ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1160/19 от 11.01.2019 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

УИД 39RS0011-01-2019-001448-65

Ад. дело № 2а-138\2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области

Сайбель В.В.

при секретаре Евсиковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области

административное дело по административному исковому заявлению Карпун Ларисы Васильевны к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании действий по начислению арендной платы по земельному участку в двойном размере, понуждении к перерасчету

установил:

Карпун Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривала действия администрации МО «Зеленоградский городской округ» по начислению ей арендной платы по земельному участку с КН в двойном размере, понуждении к перерасчету начисленной платы, в том числе и с момента регистрации соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды.

В обосновании своих требований указала, что она является арендатором земельного участка с КН , площадью 800 кв.м, расположенного в <адрес>, с разрешенным использованием - под строительство рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения ( земельный участок дома отдыха и пансионата), на основании договора № 301-КЗО\2014 от 04.07.2014 и дополнительных соглашений к нему, в том числе и соглашения от 03.12.2018, зарегистрированного в ЕГРН 12.12.2018. Размер арендной платы за данный участок был определён по результатам публичных торгов и составил 75880 руб. в год. Однако на основании ст. 11 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» № 194 от 21.02.2018, администрация начисляет арендную плату за вышеуказанный земельный участок в двойном размере. Данный пункт гласит, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством. 07.10.2019 истица обратилась в администрацию с заявлением о перерасчете арендной платы за земельный участок с КН 39:05:010326:170 за период с 03.12.2018 по 07.10.2019. Администрация своим ответом от 07.11.2019 сообщила, что арендная плата начисляется в соответствии с п. 11 Порядка определения размера арендной платы, утвержденным решением окружного Совета депутатов № 194 от 21.02.2018. Считая действия администрации по такому начислению незаконными, нарушающими ее права, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Истица Карпун Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине неявки не сообщила.

Представитель истца Карпун Р.Н., действующий на основании доверенности заявление поддержал по указанным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» Божинская А.С., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что по результатам публичных торгов 04 июля 2014 года между администрацией МО «Зеленоградский район» и ООО «Империя» был заключен договор № 301-КЗО\2014 аренды земельного участка с КН , площадью 53780 кв.м, расположенного в <адрес>, с разрешенным использованием - под строительство рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения ( земельные участки домов отдыха и пансионата), сроком на 10 лет. Годовой размер арендной платы определялся окончательной (продажной) ценой, установленной в процессе проведения конкурса и составлял 5101000 руб. Арендная плата за второй и последующие годы подлежала оплате ежеквартально равными частями от годового размера арендной платы до истечения 10- го дня начала текущего квартала, а за 4 кв., не позднее 10 декабря отчетного года.

Различными соглашениями земельный участок был разделен, права и обязанности передавались на вновь образованные участки иным лицам.

Соглашением от 03.12.2018 права и обязанности арендатора земельного участка с КН 39:05:010326:170, площадью 800 кв.м, образованного из земельного участка с КН , были переданы Карпун Л.В.

Из п. 6 соглашения следует, что арендная плата за передаваемые земельные участки оплачивается новым арендатором с момента государственной регистрации соглашения.

Из п. 7 вышеуказанного соглашения следует, что оно является одновременно актом приема передачи участка с КН .

И договор аренды и все заключенные на его основании соглашения зарегистрированы в ЕГРН.

Из акта сверки расчетов по вышеуказанному договору, представленному истцом в материалы дела следует, что администрация начисляет Карпун Л.В. арендные платежи по 37940 руб. ежеквартально, что за год составляет 151760 руб.

Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, это двойной размер арендной платы, подлежащей уплате истцом за 2019 год.

07 октября 2019 года истица обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила пересчитать размер арендной платы, в том числе и начисленной с 03.12.2018.

Ответом от 07.11.2019 администрация сообщила, что арендная плата начислена истцу на основании п. 11 Решения окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 21.02.2018 № 194 « Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории МО «Зеленоградский городской округ», в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка (с даты заключения договора аренды), находящегося в муниципальной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере, не менее двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством. Так же указали на наличие задолженности по арендной плате в размере 60475, 12 руб.

Не согласившись с таким ответом администрации, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Карпун Л.В. наделена правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.

Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанным с обращением истца, суд приходит к следующему.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных истцом требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ч. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (не потребляемые вещи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ, пункту 1 статьи 614 ГК РФ порядок, условия и сроки арендной платы определяются договором аренды.

Как уже указано выше, арендная плата за земельный участок с КН образованный путём раздела земельного участка с КН , право на который было приобретено по результатам аукциона, определялась размером фиксированной арендной платы, указанной в договоре.

В соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

Поскольку новый договор аренды при такой переуступке не заключается, следовательно к Карпун Л.В. перешли все права и обязанности прежнего арендатора по договору аренды № 301-КЗО\2014, в том числе и обязанность по внесению арендных платежей от установленной продажной цены права аренды, что составляет 5101 000 / 53780 х 800= 75880 руб., где 5101000 продажная цена общего земельного участка, 53780 кв.м -площадь первоначального участка, и 800 кв.м -площадь участка истца.

Вместе с тем, истцу за 2019 год начислена арендная плата в размере 151760 руб., что не отрицалось представителем ответчика, т.е. в двойном размере, что условиям договора аренды не соответствует.

Ссылки ответчика на Решение окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 21 февраля 2018 года за № 194,суд обоснованными не находит.

Действительно, вышеуказанным решением утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешённого использования земельных участков, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории МО «Зеленоградский городской округ».

Из п. 11 вышеуказанного Порядка следует, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной арендной платы, установленной по договору аренды, если иное не установлено земельным законодательством.

Из сведений об основных характеристиках на земельный участок с КН следует, что этот земельный участок с 2015 года находится в собственности муниципального образования.

При этом вышеуказанный пункт 11 Порядка регламентирует определение размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов.

Поскольку земельный участок с КН предоставлен по результатам аукциона, следовательно, данный пункт Порядка к нему применяться не может, в связи с чем, заявленные истцом в данной части требования подлежат удовлетворению, а начисленные в двойном размере арендные платежи перерасчету, поскольку такое начисление является незаконным.

Вместе с тем, с требованиями истца в части начисления арендных платежей с 01.01.2019 суд согласиться не может.

Действительно, как указано в заключенном истцом 03.12.2018 соглашении о переводе прав и обязанностей арендатора, к ней переходят обязанности по внесению арендной платы за земельный участок с момента государственной регистрации этого соглашения, т.е. с 12.12.2018.

Арендная плата за вышеуказанный земельный участок должна была быть внесена до 10.12.2018.

Данных о том, что оплата за 4 квартал года была произведена прежним арендатором, заключенное истцом соглашение не содержит.

В соответствии со статьей 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.

Доказательств того, что такое согласие было получено истцом у администрации, суду не представлено, следовательно, с момента передачи истцу земельного участка, а именно с 03.12.2018 к ней перешла и обязанность по внесению арендных платежей с этой даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Карпун Ларисы Васильевны удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации МО «Зеленоградский городской округ» в части начисления Карпун Ларисе Васильевне годовой арендной платы за земельный участок с КН в двойном размере.

Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» производить начисление Карпун Ларисе Васильевне арендных платежей по договору аренды № 301-КЗО\2014 от 04 июля 2014 года в отношении земельного участка с КН , в соответствии с условиями договора аренды земельного участка и заключенных на его основании соглашений с 03.12.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020.

Судья Сайбель В.В.