ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2017 от 16.05.2017 Шацкого районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-115/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года г. Шацк Рязанской области

Шацкий районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего: судьи Моисеева В.Ю.

при секретаре Алексеевой Л.О.

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Малистовой Ю.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Правительству Рязанской области и Министерству природопользования Рязанской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет границы особо охраняемых природных территорий регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Шацкий районный суд с административным иском к Правительству Рязанской области и Министерству природопользования Рязанской области, в котором просит признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области по не установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Рязанской области, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша», памятник природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны)», «Конобеевская балка». Обязать Правительство Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области, в срок 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поставить на государственный кадастровый учет границы особо охраняемых природных территорий регионального значения Рязанской области, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша», памятник природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны)», «Конобеевская балка».

Административный иск мотивирован тем, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства об особо охраняемых природных территориях в 2015 - истекшем периоде 2017 года. В ходе проверки было установлено, что на территории Шацкого района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения:

- государственный природный заказник областного значения «Шевырляевский», образованный решением Исполкома Рязанского областного совета народных депутатов от 28.09.1987 № 301/16 «О закреплении охотничьих угодий». Постановлением главы Администрации Рязанской области от 06.07.1998 №318 «О государственных природных заказниках Рязанской области» установлен неограниченный срок действия указанного заказника;

- государственный природный заказник областного значения «ФИО1 реки Выша», образованный постановлением администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны), признанный решением Исполкома Рязоблсовета депутатов трудящихся от 19.01.1977 № 16 «О мероприятиях по усилению охраны диких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения»;

- памятник природы областного значения «Конобеевская балка», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области».

В ходе проведения прокурорской проверки установлены факты отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости об особо охраняемых указанных природных территориях регионального значения, расположенных на территории Шацкого района Рязанской области, что может способствовать тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступление от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Отсутствие сведений в Едином государственном реестре сведений о границах особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных на территории <адрес> района Рязанской области может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположения природных объектов в целях, противоречащих установленных для особо охраняемых указанных природных территориях регионального значения режимам.

В ходе разбирательства по делу Рязанский межрайонный природоохранный прокурор уточнил исковые требования, и с учетом уточнения просит признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша», памятника природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны)», «Конобеевская балка». Обязать Правительство Рязанской области, министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша». Обязать министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: памятников природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны)», «Конобеевская балка». Указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца Малистова Ю.Ф. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам указанным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Правительства Рязанской области не явился, о дне, месте, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Рязанской области.

Так же, в ходе производства по административному делу, от административного ответчика – Правительства Рязанской области поступил отзыв на уточненное административное заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, который определением суда приобщен к материалам административного дела.

В указанном отзыве административный ответчик, ссылаясь на ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, ч. 1, ч.18 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»; ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п.1 ст.13, п. 7 ст. 18 Закона Рязанской области от 10.05.2006 № 53-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области»; Закон Рязанской области от 27.12.2016 N 104-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"; Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240; п.5 подпрограммы 3 «Улучшение экологической обстановки», утвержденной приложением № 3 к государственной программе Рязанской области от 30.10.2013 № 365, указывает, что органы государственной власти направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. Предусмотрено обязательное направление соответствующим органом государственной власти субъекта РФ в качестве приложения к документам, направляемым в орган регистрации прав карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Указанные сведения в отношении указанных в исковом заявлении объектов в уполномоченный орган не направлялись. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Оформление паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Границы и режим особой охраны территории конкретного памятника природы с учетом природных особенностей определяются его паспортом, утверждаемым органом, уполномоченным в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. Уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования ООПТ областного значения является министерство природопользования Рязанской области. Полагает, что ввиду отсутствия у Правительства Рязанской области полномочий по установлению границ памятников природы, необходимо считать Правительство Рязанской области ненадлежащим ответчиком в части исковых требований в отношении памятников природы.

Также было указано, что финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством. Законом Рязанской области от 27.12.2016 N 104-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" расходные обязательства по установлению и описанию границ ООПТ (государственных природных заказников Рязанской области), а также по предоставлению в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые сведения о границах ООПТ для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не предусмотрены. Пунктом 5 подпрограммы 3 «Улучшение экологической обстановки», утвержденной приложением № 3 к государственной программе Рязанской области от 30.10.2013 № 365, предусмотрено мероприятие «внесение сведений об особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости» с финансированием в размере 25 000 тыс. руб. на 2020 год. Главным распорядителем указанных средств областного бюджета является министерство природопользования Рязанской области. Кроме того, кадастровые работы по установлению и описанию границ ООПТ подлежат выполнению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и требуют значительных временных затрат. В виду необходимости осуществления указанных мероприятий, установления расходных обязательств, определения источника их финансирования и урегулирования данных расходов программными методами, полагают необходимым предоставления срока исполнения решения по передаче сведений в орган регистрации прав в размере 24 месяцев.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства природопользования Рязанской области не явился, о дне, месте, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства природопользования Рязанской области.

Так же, в ходе производства по административному делу, от административного ответчика – Министерства природопользования Рязанской области поступил отзыв на уточненное административное заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, который определением суда приобщен к материалам административного дела.

В указанном отзыве административный ответчик, ссылаясь на ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, ч. 1, ч.18 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»; ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п.1 ст.13, п. 7 ст. 18 Закона Рязанской области от 10.05.2006 № 53-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области»; Закон Рязанской области от 27.12.2016 N 104-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"; Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240; п.5 подпрограммы 3 «Улучшение экологической обстановки», утвержденной приложением № 3 к государственной программе Рязанской области от 30.10.2013 № 365, указывает, что органы государственной власти направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. Предусмотрено обязательное направление соответствующим органом государственной власти субъекта РФ в качестве приложения к документам, направляемым в орган регистрации прав карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Указанные сведения в отношении указанных в исковом заявлении объектов в уполномоченный орган не направлялись. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Оформление паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Границы и режим особой охраны территории конкретного памятника природы с учетом природных особенностей определяются его паспортом, утверждаемым органом, уполномоченным в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. Уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования ООПТ областного значения является министерство природопользования Рязанской области.

Также было указано, что финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством. Законом Рязанской области от 27.12.2016 N 104-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" расходные обязательства по установлению и описанию границ ООПТ (государственных природных заказников Рязанской области), а также по предоставлению в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые сведения о границах ООПТ для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не предусмотрены. Пунктом 5 подпрограммы 3 «Улучшение экологической обстановки», утвержденной приложением № 3 к государственной программе Рязанской области от 30.10.2013 № 365, предусмотрено мероприятие «внесение сведений об особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости» с финансированием в размере 25 000 тыс. руб. на 2020 год. Главным распорядителем указанных средств областного бюджета является министерство природопользования Рязанской области. Кроме того, кадастровые работы по установлению и описанию границ ООПТ подлежат выполнению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и требуют значительных временных затрат. В виду необходимости осуществления указанных мероприятий, установления расходных обязательств, определения источника их финансирования и урегулирования данных расходов программными методами, полагают необходимым предоставления срока исполнения решения по передаче сведений в орган регистрации прав в размере 24 месяцев.

Выслушав объяснения представителя административного истца Малистовой Ю.Ф., исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела, бесспорно установлено, что на территории Шацкого района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения:

- государственный природный заказник областного значения «Шевырляевский», образованный решением Исполкома Рязанского областного совета народных депутатов от 28.09.1987 № 301/16 «О закреплении охотничьих угодий». Постановлением главы Администрации Рязанской области от 06.07.1998 №318 «О государственных природных заказниках Рязанской области» установлен неограниченный срок действия указанного заказника;

- государственный природный заказник областного значения «ФИО1 реки Выша», образованный постановлением администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны), признанный решением Исполкома Рязоблсовета депутатов трудящихся от 19.01.1977 № 16 «О мероприятиях по усилению охраны диких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения»;

- памятник природы областного значения «Конобеевская балка», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области».

В соответствии со ст. ст. 56, 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

На основании ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники являются территориями (акваториями), имеющими особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по созданию государственных природных заказников регионального значения, определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (ч. 2 ст.23).

Ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий государственных природных заказников. Так, на территориях, на которых находятся государственные природные заказники запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Часть 3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов государственным природным заказником, утверждение границ и определение режима особой охраны территории государственного природного заказника.

Кроме того, в силу ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов памятникам и природы, утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы.

Ст. 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в п.3 ст.26, определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства об особо охраняемых природных территориях за период с 2015 г. по 31.01.2017 г., что подтверждено справкой от 31.01.2017 -01.02.2017 г. В ходе проведения проверки установлены факты отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости об особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника областного значения «Шевырляевский», государственного природного заказника областного значения «ФИО1 реки Выша», памятника природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны), памятника природы областного значения «Конобеевская балка».

Согласно статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально- экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории пункты 8, 10 часть 1).

Пункт 6 статьи 56 Земельного кодека РФ устанавливает, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно статьи 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет части земельного участка, образованный в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единым государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав не недвижимость и сделок с ней.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.

До настоящего времени границы особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области, а именно: государственного природного заказника областного значения «Шевырляевский», государственного природного заказника областного значения «ФИО1 реки Выша», памятника природы областного значения «Конобеевская пещера (правый берег р. Цны), памятника природы областного значения «Конобеевская балка» не установлены, сведения об указанных границах особо охраняемых природных территориях не внесены как в государственный кадастр недвижимости, так и в единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статья 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Оформление паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 7 статьи 18 Закона Рязанской области от 10.05.2006 № 53-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области» границы и режим особой охраны территории конкретного памятника природы с учетом природных особенностей определяются его паспортом, утверждаемым органом, уполномоченным в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240, уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территориях областного значения является министерство природопользования Рязанской области.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ввиду отсутствия у административного ответчика - Правительства Рязанской области полномочий по установлению границ памятников природы, обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ памятников природы областного значения, которые содержатся в паспорте на данные ООПТ, должна быть возложена на административного ответчика - Министерство природопользования Рязанской области.

Согласно статьи 1 Закона Рязанской области от 18.04.2008 г. № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области», Правительство Рязанской области является высшим, постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, наделенным общей компетенцией.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (пункты 8, 8.1 части 2 статьи 36.3 названного закона).

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В силу Положения о Минприроды Рязанской области данный орган является уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. В полномочия министерства входит подготовка предложений Правительству Рязанской области по проектам региональных программ в области природопользования и охраны окружающей среды Рязанской области, по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения, а также управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Статьей 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области от 18.11.2005 г. № 115-ОЗ, принятого постановлением Рязанской областной Думы 02.11.2015 г. (с изменениями и дополнениями), к полномочиям Правительства Рязанской области отнесена разработка и обеспечение программ социально-экономического развития Рязанской области, подготовка отчетов об их выполнении, разработка и утверждение государственных программ.

В силу статьи 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 г. № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области», Правительство Рязанской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, наделено полномочиями по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление в пределах своих полномочий по государственному регулированию земельных отношений на территории Рязанской области.

Правительство Рязанской области осуществляет управление и распоряжение природными ресурсами, находящимися в государственной собственности Рязанской области, в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 7 статьи 13 Закона).

Кроме того, в силу пунктов 8, 9, 10 статьи 7 Закона Рязанской области «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области» в полномочия Правительства Рязанской области входит разработка, утверждение и обеспечение реализации государственных программ Рязанской области в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий; обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Рязанской области.

Статьей 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 г. № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области» закреплены полномочия Правительства Рязанской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, природопользования и землепользования, к которым, наряду с прочими, относятся: осуществление в пределах своих полномочий государственное регулирование земельных отношений на территории Рязанской области.

В силу статьи 7 Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области», Правительство Рязанской области принимает решение о создании, изменении категории особо охраняемых природных территорий областного значения; обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий областного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Рязанской области от 18.04.2008 г. № "О системе исполнительных органов государственной власти Рязанской области", ситстему исполнительных органов государственной власти Рязанской области составляют: высший исполнительный орган государственной власти Рязанской области - Правительство Рязанской области; центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области: министерства, представительство Правительства Рязанской области, комитеты, главные управления и государственные инспекции Рязанской области; территориальные исполнительные органы государственной власти Рязанской области.

Структура исполнительных органов государственной власти Рязанской области определяется Губернатором Рязанской области в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти Рязанской области, установленной настоящим Законом.

Постановлением Губернатора Рязанской области от 14.05.2008 г. № 166-пг, утверждена структура исполнительных органов государственной власти Рязанской области, в которую входит Министерство природопользования Рязанской области.

Положением о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 г. №240, закреплены полномочия Министерства в сфере особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Разделом I Положения министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти, а также специально уполномоченным государственным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

В силу п.п.1 пункта 1 раздела III Положения министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения. В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, министерство осуществляет обеспечение подготовки необходимых материалов для создания особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Кроме того, в соответствии с 2 раздела II Положения, одной из основных задач Министерства является осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения при осуществлении регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой ранее, а именно 09.02.2015 г., в адрес министра природопользования и экологии Рязанской области внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость решить вопрос о постановке на государственный кадастровый учет всех особо охраняемых природных территорий регионального значения. Однако результаты проведенной настоящей проверки свидетельствуют о длительном бездействии министерства по установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения в предусмотренном законодательством порядке, соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не включены.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие сведений в Едином государственном реестре сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Шацкого муниципального Рязанской области, может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположения природных объектов в целях, противоречащих установленных для особо охраняемых природных территориях режимам.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства. Право круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Исходя из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории относятся в объектам общенационального достояния.

Государственными природными заказниками признаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранности и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Таким образом, непринятие мер со стороны административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению, а срок в течение, которого решение суда должно быть исполнено – в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд находит достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Правительству Рязанской области и Министерству природопользования о возложении обязанности по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет границы особо охраняемых природных территорий регионального значения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения Рязанской области, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша».

Признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения Рязанской области, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской памятников природы «Конобеевская пещера (правый берег р.Цны)», «Конобеевская балка».

Обязать Правительство Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области государственных природных заказников областного значения «Шевырляевский», «ФИО1 реки Выша».

Обязать Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Шацкого муниципального района Рязанской области памятников природы «Конобеевская пещера (правый берег р.Цны)», «Конобеевская балка».

Указанные мероприятия выполнить в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Шацкий районный суд.

Председательствующий: судья ... В.Ю. Моисеев

...

...