ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1161/19 от 23.12.2019 Киришского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23

декабря

2019

года

г. Кириши

Ленинградской области

Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к Союзу садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Союзу садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что по результатам осуществляемого контроля за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории <адрес>, Управлением выявлены неоднократные и грубые нарушения Союзом садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» действующего законодательства, являющиеся в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ, подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ основаниями для ликвидации Организации. В соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись , содержащая следующие сведения: основной государственный регистрационный , организационно-правовая форма: союз, полное наименование юридического лица на русском языке: Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров», сокращённое наименование юридического лица на русском языке: ССНТ массива «Посадников остров», адрес (место нахождения) юридического лица: массив Посадников остров, Киришский район, Ленинградская область, 187100, сведения об учредителях юридического лица: садоводческое некоммерческое товарищество «Кристалл-Кириши», садоводческое некоммерческое товарищество «Ветвузовец», садоводческое некоммерческое товарищество «Айсберг», садоводческое некоммерческое товарищество «Флора», садоводческое некоммерческое товарищество «Турист», садоводческое некоммерческое товарищество «Энергомашпроект», садоводческое некоммерческое товарищество «Жилищник», садоводческое некоммерческое товарищество «Радуга», садоводческое некоммерческое товарищество «Кембрий», садоводческое некоммерческое товарищество «Березка», садоводческое некоммерческое товарищество «Флора», садоводческое некоммерческое товарищество «Энергетик», садоводческое некоммерческое товарищество «Водник», садоводческое некоммерческое товарищество «Восток», садоводческое некоммерческое товарищество «Изобилие», садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк», садоводческое некоммерческое товарищество «Предпортовая», садоводческое некоммерческое товарищество «Рассвет», садоводческое некоммерческое товарищество «Реставратор»; сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: председатель ФИО1. В ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись , содержащая сведения об учёте юридического лица в налоговом органе, а именно: идентификационный номер налогоплательщика: , код причины постановки на учёт: . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Организации проведена плановая документальная проверка, в ходе которой выявлены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства РФ, а именно: нарушение положений пунктов 3, 3.1 статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ – отчет за 2017 год размещен на информационном портале Минюста России с нарушением срока – ДД.ММ.ГГГГ, отчеты за ДД.ММ.ГГГГ годы не представлены; положения подпункта 1.8 главы 1 устава предусматривают наличие у Организации фирменного наименования, что противоречит пункту 4 статьи 54, пункту 1 статьи 1473 ГК РФ; пунктом 4.1 Устава Организации не все вопросы, отнесенные Федеральным законом № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, отнесены к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации; в пункте 4.7 устава Организации не по всем вопросам исключительной компетенции соблюдаются требования по их принятию, предусмотренные пунктом 4 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ; в ЕГРЮЛ содержатся сведения о следующем адресе Организации (месте нахождения): <адрес>. В уставе указан следующий адрес Организации: <адрес> По результатам анализа документов учетного дела Управлением установлено, что Организация по адресу государственной регистрации не находится. Документы, подтверждающие место нахождения Организации (копии правоустанавливающих покументов на помещение), указанные в пункте 13 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, Организацией не представлены, что не позволяет установить фактический адрес места нахождения Организации. Вся корреспонденция, направляемая по указанному в ЕГРЮЛ адресу, возвращается обратно в Управление. Однако Управление не уведомлено о смене места нахождения Организации, что противоречит пункту 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ; главой 4 устава Организации определена структура органов управления и контроля Организации, установлены периодичность проведения заседания указанных органов, порядок избрания и сроки их полномочий. В Управление не представлены протоколы, свидетельствующие о проведении заседаний высшего органа - Общего собрания Организации, что является нарушением пункта 4.5 Устава Организации. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие продление полномочий или избрание нового председателя Организации, совета Организации ревизионной комиссии. Указанное позволяет сделать вывод о том, что указанные органы управления и контроля не сформированы, что противоречит самому уставу Организации и пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ. По фактам выявленных нарушений Управление, руководствуясь подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, вынесло Организации предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ с указанием допущенных Организацией нарушений. Предупреждением установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Организация надлежащим образом уведомлена о выявленных в ее деятельности нарушениях законодательства Российской Федерации. Предупреждение, направленное по адресу Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, получено Организацией, однако осталось без исполнения. ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило письмо председателя Организации ФИО1 о рассмотрении вопроса о ликвидации Организации в судебном порядке в связи с невозможностью устранить выявленные при проведении проверки нарушения.

На основании вышеизложенного административный истец просит ликвидировать Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление Министерства Юстиции Российской Федерации надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 80-82), в судебное заседание представитель не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Министерства Юстиции Российской Федерации (л.д. 87,88).

Административный ответчик Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 79,88-89), в судебное заседание представитель не явился, уважительности причин неявки, как и возражений на административное исковое заявление суду не представил.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с подпунктом 3 пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу ст. 13 ФЗ "Об общественных объединениях", общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Ленинградской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу п. 3 ст. 32 названного Федерального закона и пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация обязана представлять в соответствующий уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Как установлено судом и следует из материалов дела согласно Уставу (п.1.1—1.3.) Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников Остров» (далее по тексту «Союз») является основанным на членстве объединением садоводческих некоммерческих товариществ, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей, указанных в настоящем Уставе. Союз учрежден на основании Учредительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный (л.д. 35-41).

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ № ЮЭ от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись , содержащая следующие сведения: основной государственный регистрационный , организационно-правовая форма: союз, полное наименование юридического лица на русском языке: Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров», сокращённое наименование юридического лица на русском языке: ССНТ массива «Посадников остров», адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, сведения об учредителях юридического лица: садоводческое некоммерческое товарищество «Кристалл-Кириши», садоводческое некоммерческое товарищество «Ветвузовец», садоводческое некоммерческое товарищество «Айсберг», садоводческое некоммерческое товарищество «Флора», садоводческое некоммерческое товарищество «Турист», садоводческое некоммерческое товарищество «Энергомашпроект», садоводческое некоммерческое товарищество «Жилищник», садоводческое некоммерческое товарищество «Радуга», садоводческое некоммерческое товарищество «Кембрий», садоводческое некоммерческое товарищество «Березка», садоводческое некоммерческое товарищество «Флора», садоводческое некоммерческое товарищество «Энергетик», садоводческое некоммерческое товарищество «Водник», садоводческое некоммерческое товарищество «Восток», садоводческое некоммерческое товарищество «Изобилие», садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк», садоводческое некоммерческое товарищество «Предпортовая», садоводческое некоммерческое товарищество «Рассвет», садоводческое некоммерческое товарищество «Реставратор»; сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: председатель ФИО1. В ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись , содержащая сведения об учёте юридического лица в налоговом органе, а именно: идентификационный номер налогоплательщика: 7808041441, код причины постановки на учёт (л.д. 51-57).

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в отношении административного ответчика проведена плановая документальная проверка (л.д.19-26, 27-28,29-30, 31-34), в результате которой выявлены нарушения (л.д. 11-18) требований, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ некоммерческая организация Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года не опубликовала отчеты (сообщения) на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений; предусмотренных пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» отчет за ДД.ММ.ГГГГ год разместил на информационном портале Минюста России ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока.

В соответствии с ч.4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

В силу требований ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Положения подпункта 1.8 главы 1 устава предусматривают наличие у Организации фирменного наименования, что противоречит пункту 4 статьи 54, пункту 1 статьи 1473 ГК РФ (л.д.36).

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации (п.3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ).

Пунктом 4.1 Устава Организации не все вопросы, отнесенные Федеральным законом № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, отнесены к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации (л.д.38).

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами

В пункте 4.7 устава Организации не по всем вопросам исключительной компетенции соблюдаются требования по их принятию, предусмотренные пунктом 4 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ (л.д.38).

Главой 4 устава Организации определена структура органов управления и контроля Организации, установлены периодичность проведения заседания указанных органов, порядок избрания и сроки их полномочий (л.д.38).

В Управление не представлены протоколы, свидетельствующие о проведении заседаний высшего органа - Общего собрания Организации, что является нарушением пункта 4.5 Устава Организации, не представлены документы, подтверждающие продление полномочий или избрание нового председателя Организации, совета Организации ревизионной комиссии, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-18).

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам анализа документов учетного дела Управлением установлено, что Организация по адресу государственной регистрации не находится. Документы, подтверждающие место нахождения Организации (копии правоустанавливающих покументов на помещение), указанные в пункте 13 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, Организацией не представлены, что не позволяет установить фактический адрес места нахождения Организации. Вся корреспонденция, направляемая по указанному в ЕГРЮЛ адресу, возвращается обратно в Управление. Однако Управление не уведомлено о смене места нахождения Организации, что противоречит пункту 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ (л.д.16-17).

Вышеуказанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались, доказательств исправления нарушений, отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, некоммерческой организацией Союзом садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» суду не представлено.

Согласно п. 69 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 (далее - Административный регламент) по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчётов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчёты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Пунктом 78 Административного регламента предусмотрено, что по результатам контроля территориальным органом в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры: вынесение предупреждения (внесение представления); приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации; возбуждение дела об административном правонарушении; направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации; направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу п. 4 ст. 52 ГК РФ Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, включая адрес электронной почты.

В соответствии с п. 1.11 раздела 1 Устава Союза садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» местонахождение Союза: 187100<адрес> (л.д. 36), данный адрес указан и в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 51-57).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством Юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в адрес Союза садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров», указанному в Уставе Союза садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» (л.д. 36), вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных нарушений законодательства с указанием срока устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-49), которое получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило письмо председателя ССНТ «Посадников остров» ФИО1 о рассмотрении вопроса о ликвидации Организации в судебном порядке в связи с невозможностью устранить выявленные при проведении проверки нарушения (л.д.42).

Таким образом, суд полагает установленным, что деятельность Союза садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров», осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями требований нормативных правовых актов, что является основанием для его ликвидации в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", при этом нарушения носят неоднократный, систематический характер, до настоящего времени вышеуказанные нарушения Союзом садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» не устранены, каких-либо мер для этого не предпринималось.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

При установленной в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств, суд считает требования истца законными, обоснованными, а потому, подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

требование Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к Союзу садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Союз садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» (<данные изъяты>), исключить сведения о Союзе садоводческих некоммерческих товариществ массива «Посадников остров» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья