ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1161/19 от 19.04.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0005-01-2019-001115-12

Дело № 2а-1161/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 19 апреля 2019 года

Мотивированное решение составлено 24 апреля 2019 года

Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Пелагеиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Овсянникова А.И. – председателя садового некоммерческого товарищества «Степное» им. Е.Ш. Левина к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (сокращенное наименование – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в <данные изъяты> на земельном участке, расположенном в границах землеотвода СНТ «Степное» им. Е.Ш. Левина, построено здание правления общей <данные изъяты>

В <данные изъяты> административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на недвижимое имущество. К заявлению прилагался технический план здания, выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 22 000 рублей.

В <данные изъяты> по инициативе заявителя регистрация права была приостановлена, а в <данные изъяты> возобновлена по его же заявлению.

С заявлением о возобновлении кадастрового учета и регистрации представлены технический план с заключением кадастрового инженера об отсутствии необходимости предоставлять разрешение на строительство и вод здания в эксплуатацию на основании п. 10 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в государственной регистрации права на объект недвижимости отказано.

На основании изложенного, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; обязать Управление Росреестра по <адрес> поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество – <данные изъяты>

В возражениях на административный иск представитель административного ответчика просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Указывает, что государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации права на основании того закона, который действовал на момент обращения в регистрирующий орган. Технический план от ДД.ММ.ГГГГ, как и технический план от ДД.ММ.ГГГГ не соответствовали требованиям п. 20 Требований, установленных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному заявителем техническому плану здание правления построено в <данные изъяты> пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности <данные изъяты> момент постройки здания порядок приемки зданий в эксплуатацию определялся постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ, а также СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87, согласно которым приемка осуществлялась на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию. В случае, когда строительство объектов недвижимости осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная документация отсутствует в силу ее утраты или уничтожения, то технический план представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости, заполненной в установленном порядке. При этом в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки (документы) органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, органов технической инвентаризации, осуществляющих хранение результатов инвентаризации в административном образовании, в котором находится здание (сооружение), государственного и соответствующего муниципального архива, свидетельствующие о том, что разрешительная документация в отношении такого здания (сооружения) в их распоряжении отсутствует по причине утраты, либо о том, что получение разрешительной документации для строительства объекта недвижимости не требовалось или не требуется.

В судебном заседании Овсянников А.И. и его представитель Кондратюк Н.П., допущенная к участию в деле на основании ч. 5 ст. 57 КАС РФ, доводы административного иска поддержали в полном объеме. Утверждали, что представили все необходимые документы для регистрации права на здание правления. Кроме того, после возобновления <данные изъяты> производства по заявлению регистрация должна была быть проведена на основании п. 10 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Считают также, что выдача разрешения на строительство не требуется в силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, поскольку здание предназначено для вспомогательного использования.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по <адрес>Бобровник Ю.А. полностью поддержала возражения на административный иск по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты> принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.д. 140-142).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель СНТ «Степное» им. Е.Ш. Левина в лице председателя Овсянникова А.И. обратился в филиал бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении нежилого здания общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>» (л.д. 73-74). К заявлению были приложены технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-76, 83-87), декларация об объекте недвижимости (л.д. 77-79), платежное поручение об уплате пошлины и выписки из протокола собрания представителей СНТ о регистрации права собственности здания (л.д. 89).

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № <данные изъяты> действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав были приостановлены на основании п. п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (л.д. 91-92), поскольку технический план не соответствовал требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Требования к подготовке технического плана). В частности, указано, что согласно п. 20 Требования к подготовке технического плана в случае отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатации, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане также на основании приставленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) технического паспорта, утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта. В случае, если строительство объектов недвижимости осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, разрешительная документация отсутствует в силу их утраты или уничтожения, то технический план представляется возможным подготовить на основании декларации. При этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана обязательно должны быть приведены обоснования подготовки технического плана на основании декларации, информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, факте ее утраты с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов. В состав технического плана должны быть включены справки органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию, органов технической инвентаризации, осуществляющих хранение результатов инвентаризации, архива, свидетельствующие о том, что документы в отношении здания (сооружения) в их распоряжении отсутствуют по причине утраты, либо о том, что получение разрешительной документации для строительства объекта недвижимости не требовалось и не требуется.

ДД.ММ.ГГГГОвсянников А.И., представляя интересы СНТ «Степное» им. Е.Ш. Левина, обратился в рамках уже открытого по его обращению дела в многофункциональный центр с заявлением № <данные изъяты> о предоставлении дополнительных документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на здание (л.д. 96-97). К заявлению представлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ с указанием в заключении кадастрового инженера на приложение к плану ответов о том, что разрешительная документация безвозвратно утрачена или отсутствует и приложением самих ответов (л.д. 99-100, 93-95, 113-117). Представлена также декларация об объекте недвижимости (л.д. 101-105).

ДД.ММ.ГГГГ действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав вновь были приостановлены на основании п. п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ уведомлением № <данные изъяты> 123-124). Основанием для приостановления явилось отсутствие в заключении кадастрового инженера в техническом плане обоснования подготовки технического плана на основании декларации, а именно, по-прежнему, в нарушение п. 20 Требований к подготовке технического плана: в ответах органов власти, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию, органов технической инвентаризации, отсутствует информация о том, что документы в отношении здания в их распоряжении отсутствуют по причине утраты, либор о том, что получение разрешительной документации для строительства объекта недвижимости не требовалось и не требуется. Помимо указанного в декларации не был заполнен раздел «Сведения о представителе».

ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Степное» им. Е.Ш. Левина в третий раз обратилось в многофункциональный центр с заявлением о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права в рамках того же дела до истечения ранее установленного срока приостановления совершения действий по регистрации права (л.д. 125-126).

ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права приостановлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127).

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений председателя СНТ «Степное» им. Е.Ш. ЛевинаОвсянникова А.И. кадастровый учет и (или) государственная регистрация были возобновлены, приняты дополнительные документы (л.д. 129-130, 131-132).

К заявлениям приложен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-134), декларация об объекте недвижимости (л.д. 135-139) и те же ответы органов, что были представлены ранее.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> основании ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в связи с не предоставлением к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявителю было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости (л.д. 156-157).

В соответствии с ч. 13 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ), п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «б утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей на момент подготовки декларации и плана) утверждены форма технического плана (приложение ) и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (приложение ).

В п. 41 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что Раздел «Характеристики помещения» заполняется в соответствии с документами, указанными в п. 20 раздела II «Общие требования к подготовке технического плана».

Согласно п. 20 раздела II «Общие требования к подготовке технического плана» приложения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что технический план оформлен на здание правления на основании декларации без каких-либо ссылок на проектную документацию или технический паспорт здания. К заявлению о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права представлена выписка из Единого государственного реестра прав недвижимости на земельный участок, принадлежащий СНТ «Степное» им. Е.Ш. Левина на праве собственности.

Вместе с тем по правилам ч. 5 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ и регламентирующей особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, в срок <данные изъяты> документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с п. 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ) декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, формально предоставление технического плана, оформленного на здание правления на основании декларации, согласуется с требованиями к оформлению технического плана.

Между тем в силу ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Статьей 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ регламентировано, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По правилам ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Решение вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на территории <адрес> находится в ведении департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, который при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ обязан проверить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Применительно к положениям п. 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ), а равно в случаях, установленных п. 17 ст. 51 ГрК РФ, в регистрирующий орган должны быть представлены соответствующие документы, из которых должно усматриваться, что выдача разрешения на строительство данного здания не требуется.

Аналогичные разъяснения содержались и в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» «О рассмотрении обращения» от ДД.ММ.ГГГГ-КЛ относительно заполнения декларации и раздела «Заключение кадастрового инженера» в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которая утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела правоустанавливающих документов усматривается, что при рассмотрении вопроса о постановке на кадастровый учет здания и государственной регистрации права собственности в распоряжении у регистрирующего органа были следующие документы, представленные Овсянниковым А.И. в разное время для устранения недостатков обращения от ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, согласно письму бюджетного учреждения <адрес> «Исторический архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ выявленными сведениями о вводе в эксплуатацию объекта недвижимого имущества – здания <данные изъяты> постройки, находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, учреждение не располагает (л.д. 93). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ бюджетного учреждения <адрес> «Исторический архив <адрес>» кадастровому инженеру <данные изъяты>. были сообщены аналогичные сведения (л.д. 117).

Регистрирующему органу представлено также письмо от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> согласно которому в казенном учреждении <адрес> «Муниципальный архив <адрес>» находятся на хранении документы постоянного срока хранения Администрации <адрес> и ее структурных подразделений за период с <данные изъяты> включительно (л.д. 95).

ДД.ММ.ГГГГ кадастровому инженеру <данные изъяты> письмом № <данные изъяты> сообщено, что за период с <данные изъяты> года по состоянию на дату подготовки письма разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – здания правления, расположенного <данные изъяты> департаментом строительства не выдавалось (л.д. 116).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> кадастровый инженер <данные изъяты> была уведомлена письмом № <данные изъяты> об отсутствии проектной и технической документации по объекту СНТ «<данные изъяты>. В порядке ст. 51 ГрК РФ департаментом архитектуры и градостроительства разрешение на строительство объекта капитального строительства <данные изъяты> не выдавалось (л.д. 115).

В письме бюджетного учреждения <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ в учетно-технической документации учреждения отсутствует техническая документация, разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении здания (л.д. 114).

Согласно письму администрации <данные изъяты> административного округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> администрация округа предложила кадастровому инженеру обратиться в департамент строительства Администрации <адрес> по вопросу, связанному с выдачей разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (л.д. 113).

В письме департамента строительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Управлению Росреестра по <адрес> сообщено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – здания правления, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> строительства не выдавалось. Функции по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию переданы департаменту строительства постановлением <данные изъяты>

Регистрирующим органом при приостановлении регистрации права и отказе в государственной регистрации права обращено внимание заявителя на то, что документы органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, должны содержать информацию о том, что получение разрешительной документации не требуется, либо о том, что разрешительная документация выдавалась, но отсутствует в соответствующих учреждениях, органах по причине их утраты, что согласуется с п. 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ), а также п. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Документы, имеющиеся в материалах регистрирующего органа документов на здание правления, и представленные регистрирующему органу самим заявителем, не содержат информацию о том, что получение разрешительной документации не требуется, либо о том, что разрешительная документация выдавалась, в частности уполномоченными органами до вступления в силу ГрК РФ, но отсутствует в соответствующих учреждениях, уполномоченных на их хранение, по причине их утраты.

В судебном заседании Овсянников А.И. и его представитель Кондратюк Н.П. не отрицали, что разрешительная документация на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не выдавалась ни до вступления ГрК РФ в законную силу, ни после; с заявлениями о выдаче таких разрешений садоводческое товарищество в уполномоченные органы не обращалось.

Таким образом, регистрирующий орган обоснованно не мог сделать ввод о том, что заявителем выполнены требования к составлению технического плана на основании декларации и применить упрощенный порядок государственной регистрации права собственности в соответствии с п. 5 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ.

Утверждение Овсянникова А.И. и его представителя о том, что получать разрешение на строительство на здание правления не нужно в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, ошибочны и основаны на неверном понимании процедуры получения такого разрешения.

В частности согласно положениям п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Учитывая, что в силу ст. 20 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ, действовавшего на момент обращения <данные изъяты> в регистрирующий орган, фактическое целевое использование здания правления предполагается для административных функций садоводческого товарищества перед членами товарищества, у суда отсутствуют основания для вывода о невозможности самостоятельного использования здания для какой-либо самостоятельной хозяйственной деятельности. Следовательно, в данной ситуации следует исходить из недоказанности заявителем того факта, что возведенное заявителем строение относится к объектам вспомогательного назначения.

В том числе, по этим же основаниям у регистрирующего органа при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов отсутствовали полномочия на применение к зданию правления исключений, предусмотренных ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Кроме того, вывод о том, что выдача разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется, уполномочены делать лишь те органы, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующих обращений о выдаче разрешения на строительство, о вводе объекта в эксплуатацию.

Довод административного иска о том, что при возобновлении государственной регистрации права на объект недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> обязано было руководствоваться положениями ч. 10 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, также не может быть признан судом состоятельным.

Согласно положениям ч. 10, дополнившей ст. 10 Федерального закона № 218-ФЗ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

В силу ст. 55 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ положения ч. 10 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Поскольку регистрационное дело оформлено регистрирующим органом по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, постольку в отсутствие специальных положений о порядке вступления в силу ч. 10 ст. 70 Федерального закона № 218-ФЗ, законных оснований для рассмотрения такого обращения и проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в рамках закона, вступившего в силу позднее – ДД.ММ.ГГГГ у Управления Росреестра по <адрес> не было.

Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Учитывая изложенное, решением Управления Росреестра по <адрес> было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости обоснованно, оснований для отмены уведомления и возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.

Основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Овсянникова А.И. – председателя садового некоммерческого товарищества «Степное» им. Е.Ш. Левина к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

мотивированное решение составлено 24.04.2019, не вступило в законную силу