ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2024 от 29.01.2024 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а – 115/2024

Решение

Именем Российской Федерации

29 января 2024 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Власовой Е.А.,

с участием представителя административного истца – помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Липай М.А.,

представителя административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Голубевой Е.В.,

заинтересованного лица Котиной Л.А., Котина Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д.2, не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Котиной Л.А.по вопросу бездействия Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области в проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, поступившему из Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ» в Тверской области. В ходе проведенной проверкиустановлено, что жители многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, являются нанимателями квартир, которые располагаются на последнем этаже многоквартирного жилого дома. На потолке квартир постоянно образуются протечки, вследствие чего приходит в негодность принадлежащее им имущество. В ходе обследования указанного жилого дома выявлено неудовлетворительное техническое состояние кровли, в связи с чем, происходит залитие помещений квартир и лестничных площадок атмосферными осадками, необходим ремонт кровли. Дом состоит из 24-х жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, квартиры переданы в пользование лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответственно используются гражданами по договорам социального найма. За период с 2015 года по истекший период 2023 года проживающие в многоквартирном доме граждане неоднократно обращались в Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области по вопросу проведения капитального ремонта кровли дома, однако до настоящего времени мер к обеспечению граждан надлежащими жилищными условиями органом местного самоуправления не принято. Факт ненадлежащего состояния кровли органом местного самоуправления не оспаривается, наличие протечек и подтеков следует из актов осмотра многоквартирного дома. Администрацией разработана проектно-сметная документация для проведения ремонта кровли, невозможность проведения работ по ремонту обуславливается отсутствием заложенного финансирования в бюджете муниципального образования. Вместе с тем, само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в соблюдении жилищного законодательства и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от выполнения возложенных на него законом обязанностей по осуществлению деятельности по вопросам обеспечения нуждающихся в предоставлении жилых помещений в надлежащем техническом состоянии в соответствии с действующим законодательством. Также в ходе проверки установлено, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д. 2, способ управления собственниками МКД не выбран, открытый конкурс по отбору управляющей организации органом местного самоуправления не проведен.При этом в МКД весь перечень жилых помещений находится в собственности муниципального образования. Таким образом, у Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области возникли основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД. Управляющей организацией, которая в силу прямого указания закона могла бы осуществлять управление (содержание) общедомового имущества в многоквартирном доме, нет, в связи с длительным непринятием Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, соответственно, содержание и выполнение работ по текущему ремонту в отношении спорного многоквартирного дома не выполнялось, что привело к ухудшению характеристик многоквартирного дома в процессе его естественной эксплуатации, влечет дальнейшее разрушение жилых помещений и создает препятствие для осуществления проживающих лиц права пользования жилыми помещениями. Несоблюдение действующего жилищного законодательства приводит к ненадлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что в свою очередь, влечет несоблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, приводит к угрозе безопасность жизни и здоровья граждан, повреждению имущества, приводит к невозможности надлежащего учета постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. В ходе проверки также установлено, что в нарушение ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 153-158 ЖК РФ у Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как собственника жилых помещений многоквартирного дома № 2 по ул. Советская дер. Бухолово Вышневолоцкого городского округа Тверской области, образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт, размер которой по состоянию на 11.10.2023 составил 447297,64 руб. за период с июня 2015 г. по декабрь 2022 г. Наличие задолженности влечет за собой нарушение прав добросовестных нанимателей, проживающих в многоквартирном доме. Помимо основного долга, у Администрации городского округа возникает обязанность уплатить в Фонд капитального ремонта соответствующие пени, что влечет дополнительные расходы бюджета муниципального образования. Установленные данные указывают на ненадлежащее исполнение ответственными лицами Администрации Вышневолоцкого городского округа своих полномочий. Результаты проверки показали, что по вопросу протечки кровли, отсутствия управляющей компании в многоквартирном доме, которая в рамках возложенных на нее обязанностей могла бы осуществлять текущий ремонт общедомового имущества, жители обращаются в орган местного самоуправления с 2015 года (обращения от 17.03.2015, 07.07.2020, 26.08.2021, 10.10.2022, 10.05.2023), однако до настоящего времени ремонт кровли не произведен, способ управления не реализован, что свидетельствует о грубом длительном бездействии органа местного самоуправления. Поскольку решение вопросов сохранности муниципального жилищного фонда в силу прямого указания Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесено к ведению органов местного самоуправления, Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области не приняли до настоящего времени мер к ремонту кровли многоквартирного дома, что свидетельствует о ее бездействии и влечет нарушение прав жителей многоквартирного дома № 2 по ул. Советская дер. Бухолово Вышневолоцкого городского округа Тверской области на благоприятные жилищные условия. Таким образом, факт нарушения прав граждан вследствие длительного непринятия мер Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа нашел свое подтверждение. 26.05.2023 в связи с выявленными нарушениями в адрес Главы администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области ФИО1 Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Представление получено Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области 30.05.2023, о чем имеется соответствующая отметка органа местного самоуправления на копии акта прокурорского реагирования. В резолютивной части представления указано, что настоящее представление должно быть рассмотрено безотлагательно с участием оперативного работника Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Тверской области, приняты меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, рассмотрен вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, о результатах рассмотрения представления и конкретных принятых мерах по устранению допущенных нарушений должно быть письменно сообщено прокурору в месячный срок с момента внесения представления с приложением документов, свидетельствующих о рассмотрении вопросов, изложенных в представлении. Ответ на вышеуказанное представление с подтверждением принятых мер по устранению нарушений федерального законодательства в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру в установленный срок не поступил, несмотря на то, что 29.06.2023 оно было совместно рассмотрено с участием оперативного сотрудника межрайонной прокуратуры в Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, в связи с чем, 07.07.2023 в связи с неполучением ответа на представление, межрайонной прокуратурой в адрес главы Вышневолоцкого городского округа Тверской области направлено требование о рассмотрении представления. Требование о рассмотрении представления направлено 07.07.2023 электронной почтой на официальный адрес Администрации Вышневолоцкого городского округа, 10.07.2023 осуществлена доставка оригинала уведомления, о чем на нем имеется соответствующая отметка. В требовании указано о необходимости предоставить ответ на представление от 26.05.2023. Ответ на представление от 26.05.2023 в адрес межрайонной прокуратуры поступил 11.07.2023 после получения требования межрайонной прокуратуры от 07.07.2023 № 30/415ж-2023, то есть за истечением установленного законом 30-дневного срока. При указанных обстоятельствах 14.07.2023 Вышневолоцким межрайонным прокурором в отношении должностного лица администрации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, которое рассмотрено Вышневолоцким межрайонным судом, должностное лицо органа местного самоуправления признано виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа. Вместе с тем, указанные в представлении нарушения в полном объеме до настоящего времени не выполнены, и исчерпаны все возможности, чтобы устранить нарушения без обращения в суд. Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки не установлено. Административное исковое заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку действия прокурора направлены на защиту не только прав жителей дома, количество которых является постоянной величиной, но и иных лиц, которые могут пострадать ввиду неудовлетворительного состояния кровли, целостность которой нарушена, в связи с чем, индивидуализировать количество лиц, права которых затрагиваются бездействием администрации по обеспечению безопасных условий проживания в Вышневолоцком городском округе не предоставляется возможным. В связи с чем, просил признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, выразившееся в непроведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, и непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; возложить на Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ремонту кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2; обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

В дальнейшем административный истец уточнял административный иск, просил признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, выразившееся в непроведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, и непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; возложить на Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Финансовое управление администрации Вышневолоцкого городского округа в пределах компетенции каждого обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ремонту кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2; обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление администрации Вышневолоцкого городского округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управление территориальной политики и социально-административного развития сельских территорий администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Липай М.А. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Голубева Е.В. в судебном заседании административный иск признала.

Представитель административного ответчика Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Финансового управления администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Котина Л.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска, указав, что является членом семьи нанимателя. В доме №2 по ул. Советская дер. Бухолово Вышневолоцкого городского округа в 14 квартирах проживают наниматели жилых помещений. Крыша дома находится в ненадлежащем состоянии. В связи с чем, требуется проведение капитального ремонта.

Заинтересованное лицо Котин Н.Д. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска.

Представители заинтересованных лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управления территориальной политики и социально-административного развития сельских территорий администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что она является руководителем Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа. В многоквартирном доме по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, все квартиры принадлежат муниципальному образованию «Вышневолоцкий городской округ». Жалобы от жителей дома на состояние кровли начали поступать еще до образования Вышневолоцкого городского округа. В то время денежные средства в бюджете не смогли найти, чтобы помочь жителям. Когда произошло объединение города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района и образовался Вышневолоцкий городской округ, жалобы продолжили поступать. В то время должность заместителя главы Администрации занимал ФИО4, который также курировал Управление земельно-имущественных отношений. Он постоянно обращался к Главе Вышневолоцкого городского округа по вопросу выделения денежных средств на ремонт кровли многоквартирного дома в дер. Бухолово. Также по данному вопросу к Главе Вышневолоцкого городского округа обращалось Управление ЗИО. В 2020 году была составлена смета на капитальный ремонт крыши. Поскольку сумма была очень большая, а финансирования было недостаточно, решили составить смету на текущий ремонт, чтобы устранить протечки, которые беспокоят граждан. Смета была уменьшена, но денежные средства так и не были выделены. Полагает, что необходим капитальный ремонт крыши. В полномочия УЗИО входит капитальный ремонт жилых помещений, внутри квартиры, но не общего имущества. В многоквартирном доме капитальный ремонт общего имущества должен производиться за счет средств Фонда капитального ремонта. В данном случае этот дом не фигурировал в реестре, который изначально подавался в Фонд капитального ремонта, начислений взносов не было, и Администрация оказались должником по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 2015 года по 2023 год. То обстоятельство, что указанный дом не входил в реестр, было выявлено только в 2022 году, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность. Смету на капитальный ремонт необходимо пересчитать по действующим ценам. Вопрос только в финансировании. Решение, на основе которого выделяются деньги, принимается Думой Вышневолоцкого городского округа. Предложения в Думу вносит либо Глава, либо Администрация, но, как правило, готовит Финансовое управление. Заявки на выделение денежных средств подавались неоднократно. Именно Глава Администрации совместно с финансовым управлением определяют приоритетные направления финансирования мероприятий». В случае выделения денежных, организация работ по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома, будет возложена на УЗИО. Денежных средств, которые ранее ли выделены на указанные цели, было недостаточно. Управление ЗИО сможет организовать работы после дополнительного финансирования.

Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, показания свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении административного иска.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа, организация строительства и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии со статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу пп. 8 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации.

Статьей 55.25 Градостоительного кодекса РФ установлены обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, согласно которой лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании.

Решением Вышневолоцкой городской Думы от 16 декабря 2019 г. № 77 утверждено Положение об Управлении земельно-имущественных отношений Вышневолоцкого городского округа (далее – Положение об УЗИО), одной из задач которого является осуществление функций в области имущественных, земельных отношений, экологии, природопользования и жилищной политики.

В соответствии с п. 2.4., 2.5, 2.12, 3.7.15 Положения об УЗИО на Управление возлагаются задачи, в том числе по осуществлению контроля за использованием муниципального имущества в пределах предоставленных полномочий, проведению мероприятий по капитальному ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда, осуществляемому за счет средств бюджета МО Вышневолоцкий городской округ, защите имущественных интересов муниципального образования в сферах управления и распоряжения имуществом и земельными участками в рамках предоставленных, проведение мероприятий по капитальному ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда, осуществляемому за счет средств бюджета МО Вышневолоцкий городской округ.

Из материалов административного дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Котиной Л.А.по вопросу бездействия Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области в проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, поступившему из Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ» в Тверской области.

В ходе проведенной проверкиустановлено, что жители многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, являются нанимателями квартир, которые располагаются на последнем этаже многоквартирного жилого дома.

На потолке квартир постоянно образуются протечки, вследствие чего приходит в негодность принадлежащее им имущество. В ходе обследования указанного жилого дома выявлено неудовлетворительное техническое состояние кровли, в связи с чем, происходит залитие помещений квартир и лестничных площадок атмосферными осадками, необходим ремонт кровли. Дом состоит из 24-х жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, квартиры переданы в пользование лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответственно используются гражданами по договорам социального найма.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 19.05.2023 №144, квартиры №№1,2,3.4,5,6,7.8,9,10,11.12,13,14,15.16,17,18,19,20,21,22,23,24 по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д.2, являются собственностью муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области.

За период с 2015 года по 2023 год жители многоквартирного дома неоднократно обращались в Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области по вопросу проведения капитального ремонта кровли дома (обращения от 17.03.2015, 07.07.2020, 26.08.2021, 10.10.2022, 10.05.2023).

Из сообщения Главы администрации Есеновического сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области №33 от 14.04.2025, следует, что в соответствии с программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690, ремонт крыши жилого дома №2 в д. Бухолово запланирован на 2019-2023 годы. В случае необходимости проведения капитального ремонта жилого дома ранее предусмотренных региональной программой сроков должно быть проведено обследование жилого дома в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп. С этой целью в ближайшее время будет создана комиссия, которая проведен осмотр дома и примет решение о целесообразности проведения капитального ремонта в более ранние сроки.

Согласно сообщению руководителя Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа от 05.08.2020 №2158, в соответствии с Законом Тверской области от 02.04.2019 №13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения» поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Вышневолоцкий район с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» образовалось новое муниципальное образование «Вышневолоцкий городской округ». В бюджете муниципального образования в настоящее время финансовые средства на проведение капитального ремонта стропильной крыши двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д.2, не предусмотрены. Плановые работы по капитальному ремонту стропильной крыши двухэтажного жилого дома будут произведены после внесения изменений в бюджет муниципального образования Вышневолоцкий городской округ на 2020 плановый 2021-2022 годы.

Из сообщения заместителя Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 21.09.2021 №1-27/1319, следует, что работы по капитальному ремонту крыши двухэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, могут быть произведены после выделения бюджетных средств соответствующим структурным подразделением Администрации Вышневолоцкого городского округа. На данный момент финансирование для заключения договора на капитальный ремонт крыши указанного дома отсутствует. Заключение договоров (контрактов) свыше доведенных лимитов запрещено Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Администрацией Вышневолоцкого городского округа разрабатывается конкурсная документация для проведения конкурса для управления многоквартирным домом. Планируемый срок разработки конкурсной документации IV квартал 2021 г.

Согласно сообщению заместителя Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 10.11.2022 №1-28/305, в настоящее время разработана сметная документация (ПСД) для проведения ремонта кровли. Работы по ремонту кровли будут выполнены после выделения дополнительного финансирования. Администрацией Вышневолоцкого городского округа подготавливается документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления жилым фондом, в котором собственниками помещений не выбран способ управления или способ управления не реализован. Проведение конкурса запланировано в I квартал 2023 г.

Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа разработана проектно-сметная документация по ремонту кровли многоквартирного дома, а также в адрес Главы Вышневолоцкого городского округа направлялись заявки от 25.01.2021 №115, от 13.05.2022 №987, от 08.06.2022 №1234, от 19.09.2022 №2066 на увеличение финансирования на реализацию муниципальной программы муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, в том числе, на проведение работ по капитальному ремонту стропильной крыши двухэтажного жилого дома по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2.

Вместе с тем, до настоящего времени работы по проведению ремонта кровли многоквартирного жилого дома №2 по ул. Советская, д. Бухолово Вышневолоцкого городского округа Тверской области, не проведены, в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается ответами Финансового управления администрации Вышневолоцкого городского округа от 07.05.2021 №203 и от 26.05.2022 №270.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Обязанность по выбору управляющей компании для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанной нормой определены условия возникновения такой обязанности (ч. 4 и ч. 13); способ отбора управляющей компании (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.

В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, а также если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании положений ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии со ст. 2 и ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации именно органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В ходе проведения проверки также установлено, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д. 2, способ управления собственниками многоквартирного дома не выбран, открытый конкурс по отбору управляющей организации органом местного самоуправления не проведен, что подтверждается сообщением заместителя Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 10.11.2022 №1-28/305.

Поскольку Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не приняты, содержание и выполнение работ по текущему ремонту в отношении спорного многоквартирного дома не выполняются, что привело к ухудшению характеристик многоквартирного дома в процессе его естественной эксплуатации, а также влечет дальнейшее разрушение жилых помещений и создает препятствие для осуществления проживающих лиц права пользования жилыми помещениями.

Несоблюдение действующего жилищного законодательства приводит к ненадлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что в свою очередь влечет не соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, приводит к угрозе безопасность жизни и здоровья граждан, повреждению имущества, приводит к невозможности надлежащего учета постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ).

Частью 14.1. статьи 155 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственников помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

В нарушение ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 153-158 ЖК РФ у Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как собственника жилых помещений многоквартирного дома №2 по ул. Советская дер. Бухолово Вышневолоцкого городского округа Тверской области, образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт, размер которой по состоянию на 11.10.2023 составил 447297,64 руб. за период с июня 2015 г. по декабрь 2022 г.

Наличие задолженности влечет за собой нарушение прав добросовестных нанимателей, проживающих в многоквартирном доме.

При этом помимо основного долга, у Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области возникает обязанность уплатить в Фонд капитального ремонта соответствующие пени, что влечет дополнительные расходы бюджета муниципального образования.

По результатам проведенной проверки в связи с выявленными нарушениями в адрес главы Вышневолоцкого городского округа Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 26.05.2023 (исх. №30/415ж-2023) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Из ответа заместителя Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 30.06.2023 №1-25/1587, представленного в адрес Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры 11.07.2023 после получения требования межрайонной прокуратуры от 07.07.2023 № 30/415ж-2023 о рассмотрении представления, следует, что в 24-х квартирном доме, расположенном но адресу: Тверская область. Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д.2, все квартиры являются собственностью МО Вышневолоцкий городской округ. Управлением земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в связи с поступившими жалобами от жителей дома в 2021 году была заказана проектно-сметная документация на проведение работ по капитальному ремонту стропильной крыши указанного дома, которая составила 2639064,00 рублей. 25.01.2021 в адрес Главы Вышневолоцкого городского округа Тверской области направлена заявка на увеличение финансирования. Денежные средства на проведение работ по ремонту крыши не были выделены, о чем Финансовое управление администрации Вышневолоцкого городского округа в письме от 07.05.2021 проинформировало Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого юродскою округа. Далее была составлена смета от 22.04.2022 на проведение текущего ремонта крыши на сумму 321423 рублей, также поданы заявки на увеличение финансирования, но денежные средства также не были выделены. Крыша является общим имуществом многоквартирного дом. В случае если требуется капитальный ремонт, то ремонт проводится за счет средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. По вопросу включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д. 2, в краткосрочный план реализации региональной программы по проведении капитального ремонта общею имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы муниципального образования Вышневолоцкий городской округа Тверской области сообщает, что краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы муниципального образования Вышневолоцкий юродской округ Тверской области согласован и утвержден постановлением Администрации Вышневолоцкого городского округа от 27.12.2022 № 311. При выделении дополнительных денежных средств со стороны Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, и при внесении изменений в краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области будет учтена потребность многоквартирного дома №2 по ул. Советская, д. Бухолово. Вышневолоцкий городской округ в ремонте (на 2024 год). При формировании краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества вмногоквартирных домах на 2026-2028 годы муниципального образовав Вышневолоцкий городской округ Тверской области многоквартирный дом №2 по ул. Советская, д. Бухолово Вышневолоцкого городского округа будет включен. По вопросу выбора способа управления многоквартирным домом собственником в настоящее время ведется работа по выбору непосредственного способа управления (документальное оформление). Задолженность перед Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, д. Бухолово, ул. Советская, д.2, по состоянию на 29.06.2023 за ноябрь-декабрь 2021 составляет 7917,28 рублей. Данная задолженность будет погашена в соответствии с Соглашением о погашении задолженности в июле-августе 2023 года. Остальная задолженность, а именно: август 2021 – оплачена 23.05.2023, сентябрь-октябрь – 2021 года – оплачена 26.06.2023, 1 квартал 2023 года – оплачена 30.05.2023.

Поскольку решение вопросов сохранности муниципального жилищного фонда в силу прямого указания Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесено к ведению органов местного самоуправления, Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области не приняли до настоящего времени мер к ремонту кровли многоквартирного дома, что свидетельствует о ее бездействии и влечет нарушение прав жителей многоквартирного дома № 2 по ул. Советская дер. Бухолово Вышневолоцкого городского округа Тверской области на благоприятные жилищные условия.

При этом сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки не установлено.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий по соблюдению жилищного законодательства и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от выполнения возложенных на него законом обязанностей по осуществлению деятельности по вопросам обеспечения нуждающихся в предоставлении жилых помещений в надлежащем техническом состоянии в соответствии с действующим законодательством.

При этом суд принимает во внимание, что в результате бездействия Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.

В силу установленных обстоятельств, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, выразившееся в непроведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, и непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Принимая во внимание, что проведение мероприятий по ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании Вышневолоцкий городской округ Тверской области возложено на Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, а обеспечение единой финансовой, бюджетной, налоговой и кредитной политики в муниципальном образовании Вышневолоцкий городской округ Тверской области возложено на Финансовое управление Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как самостоятельные структурные подразделения Администрации Вышневолоцкого городского округа, суд считает необходимым возложить на Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Финансовое управление Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, в пределах компетенции каждого, обязанность организовать проведение работ по ремонту кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2.

Принимая во внимание, что проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации является обязанностью органа местного самоуправления, как собственника жилого помещения, суд считает необходимым обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом требований разумности, принимая во внимание, что заявленный срок – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда достаточен для исполнения административными ответчиками возложенных на них обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, выразившееся в непроведении работ по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, и непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Финансовое управление Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, в пределах компетенции каждого, в течение 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, обязанность организовать проведение работ по ремонту кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, дер. Бухолово, ул. Советская, д. 2, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Об исполнении решения суда Администрация Вышневолоцкого городского округа, Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Финансовое управление Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязаны сообщить в Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области и Вышневолоцкому межрайонному прокурору в течение месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Шустрова

УИД: 69RS0006-01-2023-003050-76