ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2022КОПИ от 15.03.2022 Агаповского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-115/2022 Копия

УИД №74RS0010-01-2022-000050-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 15 марта 2022 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Латыповой Т.А.,

при секретаре Мастьяновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки, пени, штрафа

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Челябинской области обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации за период ДД.ММ.ГГГГ года в размере 2008645 руб. 00 коп., пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 384622 руб. 07 коп., штраф по ст.122 НК РФ НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 10043 руб. 00 коп. На основании решения заместителя начальника МИФНС России в отношения ФИО2 проведена выездная налоговая проверка. Дата начала налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3 ст. 101 Налогового Кодекса, лицо, в отношении которого проведена проверка, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещено, что подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В ходе налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 налоговые декларации по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ не представлялись.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен доход от реализации 17-ти объектов недвижимости на территории Челябинской области, 7 земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования. Получены доходы на счета физического лица от реализации зерна от ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов Ситно» <данные изъяты> и от ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс» <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом все осуществляемые действия подтверждают факт предпринимательской деятельности.

Материалами проверки установлено, что ФИО2 (как предприниматель) на систематической основе осуществлял реализацию объектов недвижимости и получал от данного вида деятельности доход, что подтверждается договорами купли-продажи, банковскими выписками по лицевым счетам ФИО2, протоколами допроса покупателей, выписками из Росреестра.

ФИО2 приобретал объекты недвижимости без намерения использовать их в личных целях как физическое лицо, а исключительно для их дальнейшей перепродажи с целью извлечения прибыли.

Доказательствами, подтверждающими факт систематического осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, являются договоры купли-продажи недвижимости, выписки из единого государственного реестра недвижимости о переходе праве собственности на объекты недвижимости, выписки из лицевых счетов ФИО2, показаниями свидетелей, а также документами, полученными в результате проведенных мероприятий налогового контроля.

ФИО2 в осуществлял предпринимательскую деятельность с целью получения систематического дохода от продажи недвижимого имущества.

ФИО2 в не состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ (как предприниматель, физическое лицо) не предоставлялись.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, осуществляющий предпринимательскую деятельность являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.

Таким образом, в течение ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуществлялась предпринимательская деятельность, связанная с реализацией 17 объектов недвижимости (нежилых зданий, сооружений) и 7 земельных участков, сельскохозяйственного назначения. Из анализа имеющихся документов (договоров купли-продажи, допросов свидетелей, выписок из единого государственного реестра, а также документов, имеющихся у налогового органа и полученных в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что доход ФИО2 от продажи недвижимого имущества за ДД.ММ.ГГГГ составил 9 506 607 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 5 527 131 рублей. Общая сумма 15 033 738 руб. ФИО2 в проверяемом периоде получил доход от реализации зерна за проверяемый период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 514,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 862,00 руб. Общая сумма 417 376,00 руб. Заявления о постановке на учет в проверяемом периоде в качестве индивидуального предпринимателя от ФИО2 в налоговый орган не поступало, декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в налоговый орган не предоставлялись. Фактически предпринимательская деятельность ФИО2 осуществлялась, доходы, полученные от реализации объектов недвижимости, земельных участков, зерна не задекларированы. Сумма доходов, полученных ФИО2 15 451 114,00 руб., в том числе: за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 738 121,00 руб. (9 506 607,00+ 231 514,00); за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 712 993,00 руб. (5 527 131,00 + 185 862,00). Налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие наличие смягчающих ответственность обстоятельств: на иждивении у ФИО2 находится несовершеннолетний ребенок (сын ДД.ММ.ГГГГ является воином интернационалистом (проходившим службу в Республике Афганистан), награжден орденом «Красной звезды», медалями. Учитывая вышеизложенное, инспекция в соответствии с пп. 3 п. I ст. 112 НК РФ и п.З ст.114 НК РФ считает возможным снизить ФИО2 налоговые санкции в 4 раза. Просят взыскать в пользу МИФНС № 16 по Челябинской области недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 2008645 руб. 00 коп., пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 384622 руб. 07 коп., штраф по ст.122 НК РФ НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 10043 руб. 00 коп.

Административный истец Межрайонная ИФНС России №16 по Челябинской области, его представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по административным исковым требованиям не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положением ч.2 ст.289 КАС РФ.

Исследовав материалы дела в судебном заседании, и оценив их в совокупности, суд считает административные исковые требования Межрайонная ИФНС России №16 по Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьям 45 и 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области и он обязан уплачивать законно установленные налоги.

На основании решения заместителя начальника МИФНС России в отношения ФИО2 проведена выездная налоговая проверка. Дата начала налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ст. 101 Налогового Кодекса, лицо, в отношении которого проведена проверка, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещено, что подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Извещение было направлено налогоплательщику почтой, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу регистрации физического лица: 457410, Россия, <адрес> что подтверждается отметкой в реестре отправления заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ (партия <данные изъяты> с оттиском календарного почтового штемпеля от ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор <данные изъяты>). Согласно сведениям, размещенным на информационном ресурсе сайта www.pochta.ru Почта России. Отслеживание почтовых отправлений), данная корреспонденция получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки проводилось заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области ФИО3, в присутствии представителя налогоплательщика по доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 Протокол рассмотрения материалов проверки от ДД.ММ.ГГГГ. .

В ходе налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-160).

По результатам налоговой проверки вынесено решение о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения № 16 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-90).

ФИО2 налоговые декларации по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ не представлялись.

В ходе проведения выездной налоговой проверки и мероприятий налогового контроля в отношении ФИО2 установлено следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен доход от реализации 17-ти объектов недвижимости на территории <адрес>, 7 земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования. Получены доходы на счета физического лица от реализации зерна от ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов Ситно» <данные изъяты> и от ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс» <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом все осуществляемые действия подтверждают факт предпринимательской деятельности.

На основании части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Предпринимательская деятельность может заключаться в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статья 23 ГК РФ закрепляет ряд правил, регулирующих статус индивидуального предпринимателя. В отношении отдельных видов Предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, отсутствие факта регистрации ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя, не говорит об отсутствии фактического осуществления им предпринимательской деятельности.

Факт регистрации всех объектов недвижимого имущества на физическое лицо - гражданина ФИО2 не свидетельствует о том, что приобретение данных объектов было произведено в личных целях, а не в рамках предпринимательской деятельности, поскольку право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГК РФ и статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан иметь в частной собственности землю и имущество (объекты недвижимости). Исходя из пункта 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации и статьи 212 ГК РФ в России признается и гарантируется частная форма собственности.

В соответствии со статьей 15 Земельного Кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

На основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Государственной регистрации, согласно вышеназванного закона подлежат любые изменения с объектами недвижимости.

Согласно пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом его государственного учета (далее - кадастровый номер).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с изменением любых указанных в пп. 7, 10-21 п. 2 статьи 7 Федерального Закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 1 статьи 16).

Таким образом, каждый объект недвижимости и земельные участки имеют свой уникальный номер и запись в реестре, что позволяет определить точно объект налогообложения.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статьи 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество (земельные участки), подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Срок нахождения недвижимости в собственности определяется с даты государственной регистрации права собственности на него. Эта дата указана в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (выдавалось до 15.07.2016) или выписке из ЕГРН (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 223 ГК РФ; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ч. 1, 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Таким образом, Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки право притязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

На основании пункта 4 статьи 30 Налогового Кодекса РФ. налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 83 Налогового Кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать об их владельцах в налоговые органы в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

При проведении выездной налоговой проверки ФИО2 не представлены документы, пояснения подтверждающие приобретение, использование, продажу объектов недвижимости, земельных участков в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения настоящей проверки ФИО2 не установлено фактов использования или намерения использовать реализованное имущество в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Следовательно, все объекты недвижимости приобретались исключительно с целью дальнейшей перепродажи, а реализация этих объектов сама по себе и является предпринимательской деятельностью.

Выписками из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также договорами купли-продажи указанных объектов недвижимости подтверждается, что ФИО2 являлся единоличным собственником объектов до их продажи, то есть члены его семьи не владели данными объектами наравне (в долях) с ФИО2

Продажа недвижимого имущества не была заявлена ФИО2 в качестве предпринимательской, но как установлено проверкой, ФИО2 были реализованы нежилые помещения, которые по своему характеру и потребительским свойствам, не предназначены для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими целями.

Материалами проверки установлено, что ФИО2 (как предприниматель) на систематической основе осуществлял реализацию объектов недвижимости и получал от данного вида деятельности доход, что подтверждается договорами купли-продажи, банковскими выписками по лицевым счетам ФИО2, протоколами допроса покупателей, выписками из Росреестра. *

ФИО2 приобретал объекты недвижимости без намерения использовать их в личных целях как физическое лицо, а исключительно для их дальнейшей перепродажи с целью извлечения прибыли.

О наличии признаков предпринимательской деятельности в хозяйственных операциях ФИО2 свидетельствуют следующие факты: приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его реализации - все приобретенные объекты через незначительный промежуток времени реализовывались, как правило, за большую цену; взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок на постоянной основе - сделки купли-продажи носят не разовый, а постоянный характер; устойчивые связи с покупателями нежилых помещений: физическими лицами, индивидуальными предпринимателями: КХ «ФИО6» - 5 объектов, ФИО7 - 2 объекта, ФИО8 - 8 объектов, ФИО9-1 земельный участок, ФИО10 - 1 объект недвижимости и 6 земельных участков; использование для расчетов от продажи нежилых объектов недвижимости счетов физического лица; поступления денежных средств на счета налогоплательщика от реализации зерна в течение проверяемого периода.

Доказательствами, подтверждающими факт систематического осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, являются договоры купли-продажи недвижимости, выписки из единого государственного реестра недвижимости о переходе праве собственности на объекты недвижимости, выписки из лицевых счетов ФИО2, показаниями свидетелей, а также документами, полученными в результате проведенных мероприятий налогового контроля.

ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял предпринимательскую деятельность с целью получения систематического дохода от продажи недвижимого имущества.

ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ не состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ (как предприниматель, физическое лицо) не предоставлялись.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, осуществляющий предпринимательскую деятельность являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 207 главы 23 НК РФ ФИО2 признается плательщиком налога на доходы физических лиц как физическое лицо, получающее доходы от источников в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 209 НК РФ установлено, что объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ для целей исчисления НДФЛ к доходам от источников в Российской Федерации относятся, доходы, полученные от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

При этом положения пункта 17.1 статьи 217 Кодекса не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 217.1 Кодекса, если иное не установлено статьей 217.1 Кодекса, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

Согласно п. 3 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до ДД.ММ.ГГГГ, минимальный предельный срок владения таким имуществом составляет три года (пункт 17.1 статьи 217 Кодекса в редакции до ДД.ММ.ГГГГ).

Срок нахождения недвижимости в собственности определяется с даты государственной регистрации права собственности на него. Эта дата указана в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (выдавалось до 15.07.2016) или выписке из ЕГРН (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 223 ГК РФ; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ч. 1, 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Сумма дохода от продажи определяется в соответствии с договором купли-продажи.

Согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ. в случае продажи налогоплательщиком объекта недвижимого имущества, срок владения которым на дату реализации не достиг минимального предельного срока (физическое лицо),&apos;^ также дохода полученного от осуществления предпринимательской деятельности,’ с полученного им дохода уплачивается НДФЛ. Чтобы определить размер дохода от продажи объекта недвижимого имущества, учитываемый в целях исчисления НДФЛ, следует сравнить две величины - сумму полученного продавцом дохода и кадастровую стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект, умноженную на понижающий коэффициент 0,7. Если доход, полученный от продажи недвижимости, будет меньше, чем произведение кадастровой стоимости этого объекта и коэффициента 0,7, то налог исчисляется из произведения кадастровой стоимости этого объекта и коэффициента 0,7. Данная норма НК РФ распространяется на объекты, приобретенные после ДД.ММ.ГГГГ.

Далее производится сравнение кадастровой стоимости объектов с ценой реализации по договорам, а также расчет кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента 0,7.

При определении налогооблагаемого дохода учитывается кадастровая стоимость недвижимости, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на проданный объект.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В соответствии с пунктом 4 статьи 229 НК РФ физические лица в налоговых декларациях 3-НДФЛ указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ Налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 225 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

В силу гражданского законодательства движимое и недвижимое имущество, находящееся в личной собственности физического лица, является материально-вещественной ценностью, существующей в натуральной форме в течение длительного времени, и суть этой ценности не меняется в зависимости от изменения статуса самого физического лица.

Физическое -лицо должно зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, если осуществляемая им деятельность является предпринимательской. Такой деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная, в частности, на систематическое получение (прибыли) дохода от пользования имуществом лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (статья 2 Гражданского кодекса РФ). При этом гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не может ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он появляется предпринимателем (пункт 4 статьи 23 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Объекты недвижимого имущества, реализованные ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности:

Таким образом, в течение ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуществлялась предпринимательская деятельность, связанная с реализацией 17 объектов недвижимости (нежилых зданий, сооружений) и 7 земельных участков, сельскохозяйственного назначения. Из анализа имеющихся документов (договоров купли-продажи, допросов свидетелей, выписок из единого государственного реестра, а также документов, имеющихся у налогового органа и полученных в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что доход ФИО2 от продажи недвижимого имущества за ДД.ММ.ГГГГ составил 9 506 607 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 5 527 131 рублей. Общая сумма 15 033 738 руб.

ФИО2 получен доход от реализации зерна за проверяемый период за ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 514,00 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 862,00 руб. Общая сумма 417 376,00 руб.

Заявления о постановке на учет в проверяемом периоде в качестве индивидуального предпринимателя от ФИО2 в налоговый орган не поступало, декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган не предоставлялись.

Фактически предпринимательская деятельность ФИО2 осуществлялась, доходы, полученные от реализации объектов недвижимости, земельных участков, зерна не задекларированы. Сумма доходов, полученных ФИО2 15 451 114,00 руб., в том числе: за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 738 121,00 руб. (9 506 607,00+ 231 514,00); за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 712 993,00 руб. (5 527 131,00 + 185 862,00).

Согласно п. 3 ст.210 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 221 НК РФ если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердит свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от его деятельности.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ при продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной при продаже данного имущества.

При этом положения приведенной нормы ИК РФ не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, ФИО2 не имеет право на расходы в ДД.ММ.ГГГГ, связанные с предпринимательской деятельностью, так как деятельность осуществлялась без регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, сумма принимаемых расходов за ДД.ММ.ГГГГ год равна нулю.

В связи с не отражением суммы доходов от осуществления предпринимательской деятельности и непредставлением налоговых деклараций, произведен расчет суммы налога на доходы физических лиц за .

МИФНС № 16 по Челябинской области установлена неуплата налога на доходы физических лиц, результате неправомерного бездействия, в виде не отражения доходов от предпринимательской деятельности и непредставлении в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 265 956,00руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 742 689,00 руб.

Итого налоговым органом начислен налог по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1 265 956 + 742 689 = 2 008 645 руб.

Непредставление в установленный срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ

Непредставление в установленный срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму НДФЛ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа по ставке, равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ в сумме 384622,07 руб.

Пеня, на сумму не исчисленного и неуплаченного налога на доходы физических лиц по сроку ДД.ММ.ГГГГ в размере 384 622,07 руб.

В нарушение ст. 208, п.1 ст.209, п.1, 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО2 неправомерно не отражены суммы доходов за ДД.ММ.ГГГГ, полученные от предпринимательской деятельности.

Наличие обстоятельств отягчающих, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В силу пункта 3 статьи 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При этом, аналогичное правонарушение означает налоговое правонарушение, предусмотренное той же статьей, по которой лицо ранее привлекалось к ответственности.

На основании пункта 4 статьи 114 НК РФ при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При проверке не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность.

Вместе с тем, наряду с отягчающими ответственность обстоятельствами ст. 112 НК РФ и ст. 114 НК РФ предусматривают и возможность смягчения ответственности.

В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, к ним могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом или налоговым органом, рассматривающим дело, таковыми.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств (п. 3 ст. 114 НК РФ). Таким образом, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие наличие смягчающих ответственность обстоятельств:

на иждивении у ФИО2 находится несовершеннолетний ребенок (сын ДД.ММ.ГГГГ);

ФИО2 является воином интернационалистом (проходившим службу в Республике Афганистан), награжден орденом «Красной звезды», медалями.

Учитывая вышеизложенное, инспекция в соответствии с пп. 3 п. I ст. 112 Налогового Кодекса Российской Федерации и п.З ст.114 Налогового Кодекса Российской Федерации сочла возможным снизить ФИО2 <данные изъяты> налоговые санкции в 4 раза.

Отягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Расчет штрафа (НДФЛ 2018 год): 742 689*30 %/4 = 55 702 руб.

Отказать в привлечении ФИО2 к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса Российской Федерации за представление налоговой декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункта 1 статьи 113 Налогового Кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.

В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Расчет штрафа (НДФЛ 2017 год): 1 265 956*20%/4 = 63 298 руб.

Расчет штрафа (НДФЛ 2018 год): 742 689*20%/4 = 37 135 руб.

Итого налоговым органом начислен штраф по ст. 122 НК РФ на общую сумму 63 298 + 37 135 = 100 433 руб.

Налоговым органом в отношении ФИО2 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной пени. В соответствии со ст. 287 Кодекса об Административном судопроизводстве РФ. ст. 69 Налогового кодекса РФ данное требование было направлено должнику в установленном порядке (л.д.21). До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Расчет суммы налога и пени административным ответчиком не оспорен (л.д.26-30), доказательств нарушения порядка его исчисления суду не предоставлено.

Каких-либо доказательств уплаты налогов в срок в спорный период ответчик не представил и материалы дела не содержат, следовательно, налоговая обязанность ответчиком в срок исполнена не была, что позволило налоговому органу обратиться в суд с административным исковым заявлением

При указанных обстоятельствах, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования МИФНС № 16 по Челябинской области подлежат удовлетворению, с ФИО2 следует взыскать в пользу административного истца недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 2008645 руб. 00 коп., пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 384622 руб. 07 коп., штраф по ст.122 НК РФ НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 10043 руб. 00 коп.


В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ФИО2 следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 20947 руб. 00 коп. в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 2008645 руб. 00 коп., пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 384622 руб. 07 коп., штраф по ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 10043 руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО2, в пользу Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области штраф за налоговое правонарушение, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за не предоставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)), ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 55702 руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом в размере 20947 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путем подачи жалобы через Агаповский районный суд.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2022 года

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Подлинник документа

находится в деле № 2а-115/2022

Агаповского районного суда

Челябинской области