РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД 25GV0001-01-2021-000172-06
14 мая 2021 года г. Владивосток
Владивостокский гарнизонный военный суд в составе: судьи Марченко С.А., при секретаре судебного заседания Строкач Т.И., с участием административного истца, его представителя ФИО1, помощника военного прокурора Владивостокского гарнизона Кульпиновой О.А., рассмотрев административное дело об оспаривании военнослужащим войсковой части № 1ФИО2 действий Министра обороны РФ, связанных с досрочным увольнением с военной службы,
установил:
ФИО2 обратился с административным иском, в котором просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 марта 2021 г. № 188 в части, касающейся его досрочного увольнения с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, а также возложить обязанность на должностное лицо его отменить.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца ФИО1 указал, что ФИО2 был представлен к досрочному увольнению с военной службы, несмотря на признание его аттестационной комиссией соответствующим занимаемой воинской должности.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО1 поддержали заявленные требования и просили удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Военный прокурор Кульпинова О.А. полагала необходимым удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не прибыл, об отложении судебного разбирательства не просил, что в соответствии со ст. 226 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.
От представителя административного ответчика по доверенности ФИО3 поступили письменные возражения, в которых он просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку обжалуемый приказ издан на законных основаниях, процедура увольнения была соблюдена.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив представленные доказательства, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что аттестационная комиссия войсковой части № 1 приняла решение о соответствии ФИО2 занимаемой воинской должности однако, командир воинской части не утвердил решение аттестационной комиссии, и ходатайствовал о досрочном увольнении того с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
С решением командира войсковой части № 1 согласились командующий ТОФ, а также командующий войсками Восточного округа, который в свою очередь направил представление об увольнении ФИО2 с военной службы в связи с невыполнением условий контракта в Главное управление кадров МО РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 20 марта 2021 г. № 188 ФИО2 уволен с военной службы по указанному основанию.
В соответствии с п. п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
По смыслу требований ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» досрочное увольнение военнослужащего по указанному основанию возможно в аттестационном порядке.
Досрочное увольнение военнослужащего с военной службы возможно по результатам проведенной в установленном порядке аттестации, который регламентирован ст. 26 и 27 Положения о порядке прохождения военной службы и Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. № 444, из которых усматривается, что аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования. Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе, до него доводятся аттестационные выводы, а в необходимых случаях военнослужащий приглашается на заседание аттестационной комиссии.
В соответствии с п. 3 ст. 32, п. 2.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащий может быть уволен в связи с невыполнением им условий контракта только по заключению аттестационной комиссии.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, в том числе в случае совершения административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях, иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 Постановления от 21 марта 2013 года № 6-П, в случае, когда военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, аттестацию следует признать обязательным элементом порядка досрочного увольнения такого военнослужащего с военной службы, поскольку в системе действующего правового регулирования только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий указанным требованиям. Возможность досрочного увольнения с военной службы допускает при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке аттестации военнослужащих, что данный военнослужащий перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Принимая во внимание, что аттестация в отношении административного истца была проведена в соответствии с Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и аттестационная комиссия, располагая всей полнотой данных, характеризующих личность административного истца как по своим деловым, так и личным качествам, в том числе данными о привлечении его к административной ответственности, пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований для досрочного увольнения ФИО2 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, суд приходит к выводу, что приказ должностного лица об увольнении ФИО2 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта является незаконным, изданным с нарушением установленной процедуры увольнения военнослужащего с военной службы в аттестационном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с увольнением с военной службы – удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 марта 2021 г. № 188л/с в части увольнения ФИО2 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта и обязать Министра обороны Российской Федерации в десятидневный срок со дня получения уведомления о вступлении решения суда в законную силу, приказ в указанной части отменить.
В соответствии с п. 1 ч. 3 и ч. 9 ст. 227 КАС РФ Министру обороны РФ сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 26 мая 2021 года.
Судья С.А. Марченко