный срок на обращение в суд с заявлением, указав, что о месте постановки его на воинский учет и направлении личного дела административному истцу стало известно 24 сентября 2015 года, когда он ознакомился с приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2015 года № 665 об увольнении его с военной службы.

Руководитель Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и начальник филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», привлеченные судом к участию в деле в качестве соответчиков, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, их представители ФИО1 и ФИО2, действующие на основании надлежаще оформленных доверенностей, не признав требования административного истца, просили рассмотреть заявление без их участия.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, военный суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований Попова В.С. по следующим основаниям.

В соответствии с исследованными в судебном заседании выписками из приказов Попов В.С., общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет более 20 лет, проходивший военную службу в отдаленной местности с неблагоприятными климатическими условиями, досрочно уволенный с военной службы в запас приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2015 года № 665 по подп. «а» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира войсковой части 24776 от 8 февраля 2016 года № 21, с учётом предоставленных основного отпуска за 2015 год в период с 12 февраля по 1 апреля 2016 года и основного отпуска за 2016 год пропорционально прослуженному времени в период со 2 по 23 апреля 2016 года, с 23 апреля 2016 года исключен из списков личного состава части.

Согласно ч.5 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более - 45 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

П.п. 3,4,10 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), определяют, что продолжительность основного отпуска военнослужащего в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Продолжительность основного отпуска увеличивается на 5 суток военнослужащим, проходящим военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных. Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Согласно п.16 ст.29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков.

На основании п.11 ст.38 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как видно из материалов дела, приказом командира войсковой части от 28 июля 2015 года № 147 Попову В.С. в период с 28 июля по 4 сентября 2015 года предоставлялся основной отпуск за 2015 год с выездом в г.Пензу продолжительностью 39 суток (с учетом 4 суток на дорогу), с выдачей воинских перевозочных документов к месту проведения отпуска и обратно.

Указанная часть основного отпуска за 2015 год и право на проезд на безвозмездной основе к месту его проведения Поповым В.С. фактически были использованы. Таким образом, по состоянию на начало 2016 года неиспользованная часть отпуска за 2015 год составила 15 суток.

Приказом командира войсковой части от 20 февраля 2016 года № 31 Попову В.С. в период с 12 февраля по 23 апреля 2016 года предоставлен основной отпуск за 2015 год продолжительностью 50 суток, то есть на 35 суток больше положенного, а также основной отпуск за 2016 год пропорционально прослуженному времени продолжительностью 22 суток (с учетом 5 суток на дорогу), с выездом к месту проведения отпуска в г.Пензу.

О предоставлении с 11 февраля 2016 года основных отпусков за 2015 и 2016 годы с последующим исключением с 23 апреля 2016 года из списков личного состава части до Попова В.С. командованием части было доведено письменным сообщением, направленным почтой по месту жительства, полученным административным истцом, согласно его пояснениям, 29 февраля 2016 года. В случае изменения места проведения отпусков административному истцу было предложено подать рапорт.

1 марта 2016 года Поповым В.С. на имя командира войсковой части был подан рапорт о предоставлении ему оставшейся части основного отпуска за 2015 год в количестве 20 суток с выездом в г.Рязань с 14 марта 2016 года, в чём ему было отказано со ссылкой на предоставление вышеуказанных отпусков.

С рапортом об изменении места проведения отпуска за 2016 год и выдаче воинских перевозочных документов на проезд к месту проведения этого отпуска Попов В.С. к командиру войсковой части не обращался, что следует как из справки командира войсковой части от 26 мая 2016 года № 1804/161, так и из пояснений самого Попова В.С.

В судебном заседании административный истец пояснил, что из полученного им из воинской части письменного сообщения ему были непонятны периоды предоставления отпусков. С целью разобраться с этим вопросом и определить место проведения отпуска за 2015 год он подал 1 марта 2015 года рапорт о предоставлении оставшейся части основного отпуска за 2015 год с выездом в г.Рязань. С рапортом о выдаче воинских перевозочных документов для убытия в отпуск за 2016 год он намеревался обратиться после решения вопроса об отпуске за предыдущий год. Поскольку в отпуске за 2015 год ему было отказано, он такой рапорт не стал подавать, в отпуска не убыл и продолжал проходить военную службу, исполняя служебные обязанности.

Данные доводы административного истца суд полагает необоснованными, поскольку в приказе командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21, с которым Попов В.С. был ознакомлен, как следует из собственноручно исполненной им записи и подписи, 15 марта 2016 года, указаны конкретные периоды предоставленных отпусков.

При этом, из справки командира войсковой части от 30 мая 2015 года № 165 и пояснений административного истца следует, что в войсковую часть Попов В.С. прибыл в 2014 году в распоряжение командира после сокращения ранее занимаемой им должности <данные изъяты>, и за время прохождения службы в войсковой части на воинскую должность не назначался, временное исполнение обязанностей по воинской должности на него не возлагалось.

Режим его военной службы носил формальный характер, поскольку, как усматривается из пояснений Попова В.С., состоял из прибытия его на построения военнослужащих, находящихся в распоряжении, два раза в неделю, периодического прибытия в штаб части для решения вопросов, связанных с увольнением с военной службы, а также самого факта нахождения на территории воинской части.

Утверждение Попова В.С. о привлечении его к исполнению служебных обязанностей в период предоставленных ему в 2016 году отпусков достоверными доказательствами, в нарушение требований подп.3 п.2 ст.62 КАС РФ, административным истцом не подтверждено.

К тому же оснований для исполнения им служебных обязанностей после ознакомления 15 марта 2016 года с приказом командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21 о предоставлении отпусков перед исключением из списков личного состава части, у Попова В.С. не имелось, а не исполнять приказ командира, в силу ст.34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, военнослужащий не вправе.

У административного истца имелась возможность обратиться к командованию части за предоставлением воинских перевозочных документов для убытия в отпуск за 2016 год, что им сделано не было, а период времени, прошедший от момента ознакомления Попова В.С. с вышеуказанным приказом до дня исключения его из списков личного состава части, составляющий 39 суток, превышает, исходя из его выслуги лет, прохождения военной службы в отдаленной местности с неблагоприятными климатическими условиями и количества полных месяцев прослуженных им в году увольнения с военной службы, суммированную продолжительность неиспользованной им части основного отпуска за 2015 год и продолжительность основного отпуска за 2016 год пропорционально прослуженному времени, без учета дороги.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что в суд с рассматриваемым заявлением административный истец обратился лишь по окончании предоставленных отпусков и после исключения из списков личного состава части, суд приходит к убеждению, что у Попова В.С. отсутствовали препятствия для реализации своего права на использование положенных ему отпусков, и гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право военнослужащего на отдых, подразумевающее освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы в течение определённого времени, фактически административным истцом было использовано по месту прохождения военной службы, что является его добровольным выбором, а факт неудовлетворения командиром войсковой части его рапорта об изменении места использования оставшейся части основного отпуска за 2015 год на г.Рязань, при отсутствии права на бесплатный проезд к месту его проведения и отсутствии рапорта о выдаче воинских перевозочных документов для проезда к месту проведения отпуска за 2016 год, административный истец использует как формальный повод для обращения в суд с целью восстановления в списках личного состава воинской части, в связи с чем полагает необоснованными его требования в части, касающейся признания приказа об исключении из списков личного состава части незаконным, возложения на командира войсковой части обязанности восстановить его в указанных списках, предоставить ему основные отпуска за 2015 года и 2016 года с выдачей проездных перевозочных документов к месту проведения отпуска и обратно.

При этом, суд учитывает, что денежным довольствием Попов В.С. обеспечен в полном объеме по 23 апреля 2016 года включительно, что усматривается из расчетных листков на выплату ему денежного довольствия, выписки из лицевого счета его банковской карты и не отрицалось в суде самим административным истцом, то есть его право на оплаченные дни отдыха нарушено не было.

Заявление Попова В.С. о том, что по поводу выдачи воинских перевозочных документов он в устном порядке обращался в отделение кадров воинской части, не может повлиять на вышеуказанный вывод суда, поскольку, в силу подп.«а» п.11 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200, основанием для выдачи воинских перевозочных документов является приказ командира воинской части, номер и дата которого указывается на копиях выданных воинских перевозочных документов.

Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена и иная форма обеспечения проезда военнослужащих к месту проведения отпуска на безвозмездной основе - путем возмещения военнослужащим и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд, расходов, связанных с приобретением проездных и перевозочных документов, в порядке, определяемом приказом Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года № 300, волеизъявление военнослужащего о выдаче ему воинских перевозочных документов к месту проведения отпуска является обязательным.

При этом, согласно п. 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, по служебным и личным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, кем для Попова В.С. являлся командир войсковой части , в распоряжении которого он находился.

Рассматривая оставшиеся требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются вещевым имуществом по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ.

Пунктом 16 ст.34 Положения, установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части, должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.

В соответствии с представленной справкой-расчетом, Попов В.С. при исключении его из списков личного состава части не был обеспечен рядом положенных к выдаче предметов вещевого имущества.

Как видно из исследованного в судебном заседании рапорта от 6 мая 2015 года Попов В.С., как увольняемый с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, обратился к командованию с просьбой о направлении его на переподготовку по избранной гражданской специальности «Менеджер по безопасности труда и повседневной деятельности».

Согласно п.4 ст.19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ, продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих-граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, в период с 10 мая 2009 года по 27 ноября 2015 года были утверждены приказом Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95 (далее - Порядок).

В соответствии с п.6 названного Порядка, вышеуказанный рапорт Попова В.С. от 6 мая 2015 года, должен был быть рассмотрен командиром войсковой части .

Согласно п.п.7-9 Порядка, в воинской части должны были составляться списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - списки), а также сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в военных образовательных организациях (далее - сведения).

Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих должны были предоставляться в соответствующие военные образовательные организации, а сведения - по подчиненности в кадровый орган вида и рода войск Вооруженных Сил, военного округа (флота), центрального органа военного управления. Кадровым органом, на основании представленных воинскими частями сведений, формировались обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, и вырабатывались предложения по ее организации на базе воинских частей и организаций Вооруженных Сил, которые направлялись в Департамент образования Министерства обороны. Расчет распределения учебных мест в военных образовательных организациях разрабатывалось Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения высылались в кадровые органы и военные образовательные организации не менее чем за месяц до начала обучения. По мере поступления списков и выписки из расчета распределения военная образовательная организация формировала учебные группы. С учетом установленных сроков начала обучения и порядка формирования учебных групп командование военных образовательных организаций высылало в соответствующие воинские части письменные уведомления, в которых указывались форма (способ) профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения.

Действующие с 28 ноября 2015 года Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих-граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, утвержденные приказом Министра обороны РФ от 21 октября 2015 года № 630, содержит аналогичные положения.

Как следует из поступившего 1 сентября 2015 года в войсковую часть сообщения начальника Военной академии РВСН имени Петра Великого от 11 августа 2015 года, исх.№ 7/4/1174, обращение командира войсковой части от 20 июля 2015 года о профессиональной переподготовке Попова В.С. рассмотрено, однако по состоянию на 10 августа 2015 года расчет распределения учебных мест в отношении данного военнослужащего в академию не поступал.

Иных сведений о принятии надлежащих, установленных действующим законодательством мер для обеспечения права Попова В.С. пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальности командиром войсковой части и его представителем в суд не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что права Попова В.С. на обеспечение положенными предметами вещевого имущества и профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальности были нарушены командованием части и подлежат восстановлению.

Довод представителя командира войсковой части о неприбытии Попова В.С. за получением имущества на вещевой склад не может повлиять на данный вывод суда, поскольку, в силу п.4 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников), а доказательств принятия командованием войсковой части надлежащих мер для обеспечения административного истца вещевым имуществом в суд представлено не было.

В соответствии с п.49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8, в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости восстановления конкретных нарушенных прав уволенного военнослужащего без восстановления в списках личного состава части путем возложения на командира войсковой части обязанности обеспечить Попова В.С. положенными ему на день исключения из списков личного состава части предметами вещевого имущества и направления его установленным порядком для прохождения профессиональной переподготовки по избранной им гражданской специальности.

Поскольку из содержания п.4 ст.19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что предметом её регулирования является определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего в условиях после увольнения с военной службы, и никаких правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает, то при разрешении спора по поводу законности увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части применению данная норма не подлежит. Из данной правовой нормы не вытекает вывод о том, что утрата статуса военнослужащего лишает его права на профессиональную переподготовку. Напротив, законодатель предусмотрел возможность ее прохождения после увольнения военнослужащего с военной службы. Изложенное выше дает основания полагать, что восстановления в списках части для защиты этого права в данном случае не требуется.

Также, по мнению суда, при исключении из списков личного состава части нарушены и права административного истца, связанные с ненаправлением его на временный воинский учёт.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21, Попов В.С. направлен на воинский учёт в отдел военного комиссариата города Москвы по Головинскому району Северного административного округа города Москвы, что является обоснованным, в силу избрания Поповым В.С. г.Москвы постоянным после увольнения с военной службы местом жительства, распределения ему жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, принятия начальником 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ решения о предоставлении Попову В.С. данного жилого помещения в собственность.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, это жилое помещение не принято управляющей компанией в эксплуатацию и не подлежит заселению, о чем командованию, согласно пояснениям представителя командира войсковой части , было известно.

Поскольку данные обстоятельства затрудняют постановку Попова В.С., зарегистрированного и проживающего в служебном жилом помещении, находящемся в г.Уссурийске Приморского края, на воинский учет и пенсионное обеспечение, на командира войсковой части , во избежание нарушения прав военнослужащего, возлагалась обязанность выяснения волеизъявления Попова В.С. о месте направления его для постановки на временный воинский учет, что сделано не было.

Данное нарушенное право административного истца также подлежит восстановлению путем возложения на командира войсковой части обязанности внести изменение в его приказ от 8 февраля 2016 года № 21, указав о направлении Попова В.С. для постановки на временный воинский учет, с учётом выраженного в судебном заседании желания административного истца, в отдел военного комиссариата Приморского края по г.Уссурийску и направить в тот же отдел личное дело Попова В.С., истребовав личное дело из отдела военного комиссариата города Москвы по Головинскому району Северного административного округа города Москвы, что, исходя из анализа ст.ст.51-54 и 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", фактического ограничения в праве на получение пенсии повлечь не может, поскольку не лишает военнослужащего возможности получить положенную ему пенсию со дня, следующего за днем исключения из списков личного состава воинской части, в случае если обращение за её получением произошло не позднее 12 месяцев со дня увольнения с военной службы, а значит, принятое судом в данной части решение не требует восстановления Попова В.С. в списках личного состава до момента устранения выявленного нарушения.

Установленный ст.219 КАС РФ трёхмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением с требованием, касающимся направления личного дела, вопреки мнению представителя командира войсковой части , Поповым В.С., представившим в суд рассматриваемое заявление 19 мая 2016 года, суд считает непропущенным, поскольку его личное дело было отправлено из воинской части в апреле 2016 года, а указание в приказе об увольнении с военной службы об отделе военного комиссариата, куда военнослужащий направляется на воинский учет, не препятствует направлению его при исключении из списков личного состава части на временный воинский учет в другой отдел военного комиссариата.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ, в пользу административного истца надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины, сумма которых подтверждается имеющейся в материалах дела и исследованной в ходе судебного разбирательства квитанцией.

Учитывая, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1266 от 22 сентября 2010 года финансирование воинских частей Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2011 года осуществляется через управления (отделы) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать сумму судебных расходов в пользу заявителя с филиала № 1 Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю».

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое заявление Попова <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с исключением из списков личного состава части, непредставлением отпусков, ненаправлением на профессиональную переподготовку - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с необеспечением Попова В.С. при исключении из списков личного состава части вещевым имуществом, ненаправлением на профессиональную переподготовку и на временный воинский учет.

Обязать командира войсковой части в течение 20 суток со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Попова <данные изъяты> положенными ему на день исключения из списков личного состава части предметами вещевого имущества, а также направить его установленным порядком для прохождения профессиональной переподготовки по избранной им гражданской специальности.

Обязать командира войсковой части внести изменение в его приказ от 8 февраля 2016 года № 21, указав о направлении Попова <данные изъяты> для постановки на временный воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края по г.Уссурийску и направить в тот же отдел личное дело административного истца, истребовав личное дело из отдела военного комиссариата города Москвы по Головинскому району Северного административного округа города Москвы.

Обязать командира войсковой части сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Попова <данные изъяты> судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд, в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении требований Попова В.С., касающихся признания незаконным приказа командира войсковой части от 8 февраля 2016 года № 21 об его исключении из списков личного состава части, восстановлении его в указанных списках, предоставления основных отпусков за 2015 и 2016 годы с выдачей проездных перевозочных документов к месту проведения отпуска и обратно - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 17 июня 2016 года.

Председательствующий