ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2022 от 16.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-115/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 16 июня 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца Жаворонковой Г.В.,

представителей административных ответчиков: Вакуленко Я.А., Шароватовой Ю.В.,

представителей заинтересованных лиц Ибрагимова А.Ш., Янушкевич Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богуславской Нины Ивановны к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым об оспаривании в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Феодосия Республики Крым

установил:

распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 24 декабря 2019 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень к распоряжению № 1674-р).

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 130 Перечня к распоряжению № 1674-р в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, указано нежилое здание, кадастровый номер расположенное по адресу: <адрес> площадью 1089,1 кв.м, наименование «кафе-бар».

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 18 декабря 2020 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень к распоряжению № 2039-р). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 3 июня 2021 года № 676-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 3 июня 2021 года.

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Нежилое здание, наименование «кафе-бар», кадастровый номер площадью 1089,10 кв.м, значится в пункте 61 названного Перечня.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 24 декабря 2021 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень к распоряжению № 1760-р).

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Нежилое здание, наименование «кафе-бар», кадастровый номер площадью 1089,1 кв.м, значится в пункте 2516 указанного Перечня.

Богуславская Н.И., являющаяся собственником указанного объекта недвижимого имущества, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором, с учётом уточнения от 12 мая 2022 года, просит признать недействующим со дня принятия пункт №130 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р; признать недействующим со дня принятия пункт № 61 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р; признать недействующим со дня принятия пункт № 2516 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р. Указывает, что 29 сентября 2021 года ею получено налоговое уведомление об оплате налога в размере 212665 руб. (ставка 0,5 %), 6 октября 2021 года получено налоговое уведомление об оплате налога в размере 850660 руб. (ставка 2%). При обжаловании налоговых уведомлений административный истец узнала о наличии нормативных правовых актов, нарушающих её права. Полагает, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку его включение, по мнению административного истца, неправомерно, здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, что не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает её права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, 11 апреля 2022 года к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечён Совет министров Республики Крым, в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Феодосия Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного истца Жаворонкова Г.В. административное исковое заявление, с учётом его уточнения, поддержала по основаниям, изложенным в нём.

Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. с доводами административного искового заявления не согласилась, просила отказать в его удовлетворении ввиду отсутствия правовых оснований, свою позицию изложила в письменных возражениях, представленных в материалы дела (т.1 л.д.225-235).

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Шароватова Ю.В. поддержала позицию Совета министров Республики Крым, а также письменные пояснения, представленные в материалы дела, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме (т. 1 л.д. 160-161).

Представители заинтересованного лица ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Янушкевич Н.Н., Ибрагимов А.Ш. согласились с позицией Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, полагая оспариваемые нормативные правовые акты законными.

Заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Феодосия Республики Крым явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения данного административного дела не направили.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 15 февраля 2022 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые акты являются нормативными.

Судом также установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание с наименованием «кафе-бар», с кадастровым номером что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.129-130). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером , который имеет вид разрешённого использования «общественное питание», категория земель – земли населённых пунктов (т. 1 л.д. 122-125).

Поскольку названный объект капитального строительства включён в оспариваемые Перечни, административный истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, исходя из его кадастровой стоимости (т.1 л.д.119).

Таким образом, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права административного истца Богуславской Н.И.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее - Регламент), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий (т. 2 л.д. 148-187).

Согласно пунктов 6, 7 Регламента, работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров. Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров.

В случае временного отсутствия Председателя Совета министров его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Совета министров или один из заместителей Председателя Совета министров в соответствии с распределением обязанностей (пункт 33 Регламента).

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путём заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).

Исключительно на заседаниях Совета министров рассматриваются вопросы, в отношении которых такой порядок рассмотрения прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым (пункт 55 Регламента).

Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).

Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru – пункт 111 Регламента).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьёй 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных этой же статьёй.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

Из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесён к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 поименованного кодекса при условии его соответствия любому из приведённых в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешённого использования земельного участка; разрешённое использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 727, Порядок № 727) утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Пунктом 2 Постановления № 727 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на:

- осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Крым;

- формирование и ведение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- направление утверждённого Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и размещение его на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 4 Порядка № 727 определено, что объекты недвижимого имущества, которые соответствуют видам и условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включаются в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Перечень определяется на очередной налоговый период по налогу и формируется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка № 727).

Согласно пункту 27 Порядка № 727 Перечень на очередной налоговый период утверждается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с положениями пунктов 6, 7 при формировании Перечня и внесении в него изменений учитываются сведения:

а) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также о видах разрешённого использования земельных участков;

б) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;

в) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и нежилых помещениях, и (или) об использовании объектов недвижимого имущества;

г) содержащиеся в актах обследования объектов недвижимого имущества, предоставленных Уполномоченным органом или государственным учреждением, отнесённым к ведению Уполномоченного органа и осуществляющим определённые полномочия Уполномоченного органа (далее - Учреждение);

д) представленные в Уполномоченный орган собственниками зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также лицами, которым здания (строения, сооружения) и нежилые помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления или предоставлены для использования (далее - правообладатели объектов недвижимого имущества).

Сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, запрашиваются Уполномоченным органом ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года и в последующем уточняются в процессе формирования Перечня на очередной налоговый период.

При отсутствии информации о виде использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в сведениях, предоставленных в соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Уполномоченным органом или Учреждением проводится выездное обследование.

Судом установлено, что разработчиком оспариваемых в части распоряжений Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 г. №1674-р, от 18 декабря 2020 г.№ 2039-р, от 24 декабря 2021 г.№ 1760-р являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Согласно протокола № 17 заседания Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года, пунктом 17 слушался вопрос об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, соответствующее распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года №1674-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.2 л.д. 122-139, 143).

В отношении проекта проведена рабочая экспертиза юридической службой головного исполнителя, а также главным правовым управлением Аппарата Совета министров Республики Крым (т. 2 оборот л.д. 140).

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Министерством экономического развития Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т. 2 л.д. 141).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т. 2 л.д.145-147).

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.2 л.д.121).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, дата заседания 22 декабря 2020 года, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.3 л.д. 1-87, 116). Указанное также подтверждается протоколом № 17 заседания Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2020 года (пункт 179).

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Министерством топлива и энергетики, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством культуры Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым, Министерством промышленной политики Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т.2 л.д. 112-115).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т.2 л.д.118-119).

Согласно справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о проведении рабочей экспертизы юридической службы головного исполнителя и главного правового управления Аппарата Совета министров Республики Крым (т. 2 оборот л.д. 112).

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.2 л.д.111).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что указанный оспариваемый в части акт, в том числе, принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» являлось предметом судебной проверки в рамках рассмотрения административного дела №2а-170/2021. Принятым по данному делу решением Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года (дело № 66а-679/2022), установлено, что названный нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

В силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т. 2 л.д. 1-96, 102). В материалы дела представлен соответствующий протокол № 13.

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т.2 л.д.105-107).

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, Министерством экономического развития Республики Крым, Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством юстиции Республики Крым, Министерством промышленной политики Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством топлива и энергетики Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлены соответствующие отметки о согласовании (т.2 л.д. 98-101).

В отношении проекта проведена рабочая экспертиза юридической службой головного исполнителя, а также главным правовым управлением Аппарата Совета министров Республики Крым (т. 2 оборот л.д. 98).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 17 февраля 2021 года № 87 на территории Республики Крым создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений с целью формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и утверждено положение о Комиссии.

Перечень на 2022 год сформирован в соответствии с положениями Порядка № 727 и согласован всеми членами Комиссии протоколом от 8 декабря 2021 года № 11 (т. 2 л.д. 108-110).

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день (т.2 л.д.97).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части Перечень на 2022 год также принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Проверяя оспариваемые в части нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Решением 7 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28 ноября 2019 года № 38, опубликованным на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/7716), на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым установлен и введён в действие с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц.

Как следует из материалов дела, нежилое здание, поставленное на государственный кадастровый учёт 23 июля 2015 года, кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес> площадью 1089,1 кв.м, имеет наименование «кафе-бар», год завершения строительства – 2013 (т. 1 л.д.129). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером который имеет вид разрешённого использования «общественное питание», категория земель – земли населённых пунктов (т. 1 л.д. 122-125).

Согласно пояснениям представителя административного ответчика основанием для включения спорного здания в Перечень послужил подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости (т.1 л.д.225-235). Оспариваемые административным истцом Перечни были сформированы на основании сведений, внесённых в ЕГРН. При этом сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером и документация технического учёта (инвентаризации) содержали наименование объекта недвижимости «кафе-бар», который расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 809+/-10 кв.м, по тому же адресу и имеет вид разрешённого использования «общественное питание», категория земель – земли населённых пунктов.

Из Технического паспорта (по состоянию на 23 декабря 2013 года) (т. 1 л.д. 176-194) на нежилое здание, кафе-бар, расположенное по адресу: <адрес> судом установлено, что спорный объект состоит из литеры «А» кафе-бар, литеры «Б» навес и сооружений. Состоит из подвала, четырёх этажей и мансарды. Подвал состоит из следующих помещений: помещение, площадью 29,9 кв.м, санузел, площадью 14,6 кв.м., всего 44,5 кв.м.

1 этаж состоит из: холл, площадью 89,9 кв.м, помещение, площадью 2,0 кв.м, кухня, площадью 18,8 кв.м, помещение, площадью 7,9 кв.м, помещение, площадью 3,4 кв.м, помещение, площадью 5,5 кв.м, коридор, площадью 10,7 кв.м, туалет, площадью 1,8 кв.м, коридор, площадью 2,6 кв.м, коридор, площадью 2,1 кв.м, коридор, площадью 4,0 кв.м, помещение, площадью 1,9 кв.м, помещение, площадью 2,5 кв.м, помещение, площадью 2,8 кв.м, помещение, площадью 7,5 кв.м, коридор, площадью 2,8 кв.м, комната отдыха, площадью 8,8 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, коридор, площадью 13,7 кв.м, комната отдыха, площадью 27,7 кв.м, санузел, площадью 2,8 кв.м, комната отдыха, площадью 16,7, санузел, площадью 2,3 кв.м, комната отдыха, площадью 18,4 кв.м, санузел, площадью 2,8 кв.м, комната отдыха, площадью 16,5 кв.м, санузел, площадью 2,7 кв.м, всего 280,8 кв.м.

2 этаж состоит из: коридор, площадью 13,6 кв.м, коридор, площадью 6,1 кв.м, комната отдыха, площадью 17,9 кв.м, комната отдыха, площадью 16,8 кв.м, коридор, площадью 9,4 кв.м, комната отдыха, площадью 16,2 кв.м, санузел, площадью 2,3 кв.м, комната отдыха, площадью 13,3 кв.м, санузел, площадью 2,3 кв.м, коридор, площадью 19,1 кв.м, комната отдыха, площадью 14,0 кв.м, санузел, площадью 3,2 кв.м, комната отдыха, площадью 15,6 кв.м, санузел, площадью 2,1 кв.м, комната отдыха, площадью 8,3 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 17,8 кв.м, санузел, площадью 2,0 кв.м, комната отдыха, площадью 11,7 кв.м, санузел, площадью 2,1 кв.м, комната отдыха, площадью 14,7 кв.м, санузел, площадью 2,3 кв.м, всего 213,0 кв.м.

3 этаж состоит из: коридор, площадью 14,2 кв.м, коридор, площадью 10,0 кв.м, комната отдыха, площадью 19,2 кв.м, санузел, площадью 2,7 кв.м, комната отдыха, площадью 20,2 кв.м, санузел, площадью 2,6 кв.м, коридор, площадью 19,7 кв.м, комната отдыха, площадью 15,7 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 13,1 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 12,9 кв.м, санузел, площадью 2,5 кв.м, комната отдыха, площадью 15,6 кв.м, санузел, площадью 2,0 кв.м, комната отдыха, площадью 14,3 кв.м, санузел, площадью 1,9 кв.м, комната отдыха, площадью 16,2 кв.м, санузел, площадью 2,1 кв.м, комната отдыха, площадью 10,7 кв.м, санузел, площадью 3,4 кв.м, комната отдыха, площадью 15, 4 кв.м, санузел, площадью 2,3 кв.м, всего по этажу 221,1 кв.м.

4 этаж состоит из: коридор, площадью 14, 2 кв.м, коридор, площадью 19,7 кв.м, комната отдыха, площадью 15,7 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 13,1 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 12,9 кв.м, санузел, площадью 2,5 кв.м, комната отдыха, площадью 15,6 кв.м, санузел, площадью 2,0 кв.м, комната отдыха, площадью 14,3 кв.м, санузел, площадью 1,9 кв.м, комната отдыха, площадью 16,2 кв.м, санузел, площадью 2,1 кв.м, комната отдыха, площадью 10,7 кв.м, санузел, площадью 3,4 кв.м, комната отдыха, площадью 15,4 кв.м, санузел, площадью 2,3 кв.м, всего по этажу 166,4 кв.м.

Мансарда состоит из: коридор, площадью 14,2 кв.м, коридор, площадью 15,3 кв.м, комната отдыха, площадью 15,7 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 13,1 кв.м, санузел, площадью 2,2 кв.м, комната отдыха, площадью 12,9 кв.м, санузел, площадью 2,5 кв.м, комната отдыха, площадью 15,6 кв.м, санузел, площадью 2,0 кв.м, комната отдыха, площадью 12,9 кв.м, санузел, площадью 3,3 кв.м, комната отдыха, площадью 18,4 кв.м, комната отдыха, площадью 15,0 кв.м, санузел, площадью 2,4 кв.м, комната отдыха, площадью 15,6, всего - 163,3 кв.м. Итого по литере «А» - 1089,1 кв.м.

Вопреки доводам административного истца, указанные характеристики нежилого здания не содержат данных о наличии гостиничных номеров и не свидетельствуют об использовании здания в качестве гостиницы. Исходя из экспликации к техническому паспорту, здание предназначено для использования в целях оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Таким образом, содержащиеся в ЕГРН и технических документах сведения не позволяли административному ответчику с достоверностью сделать вывод о том, что более 20 % площади помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером , предназначены для размещения объектов гостиницы.

Из информации, представленной ИФНС России № 4 по Республики Крым от 5 апреля 2022 года № 2.4-48/06424@ (т.1 л.д.146-155) следует, что по адресу: Республика <адрес>, на основании договора аренды, находится обособленное подразделение ООО «ПП «Актив Металл», основным видом деятельности которого является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Также, по указанному адресу находится обособленное подразделение ООО «ФОРМУЛА-ТВ»: кафе-бар «НОВЫЙ ГОЛЛИВУД». Зарегистрированная контрольно-кассовая техника по данному адресу отсутствует. Проверки, обследования указанного нежилого помещения не проводились.

На момент принятия оспариваемых распоряжений № 1674-р от 24 декабря 2019 года и № 2039-р от 18 декабря 2020 года действовал Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации 8 сентября 2014 года за № 33995, в соответствии с которым под кодом 4.6 значился вид разрешённого использования земельного участка «общественное питание», который предполагал размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

На момент принятия распоряжения № 1760-р от 24 декабря 2021 года действовал Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10 ноября 2020 года, зарегистрированный в Минюсте России 15 декабря 2020 года за № 61482.

Согласно указанного классификатора, вид разрешённого использования «общественное питание» (код 4.6) включает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что целевое назначение земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, не менялось. Сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учёта (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период (на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов) представленные суду материалы не содержат.

Из договора аренды нежилого здания № 2019/06-01 от 3 июня 2019 года, заключённого между Богуславской Н.И. и ООО «ПП «Актив Металл», следует, что с 3 июня 2019 года по 31 декабря 2022 года в аренду последнему передаётся нежилое здание, площадью 1089,1 кв.м, кадастровый номер объекта , принадлежащее на праве собственности Богуславской Н.И., для ведения предпринимательской деятельности. Арендованное имущество возвращено 1 октября 2021 года в связи с расторжением договора аренды с 1 октября 2021 года (т. 3 л.д.166-173).

Согласно письменного ответа ООО «ПП «Актив Металл» от 29 апреля 2022 года № 25, указанное общество в арендуемом нежилом помещении на площади в 89,9 кв.м осуществляло розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (т. 3 л.д. 174).

ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» в материалы дела представлен акт обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 1 декабря 2021 года №448 в отношении нежилого здания (кафе-бар), расположенного по адресу: <адрес> составленный на основании решения ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» от 16 ноября 2021 года № 2/д (т. 1 л.д. 163-175).

Вместе с тем, указанное обследование было произведено после принятия распоряжений № 1674-р от 24 декабря 2019 года и № 2039-р от 18 декабря 2020 года.

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Подпунктом 14 указанного пункта статьи 346.43 Кодекса установлено, что под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

Подпунктом 15 приведённой нормы Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Пунктом 4.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 года № 192-ст, предусмотрено, что услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают, в том числе, доставку продукции общественного питания и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому, а также доставку продукции общественного питания по заказам проживающих и обслуживание в номерах гостиниц и других средствах размещения.

Оказание услуг общественного питания до 1 января 2021 года регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (далее – Правила № 1036), после чего регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».

Кроме того, указанный вопрос регулирует «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (далее – ГОСТ 30389-2013), введённый в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст.

В силу пункта 3 Правил № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1515, «услуги» - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Из пункта 3.3 ГОСТ 30389-2013 следует, что кафе - это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

В пункте 3.4 ГОСТ 30389-2013 установлено, что бар – это предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.

Согласно термину и определению 1 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введённому в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 г. № 191-ст, общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (термин и определение 3 ГОСТ 31985-2013).

В соответствии с термином и определением 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Таким образом, поскольку на момент утверждения оспариваемых нормативных правовых актов, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером , зарегистрировано в качестве самостоятельного здания с назначением и наименованием «кафе-бар», которое предполагает оказание услуг общественного питания как самостоятельного вида услуг и расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого «общественное питание» предусматривает размещение объектов общественного питания, то включение данного объекта недвижимости в оспариваемые пункты Перечня к распоряжению № 1674-р, Перечня к распоряжению №2039-р, Перечня к распоряжению № 1760-р является правомерным, и у суда не имеется правовых оснований для признания их недействующими.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть, не требуя соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно, следовательно, доводы административного истца о том, что часть здания фактически не используется в данных целях, правового значения не имеют, поскольку здание включено в перечни по предназначению, а не по фактическому использованию.

При таких данных, исходя из имеющихся в деле документов и установленных судом фактических обстоятельств дела, суд признаёт несостоятельными приведённые в административном иске доводы, поскольку спорное здание обоснованно включено административным ответчиком в оспариваемые Перечни, как отвечающее критериям, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно экспликации к техническому паспорту здание предназначено для использования в целях оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Богуславской Нины Ивановны к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым об оспаривании в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года № 2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года № 1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 30 июня 2022 года.