ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1161/2021 от 13.09.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1161/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хомушку А.Б.,

при секретаре судебных заседаний Думен Ш.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика мэрии <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное № 2а-1161/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 в лице представителя ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, мэрии <адрес> о признании незаконным их бездействие по включению ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчиков обязанности включить ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в течение трех месяцев,

у с т а н о в и л:

в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление ФИО2 в лице представителя ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее, Минтруд), мэрии <адрес> о признании незаконным их бездействие по включению ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчиков обязанности включить ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в течение трех месяцев. В обоснование иска указав на то, согласно контрольной карточке ФИО2 принят на учет на получение коммунальной квартиры решением горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что он с 1992 года является инвалидом. С указанным вопросом обращался в Министерство труда и социальной политики с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, с аналогичным вопросом также обращался в мэрию г. Кызыла. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ-ог-АУ ему отказано в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что персональные данные не зарегистрированы в указанном списке, в связи с чем, предоставление субсидии на приобретение жилья не представляется возможным. Просит признать незаконным бездействие Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Мэрии г. Кызыла по включению в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вступивших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва включить его в сводный республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на учет, а также внести изменения в приказ о включении в сводный реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета согласно очередности.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – мэрии г. Кызыла по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления к мэрии города Кызыла, так как надлежащим ответчиком по данному иску будет Министерство труда.

Административный ответчик – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, а также заинтересованное лицо – Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Учитывая то, что не явившиеся в судебное заседание административный ответчик, а также заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их неявка не является препятствием рассмотрения дела без его участия, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц на основании ст.150 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права граждан на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, было установлено, что в первую очередь, жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих (п. 5); матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям (п. 8).

Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 и 6 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 г. № 110 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка, настоящий Порядок определяет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что реализация на территории Республики Тыва государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и передаваемых в республиканский бюджет Республики Тыва в виде субвенций на указанные цели.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Порядка правом на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья обладают, в частности, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (пп. «м»).

Согласно пункту 4 Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа ветеранов и инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (в редакции Постановления Правительства РТ от 24.07.2013 № 454). Ранее таким уполномоченным органом являлось Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет прием и подготовку документов, связанных с обеспечением за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также осуществляет единовременные денежные выплаты на приобретение (строительство) жилья указанным категориям граждан (п. 9.7 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 229).

По материалам дела, согласно контрольной карточке от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принят на учет на получение коммунальной квартиры согласно решению горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО2 проходил контрольную перерегистрацию.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в интересах ФИО2 обратилась в суд с заявлением о включении ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Минтруд в адрес ФИО1 направил ответ о том, что персональные данные в сводном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, не зарегистрированы.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениям <адрес> в общей очереди с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из того, что решение по обращению ФИО1 о включении ФИО2 в сводный реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ не было принято Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, тем самым, доводы ФИО2 о нарушении его законных прав и свобод являются обоснованными, поскольку бездействием Министерства труда и социальной политики созданы препятствия для получения решения по его обращению, дальнейшего обжалования им в случае несогласия с решением.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулирует Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ч.2 ст.1 названного Закона установлен порядок рассмотрения обращений граждан.

В силу части 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В настоящем случае, в результате неправомерного бездействия Минтруда не разрешено заявление ФИО1 по существу о включении административного истца в сводный реестр отдельных категорий граждан Республики Тыва, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, сформированный в 2005 году на основании сведений представленных органами местного самоуправления, поэтому исковые требования в этой части обоснованно и подлежит удовлетворению.

Однако, суд не вправе предрешать результат рассмотрения заявления ФИО1, так как это будет ограничением прав и полномочий органа исполнительной власти, на который законом возложена обязанность по рассмотрению указанных вопросов. Тем самым, иск в части возложения обязанности на ответчика –Министерство труда о включении ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья в течение трех месяцев необоснован, необходимо предоставить возможность административному ответчику предварительно разрешить вопрос об обоснованности и законности обращения ФИО1

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично.

При этом, суд считает, что требование истца к мэрии <адрес> не подлежит удовлетворению, поскольку уполномоченным органом по включению в реестр ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилья является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление административного истца ФИО2 в лице представителя ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, мэрии г. Кызыла о признании незаконным их бездействие по включению ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на ответчиков обязанности включить ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в течение трех месяцев удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по не разрешению обращения ФИО1 с заявлением о включении ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 о включении ФИО2 в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва об исполнении решения суда сообщить в месячный срок в Кызылский городской суд Республики Тыва и административных истцов

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Хомушку А.Б.