ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/22 от 07.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-115/22

Строка 160а

УИД 18RS0001-02-2021-002072-06

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2022 года гор. Ижевск, УР

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Мифтахутдиновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к административному ответчику Профессиональному образовательному учреждению «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН , ИНН ), Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН , ИНН ) о ликвидации некоммерческой организации, о возложении обязанности на учредителя совершить ликвидацию, об установлении срока для предоставления ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации, о проведении ликвидации за счет имущества некоммерческой организации, а при недостаточности имущества организации за счет учредителя,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Профессиональному образовательному учреждению «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее –Организация, Аэроклуб, административный ответчик) о ликвидации некоммерческой организации на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ. В обосновании исковых требований истец указал следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1, пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпунктами 63,65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3.03.2014 года № 26 (далее – Положение об Управлении), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью. Решение о государственной регистрации Образовательного учреждения Ижевский аэроклуб Российской оборонной спортивно-технической организации было принято ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики и внесены сведения об Аэроклубе в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером . Запись о государственной регистрации изменений и сведения об изменении наименования на Профессиональное образовательное учреждение «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. Организация создана в организационно-правовой форме частного учреждения (подпункт 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ). Организация находится в процессе реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую организацию. Запись о начале процедуры реорганизации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. Единственным учредителем Организации является Общероссийская Общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», созданная ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме преобразования Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ). В результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты грубых нарушений Организацией требований законодательства Российской Федерации. Некоммерческие организации являются субъектами налогообложения в соответствии с НК РФ несут обязанности, установленные для налогоплательщиков, в том числе по уплате законно установленных налогов. В Управление ДД.ММ.ГГГГ поступила информация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике (далее – МИФНС № 12) о наличии за Организацией задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в общем размере 83 965 622,10 рублей, в том числе: недоимки 55 656 353,7 руб., пени 21 203 230 руб., штрафа 7 106 038,42 руб. Налоговая задолженность в настоящее время Организацией не погашена, меры по погашению задолженности Организацией не принимаются. Согласно бухгалтерскому балансу за 2020 год, представленному в налоговый орган, денежные средства, необходимые для погашения совокупной налоговой задолженности 83 965 622, 10 руб. у Организации отсутствуют, что свидетельствует о несостоятельности (неплатежеспособности) организации, а также о том, что размер налоговой задолженности является значительным для Организации. Недвижимое имущество, транспортные средства и иное имущество на праве собственности у Организации отсутствуют в силу пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ. Налоговым органом принимались меры принудительного взыскания задолженности, в том числе взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах в банках в порядке ст. 46 НК РФ, взыскание задолженности за счет иного имущества в порядке ст. 47 НК РФ. По результатам применения мер принудительного взыскания налоговая задолженность не погашена в связи с отсутствием у Организации имущества, на которое может быть обращено взыскание. Собственником имущества Организации является учредитель Организации – Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Исходя из положений пункта 1 статьи 123.21, пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ, пункта 2 статьи 49 НК РФ собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам частного учреждения, вытекающим из налоговых правоотношений, только в случае ликвидации частного учреждения. В силу пункта 1 статьи 65 ГК РФ Организация не может быть признана несостоятельным (банкротом). Таким образом, Организация не может быть ликвидирована в рамках дела о банкротстве. Основания для исключения Организации из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не имеется. Допущенные Организацией нарушения законодательства о налогах и сборах носят неустранимый характер. Ликвидация Организации как мера реагирования на грубые нарушения законодательства Российской Федерации, не устранимые на протяжении длительного времени в установленный срок, является соразмерной и обоснованной. Истец, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ, пунктом 1.1. статьи 18 ФЗ № 7-ФЗ, статьями 19,125,126 КАС РФ, просил ликвидировать профессиональное образовательное учреждение «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ».

В ходе рассмотрения дела на основании ходатайства истца Общероссийская общественно-государственная организация «ДОСААФ» привлечена в качестве соответчика в порядке ст. 46 КАС РФ.

Истцом исковые требования к административным ответчикам Профессиональному образовательному учреждению «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН , ИНН ), Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН , ИНН ) неоднократно уточнялись, в окончательном виде сформулированы в следующей редакции: ликвидировать Профессиональное образовательное учреждение «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», возложить на Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ОГРН или орган, уполномоченный на ликвидацию ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» его учредительным документом, обязанность по ликвидации Организации за счет имущества Организации, а при недостаточности имущества Организации совершить указанные действия за счет ДОСААФ России, установить срок для предоставления в Управление Министерства юстиции РФ по УР ликвидационного баланса и завершить процедуру ликвидации в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представители истца А.А. Ковешникова, А.Н. Сунцова, действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали, дополнительно суду пояснили следующее. Доводы ответчика о неблагоприятных последствиях ликвидации Учреждения являются несостоятельными. Поскольку в силу п.1 ст. 123.21 ГК РФ собственником имущества Учреждения является его Учредитель – ДОСААФ России, то ликвидация Учреждения не повлечет утраты его имущества, в том числе архивных данных работников, служащих и курсантов, и других документов, представляющих историческую, культурную и иную ценность. Собственник имущества Учреждения не лишен возможности создать новое учреждение для осуществления аналогичных функций некоммерческого характера, закрепив за новым учреждением то же имущество. Довод о том, что Учреждением частично производится оплата текущих налогов, является несостоятельным в связи со следующим. Задолженность Учреждения продолжает увеличиваться, так, за период с ДД.ММ.ГГГГ года ИФНС России № 12 направлено 8 требований об уплате налогов. Истцом не оспаривается факт осуществления Учреждением деятельности, что не препятствует принятию решения о ликвидации юридического лица в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона на основании пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ. Несогласие со стоимостью земельного участка и размером исчисленного налога не освобождает Учреждение от исполнения обязанности по уплате земельного налога и не является уважительной причиной образования задолженности по иным видам налогов. Ликвидация Учреждения не нарушает права его кредиторов, поскольку законом предусмотрено принятие определенных мер по защите их интересов. Утверждение ответчика об устранимом характере нарушений опровергается тем обстоятельством, что задолженность Учреждения не только не снижается, но и постоянно увеличивается. Довод ответчика о финансовых трудностях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, является небоснованным, поскольку систематическая неуплата Учреждением налогов допускалась до распространения новой коронавирусной инфекции, а именно с ДД.ММ.ГГГГ В силу подпунктов 63,65,74 пункта 6 положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ Управление наделено полномочиями по обращению в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

Представитель ответчика ПОУ «Ижевский аэроклуб» - начальник Гусев В.Г., Рябов К.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали, представили письменный отзыв на административное исковое заявление о ликвидации учреждения, который поддержали, указали, что ответчик является эксплуатантом Государственного аэродрома «Пирогово», осуществляющий прием воздушных судов ВКС РФ, санавиации, функционирует с ДД.ММ.ГГГГ, является правопреемником и держателем архива личных персональных данных работников, служащих и курсантов с ДД.ММ.ГГГГ года по сегодняшний день, в ДД.ММ.ГГГГ году на базе аэроклуба создана авиационная школа, деятельность ответчика не прекращена и соответствует уставным целям, ответчик осуществляет уставную деятельность, сдается налоговая и бухгалтерская, статистическая отчетность, частично производится уплата налогов, ответчиком оспаривалась налоговая ставка, по технической ошибке Росреестра на земельный участок повторно начислен налог по повышенной ставке, ответчик активно участвует в работе по пересмотру кадастровой стоимости земельного участка и снижению ставки налога, с целью минимизации расходов на использование земельного участка рассматривается вопрос о переходе на использование земельного участка по договору аренды. Однако на земельный участок, находящийся у ответчика на праве бессрочного пользования, ФССП УР наложен запрет, в результате чего формируется налоговая задолженность. Между учредителем и Правительством УР с целью развития системы патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе в УР были подписаны соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые являются действующими. В настоящее время в эксплуатации ответчика находится самолет гос. авиации, на хранении находится федеральное имущество: автомобильная техника, вертолеты, земельный участок используется под аэродром совместного базирования для выполнения, в том числе государственного заказа. Административным истцом в материалы дела в подтверждение заявленных требований предоставлена сводная информация требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов не исполненных на ДД.ММ.ГГГГ. Представленные доказательства ответчик считает не исключительными и не достаточными для ликвидации юридического лица, учитывая социальную значимость уставной деятельности некоммерческой организации. В случае ликвидации ответчика с исключением сведений из ЕГРЮЛ, с внесением которых некоммерческая организация считается прекратившей существование, затрагивает права и гарантии многих кредиторов ответчика на удовлетворение их требований. Характер нарушения закона, выявленных налоговым органом, не может является достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» не содержит такого основания для ликвидации некоммерческой организации как неуплата обязательных платежей. Административному истцу не предоставлено право на подачу заявления в суд о ликвидации некоммерческой организации, поскольку в силу ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ такое заявление вносится прокурором субъекта Российской Федерации.

Представители ответчика ДОСААФ России Жигунова О.В., Матвеев Б.А., Самыгин Н.Г., действующие на основании выданных им доверенностей, исковые требования не признали, представленный письменный отзыв на административное заявление о ликвидации учреждения поддержали, учреждение создано Постановлением Президиума Центрального Совета Союза оборонных спортивно-технических организаций суверенных государств (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком, на котором расположен Аэродром, деятельность учреждения не прекращалась с ДД.ММ.ГГГГ, представители учреждения предпринимали меры для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, по оспариванию налоговой ставки, в эксплуатации учреждения находится самолет гос. авиации, а также имеется на хранении федеральное имущество: автомобильная техника, вертолеты, организуются парашютные прыжки, налоги за текущую деятельность оплачиваются по мере поступления платежей, сторонних организаций. Представленные истцом доказательства ответчик считает неисключительными и не достаточными для ликвидации юридического лица, ликвидация учреждения затрагивает права и гарантии многих кредиторов на удовлетворение требований. Деятельность учреждения не прекращена и соответствует уставным целям. Допущенные учреждением нарушения носят устранимый характер. Неуплата обязательных платежей не указана в качестве основания для ликвидации в Федеральном Законе № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях». Истцом документально не подтверждено, что налоговым органом были предприняты все меры по взысканию с ответчика задолженности и что таковое взыскание не представляется возможным, не подтверждено наличие недоимки в заявленных суммах, не представлен расчет пеней, заявленных ко взысканию, нет периода начисления, не подтверждено соблюдение процедуры взыскания и сроков взыскания, основания возникновения задолженности. Имеется спор между Учреждением и Налоговым органом по сумме задолженности по обязательным платежам, которая по расчету Учреждения намного меньше суммы, рассчитанной налоговым органом. Истец не учитывает фактические обстоятельства, подтверждающие активность деятельности некоммерческой организации и неумышленный характер допущенных нарушений. Ижевский аэроклуб является социально ориентированной некоммерческой организацией. Для выполнения уставных задач Учреждению предоставлен в пользование земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации. Настоящий административный иск является злоупотреблением правом, то есть свое бездействие по взысканию налогов в судебном порядке, по которым истекли сроки давности, налоговый орган хочет компенсировать за счет привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности, которая может возникнуть только в случае ликвидации учреждения. Управлением в адрес ответчика предписание не выносилось. Между тем, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, надзор за соблюдением некоммерческими организациями требований налогового законодательства на Минюст РФ и его территориальные органы не возложен. Правительство России, издав постановление № 973 от 28.11.2009 года, согласилось с преобразованием РОСТО ДОСААФ в Общероссийскую общественно - государственную организацию ДОСААФ и выполнением последним государственных задач. В соответствии с решением Верховного суда РФ от 19.05.2010 года по делу № ГКПИ10-278, вступившего в силу на основании Кассационного определения коллегии Верховного суда РФ от 29.07.2010 года по делу КАС10-335, впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. Создание и деятельность государственно-общественных и общественно-государственных объединений, состав и компетенция их органов управления подлежат регулированию федеральными законами о таких объединениях, а не общими нормами Гражданского Кодекса РФ и федеральных законов. С учетом изложенного, Управлением МЮ РФ административный иск о ликвидации Профессионального образовательного учреждения «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ» подан необоснованно и незаконно.

Представители заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике (далее – МИФНС № 12 по УР) – Пономарев П.П., Ившина И.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, полагали, что заявление Управления о ликвидации учреждения подлежащим удовлетворению, суду пояснили следующее. Наличие каких-либо неустранимых последствий в связи с ликвидацией Учреждения ответчиком не доказано. Собственником имущества учреждения является его учредитель, а не Учреждение, поэтому ликвидация Учреждения не повлечет утраты имущества учредителя. За период с ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 12 по УР в адрес учреждения направлено 8 требований об уплате, которые Учреждением не исполнены. Какие либо решения вышестоящего налогового органа или суда о неправомерности начисления налогов, в том числе, по кадастровой стоимости земельного участка не принимались. Наличие уважительных причин для неуплаты налогов в установленные сроки ответчиком не представлены. Доказательства принятия Учреждением мер по снижению задолженности не представлены, поэтому доводы ответчика об устранимом характере допущенных нарушений являются несостоятельными. Возможность ликвидации некоммерческой организации по основаниям, установленным Гражданским Кодексом РФ прямо предусмотрена частью 1 ст. 18 Федерального Закона «О некоммерческих организациях». Для подтверждения применения мер взыскания в отношения Учреждения инспекцией предоставляются требования об уплате налогов, решения о взыскания за счет денежных средств, постановления о взыскании за счет имущества, а также доказательства возникновения недоимки по налогам. Полномочия Управления Минюста России по УР на подачу заявления в суд о ликвидации некоммерческой организации установлены ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пп. 2 п.1 и п.5 «Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации».

Представитель заинтересованного лица – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее МТУ Росимущества в УР и Кировской области), привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя МТУ, представил письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, закреплен за ПОУ «Ижевским аэроклубом Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно сведениям ЕГРН имеется информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости правообладателя земельного участка, при фактическом осмотре земельного участка выявлено наличие иных объектов капитального строительства и сооружений, часть из которых представляет собой ветхие строения. МТУ были выработаны предложения по использованию земельного участка в целях сокращения затрат по налогообложению и перехода на уплату арендной платы по льготным ставкам, установленным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с договорами, заключенными между МТУ и ПОУ «Ижевским аэроклубом общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ», учреждению на праве безвозмездного пользования принадлежит движимое имущество воздушные судна.

Представитель РО ДОСААФ России УР, привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ, – Матвеев Б.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, представил письменные возражения, согласно которым в исковом заявлении отмечено, что в настоящее время Организация продолжает осуществлять свою деятельность, что подтверждается налоговой отчетностью, представленной в ДД.ММ.ГГГГ. Также Организация ежегодно представляет в Управление отчетные сведения, в том числе информацию о продолжении деятельности, налоговая и бухгалтерская отчетность в налоговые органы предоставляется своевременно и в полном объеме, сдается статистическая отчетность и отчетность в Минюст РФ, частично проводилась оплата текущих налогов со счетов третьих лиц, имеющих задолженность перед Учреждением. Таким образом, отсутствуют основания для исключения Организации из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, предусмотренные ст. 21.1 Закона от 8.08.20001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, несвоевременная уплата налогов не является существенным и неустранимым нарушений требований закона. Произведенная оплата ответчиками в счет погашения задолженности является подтверждением того, что допущенное нарушение является устранимым. Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 973 от 2 8 ноября 2009 года, ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России», будучи структурным подразделением Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России» выполняет государственные задачи, в том числе: развитие авиационных и технических видов спора, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта, летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ. Земельный участок, предоставленный Ижевскому аэроклубу, используется как аэродром совместного базирования, для выполнения государственного заказа, в том числе, по обеспечению мер, ведущих к повышению обороноспособности Российской Федерации. В настоящее время ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» заключены договоры с АО «Российские вертолетные системы» для базирования воздушных судов санитарной авиации и организации работы по приему-выпуску воздушных судов, с ООО НПО «Ижевские беспилотные системы» для базирования комплексов БВС, обеспечения безопасного проведения испытательных полетов БВС. Истцом административный иск о ликвидации ПОУ Ижевский аэроклуб ДОСААФ» подан необоснованно и незаконно.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон и заинтересованных лиц, изучив и исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1, пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подпунктами 63, 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (далее - Положение об Управлении), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, исполнение государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре), Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказ Минюста России от 30.12.2011 № 456, утратившим силу 10.01.2022, действовавшим на момент подачи административного искового заявления в суд (далее - Административный регламент № 456), Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2021 № 274.

В силу пункта 7 Положения о федеральном государственном надзоре сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 № 373.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре должностные лица органов государственного надзора имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 78 Административного регламента № 456 по результатам контроля Минюстом России (его территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются, в том числе следующие меры: вынесение предупреждения (внесение представления); возбуждение дела об административном правонарушении; направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.

Таким образом, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации по результатам реализации контрольных полномочий Минюст России (его территориальный орган) вправе направить в суд заявление о ликвидации некоммерческой организации.

На основании информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ года в результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты грубых нарушений Учреждением требований законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: наличие задолженности в общем размере 83 965 622, 10 руб.

Полагая, что допущенные Организацией нарушения законодательства о налогах и сборах носят неустранимый характер, Управлением было принято решение обратиться в суд с заявлением о ликвидации Учреждения. Ликвидация Учреждения как мера реагирования на грубые нарушения законодательства Российской Федерации, не устраненные на протяжении длительного времени, является соразмерной и обоснованной.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором, уполномоченным органом или его территориальным органом.

При этом согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган.

В силу подпунктов 63, 65, 74 пункта 6 Положения об Управлении Управление наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью, а также по обращению в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управление обладает полномочиями по подаче в суд заявления о ликвидации некоммерческих организаций в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации.

Судом установлено и следует из выписки ЕГРЮЛ и Устава, утвержденного бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России ДД.ММ.ГГГГ, Профессиональное образовательное учреждение «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» создано в организационно-правовой форме частного учреждения, учредителем которого является Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», являющееся правопреемником Центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации. Организация находится в процессе реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую организацию, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчики ссылаются на определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2010 № КАС10-335, в котором установлен статус государственно-общественных и общественно-государственных объединений, а именно, что до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях, как это следует из статьи 51 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ), указанные объединения могут создаваться и при этом они осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.

В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона № 82-ФЗ действие Федерального закона № 82-ФЗ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Вместе с тем Учреждение создано в организационно-правовой форме учреждения, на которое не распространяются положения Федерального закона № 82-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определены Федеральным законом № 7-ФЗ.

Предметом деятельности организации является образовательная деятельность, деятельность в области патриотического (военно-патриотического) и физического воспитания граждан, деятельность в области спорта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по свои обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Организация продолжает осуществлять свою деятельность, что подтверждается налоговой отчетностью, представленной в 2021 году, ежегодно представляет в Управление отчетные сведения, в том числе, информацию о продолжении деятельности. Ответчиком производилась оплата налогов со счетов третьих лиц, имеющих задолженность перед Учреждением, предпринимались меры для снижения налоговой нагрузки (пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке, снижение налоговой ставки, в налоговую инспекцию была подана уточненная декларация с применением пониженной ставки налога).

Суд исходит из конституционно-правового смысла положений ст. 61 и 99 ГК РФ, правовых позиций Конституционного суда РФ, изложенных в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского Кодекса РФ, ст. 31 Налогового Кодекса РФ и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса РФ, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64) разъяснено, что какие нарушения объединением граждан могут быть отнесены к грубым (пункт 26), неоднократным (пункт 27) и систематическим (пункт 28).

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 разъяснено, что оценка того, является ли допущенное нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Согласно пункту 27 указанного постановления неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов. Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий. Данные нарушения могут быть учтены судом за период не более трех лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 196, 200 ГК РФ) (п.28 постановления).

Кроме того, пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 разъяснено, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Обращаясь в суд с иском, административный истец указал, что в отношении административного ответчика письменные предупреждения (предписания) о недопустимости в его деятельности нарушения законодательства Российской Федерации не выносились.

Административным истцом в материалы дела в подтверждение заявленных требований представлена сводная информация требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, не исполненных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. МИФНС № 12 по УР представлены решения о взыскании недоимки, пени, штрафа, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, платежные требования о списании денежных средств.

Суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства подтверждают факт наличия образовавшейся задолженности по налогам у ответчика, однако указанные доказательства не являются исключительными и достаточными для ликвидации некоммерческой организации.

Согласно бухгалтерскому балансу за ДД.ММ.ГГГГ год, представленному ответчиком в налоговый орган, денежные средства, необходимые для погашения совокупной налоговой задолженности в размере 83 965 622,10 руб. у ответчика отсутствуют, недвижимое имущество, транспортные средства и иное движимое имущество находится у ответчика в пользовании. Собственником имущества, находящегося в эксплуатации организации, является учредитель – Общероссийская общественно-государственная организация «ДОСААФ России», Российская Федерация (земельный участок, воздушные суда, автомобильная техника на основании договоров безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, договор базирования № 21 от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что несвоевременная уплата налогов не является неустранимым нарушением требований налогового закона, что подтверждается фактом произведенной оплаты ответчиками в ходе разбирательства дела налоговой задолженности и текущих платежей, в том числе, за счет средств учредителя ДОСААФ России и иных лиц, которыми приняты меры по устранению допущенных учреждением нарушений законодательства о налогах и сборах. Доводы ДОСААФ России о том, что систематически производятся платежи по погашению налоговой задолженности, образовавшейся у Учреждения, подтверждаются платежными поручениями об оплате налогов и сборов за ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Характер нарушений закона, выявленных налоговым органом, не может являться достаточным основанием для ликвидации ответчика, поскольку данные нарушения носят устранимый характер. Исходя из организационно-правовой формы ответчика, который является некоммерческим учреждением, он не извлекает и не распределяет прибыль от неуплаты налога. Судом не установлено, что налоговым органом были предприняты все меры по взысканию с ответчика задолженности и что таковое взыскание не представляется возможным. Кроме того, как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных в материалы дела жалоб на решения налоговых органов о взыскании недоимки, между налоговыми органами и ответчиком ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» имеется спор о размере задолженности, то есть какая либо точная сумма не признана бесспорной обеими сторонами налоговых правоотношений.

Из материалов дела следует, что нарушений прав и свобод человека и гражданина административный ответчик не допускал, в связи с выявленными административным истцом, нарушениями, его деятельность не приостанавливалась.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Правительства России № 973 от 28 ноября 2009 года, ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» выполняет государственные задачи, в том числе: развитие авиационных и технических видов спорта; участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта; летной подготовки курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования; а также выполнение иных видов авиационных работ. Во исполнение положений названного Постановления ДД.ММ.ГГГГ между ДОСААФ России и Правительством Удмуртской Республики заключено соглашение -р о сотрудничестве, в котором предусмотрено создание центров военно-патриотического воспитания и подготовка граждан к военной службе на базе негосударственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России», что рекомендовано также постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ-р.

ДД.ММ.ГГГГ между Правительством УР и ДОСААФ России заключено соглашение -р, предметом которого является реализация мероприятий по развитию системы патриотического воспитания молодежи и подготовки граждан к военной службе в УР, совместному владению, пользованию, распоряжению объектами недвижимого имущества.

Земельный участок кадастровый , находящийся в собственности Российской Федерации, предоставленный ответчику на праве постоянного бессрочного пользования, используется как аэродром совместного базирования, для выполнения государственного заказа. Ответчиком заключены договоры с АО «Российские вертолетные системы» от ДД.ММ.ГГГГ для базирования воздушных судов санитарной авиации и организации работы приему-выпуску воздушных судов, с ООО НПО «Ижевские беспилотные системы» для базирования комплексов БВС, обеспечения безопасного проведения испытательных полетов БВС. МТУ были выработаны предложения по использованию земельного участка с кадастровым номером , в целях сокращения затрат по налогообложению в части земельного налога и перехода на уплату арендной платы по льготным ставам, установленным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. МТУ письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение Ижевскому аэроклубу выполнить указанные мероприятия, что также свидетельствует об устранимости выявленных нарушений.

Суд, принимая во внимание социальную значимость уставной деятельности ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России», отсутствие доказательств, подтверждающих неустранимость допущенных ответчиком нарушений законодательства, а также вызванные ими последствия, отсутствие доказательств факта прекращения деятельности учреждения, не усматривает оснований для применения такой исключительной меры как ликвидация некоммерческой организации и производных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к административным ответчикам Профессиональному образовательному учреждению «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН , ИНН ), Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН ИНН ) о ликвидации Профессионального образовательного учреждения «Ижевский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», о возложении на Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ОГРН или орган, уполномоченный на ликвидацию ПОУ «Ижевский аэроклуб ДОСААФ России» его учредительным документом, обязанности по ликвидации Организации за счет имущества Организации, а при недостаточности имущества Организации совершить указанные действия за счет ДОСААФ России, об установлении срока для предоставления в Управление Министерства юстиции РФ по УР ликвидационного баланса и завершении процедуры ликвидации в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 апреля 2022 года.

Судья Л.В. Москалева