Дело №2а-115/2021
УИД 57RS0003-01-2021-000172-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года пгт. Глазуновка Орловской области
Глазуновский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,
с участием помощника прокурора Глазуновского района Орловской области Талибуллина Р.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
прокурор Глазуновского района Орловской области Т.М.В.. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Глазуновского района Орловской области <ДД.ММ.ГГГГ> проведен мониторинг Интернет-ресурсов с целью выявления сайтов в сети «Интернет», содержащих предложения о приобретении ответов на Единый государственный экзамен, в ходе которого установлено, что физические и юридические лица имеют свободный доступ к информации, размещенной на сайте: <данные изъяты>, на котором размещены указанные предложения о возмездном приобретении ответов на Единый государственный экзамен. Единый государственный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения, в связи с чем распространение ответов на Единый государственный экзамен ведет к снижению объективности оценки качества подготовки обучающихся. Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о продаже ответов на Единый государственный экзамен, за совершение которой законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является распространением запрещенной информации. На момент проверки, указанный интернет-сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается сведениями с интернет-сайта Роскомнадзора. Рассматриваемый интернет ресурс расположен на технических площадях хостинг провайдера <данные изъяты> и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации. Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте: <данные изъяты>, благодаря которому пользователи получают доступ к сайту, на котором размещены предложения о продаже ответов на Единый государственный экзамен, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; после вступления решения суда в законную силу, направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора Талибуллин Р.Г. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Орловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. О причинах неявки суду не сообщил.
Суд в порядке ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из части 2 статьи 265.2 КАС РФ следует, что в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной административным ответчиком является лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления. Оно указывается в административном иске в случае его установления.
Из административного иска и пояснений помощника прокурора в судебном заседании следует, что владельца доменного имени сайта <данные изъяты> установить не удалось.
Не удалось установить такое лицо и суду при подготовке дела к судебному разбирательству. В частности, согласно сведениям Whois сервиса, доступного в сети «Интернет», администратор домена сайта не стал раскрывать своего наименования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено также в части 1 статьи 265.1 КАС РФ.
Из части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Однако в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения в сфере реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации регулируются в Российской Федерации Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ).
Из статьи 7 указанного федерального закона следует, что распространяемая в Российской Федерации информация по общему правилу является общедоступной, но в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).
Решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является одним из оснований для включения в указанный реестр соответствующих сведений.
Согласно ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.В соответствии с ч.ч.1,6 ст.10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч.3 ст.15 Закона №149 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1-2,4 ст.59 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестации проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
В силу ч.13 ст.59 Федерального закона от 29.1.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме Единого государственного экзамена, а также в иных формах.
Согласно ч.4 ст.60 Федерального закона от 29.1.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что на вышеуказанном сайте в сети «Интернет» осуществляется незаконная продажа ответов на Единый государственный экзамен. При этом размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации направленной на незаконную продажу ответов на Единый государственный экзамен, ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся, то есть информации, направленной на совершение правонарушений, за что законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 3 ст.15.1 Закона №149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о продаже ответов на Единый государственный экзамен, за совершение которой законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является исходя из указанных правовых положений запрещенной информацией.
В ходе судебного заседания установлено, что на сайте <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация о продаже ответов на Единый государственный экзамен. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать с него материалы может любой интернет-пользователь.
На момент рассмотрения дела, указанный интернет-сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Размещенные на отмеченной выше странице сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям действующего законодательства.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайтах с отмеченными URL-адресами признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает возможным согласиться с прокурором и признать информацию, размещенную на указанном сайте, информацией, распространением которой на территории Российской Федерации запрещено.
Рассматриваемый интернет ресурс расположен на технических площадях хостинг провайдера <данные изъяты> и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации
Из части 3 статьи 265.5 КАС РФ следует, что копия решения суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит направлению помимо лиц, участвующих в деле, также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
С учетом изложенного суд считает необходимым направить настоящее решение суда в Роскомнадзор для включения сведений об указанном сайте в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
В связи с этим суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Глазуновского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: <адрес> для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Глазуновский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 июня 2021 года.
Председательствующий Ю.Т. Сухов