ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1161/2022 от 03.08.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Муратова В.А.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г.Тында к Отделению судебных приставов по Тындинскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора (по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ),

У С Т А Н О В И Л:

Администрация обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по УФССП России по об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тындинский районный суд вынес решение об обязании Администрации предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте , общей площадью не менее 33 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по УФССП России по было возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поступило постановление заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Федеральной службы судебных приставов УФССП России по ОСП по ФИО3, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с не исполнением Администрацией решения Тындинского районного суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения. За период 2014-2022 годы на вторичном рынке жилья приобретено 84 квартиры, в том числе по годам: 2014 г. - 9 квартир на сумму 14,5 млн.руб.; 2015 г. - 7 квартир на сумму 10,8 млн.руб.; 2016 г. - 4 квартиры на сумму 4,8 млн.руб.; 2017 г. - 2 квартиры на сумму 1,5 млн.руб; 2018 г. - 2 квартиры на сумму 1,9 млн.руб; 2019 г. - 16 квартир на сумму 17,3 млн.руб; 2020 г. - 22 квартиры на сумму 27,8 млн.руб; 2021 г. - 18 квартиры на сумму 21,7 млн.руб.; 2022г. - 5 квартир на сумму 10,7 млн.руб. Также Администрацией изыскивается возможность выделения квартир за счет средств местного бюджета, так в 2018 году было выделено 4 квартиры, в 2019 году за счет средств местного бюджета выделено 3 квартиры, в 2020 году за счет средств местного бюджета выделено 2 квартиры. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты населения и Администрацией заключено Соглашение о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому Администрации выделены субвенции на приобретение не менее 5 квартир. ДД.ММ.ГГГГФИО1 написал заявление об отказе от предоставления жилого помещения в связи с тем, что желает воспользоваться дополнительной мерой социальной поддержки в соответствии с Постановлением от 16.06.2020г. , на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории в собственность в 2022 году. В настоящее время Администрацией проводятся мероприятия по оформлению в собственность муниципального образования города которые дальнейшем будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по списку в порядке вынесенных Тындинским районным судом решений. В связи с изложенным, в действиях Администрации отсутствует вина в не исполнении судебного акта в установленный судебным приставом - исполнителем срок, поскольку отсутствует финансирование переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам в требуемом объеме.

Административный истец просил суд: освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Тындинским районным судом по делу .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена: ФИО3 заместитель начальника Отделения судебных приставов по УФССП России по .

Представители административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате слушания дела, просили рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Тындинского городского прокурора в интересах лица из числа из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1, к Администрации о предоставлении жилого помещения. Постановлено обязать Администрацию предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенные в черте , площадью не менее 33 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения: Обязать Администрацию предоставить ФИО1 на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в городе , отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В связи с неисполнением указанного постановления судебным приставом- исполнителем ОСП по ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указанное постановление получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 написал заявление об отказе от предоставления жилого помещения в связи с тем, что желает воспользоваться дополнительной мерой социальной поддержки в соответствии с Постановлением от 16.06.2020г. , на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории в собственность в 2022 году.

В настоящее время Администрацией проводятся мероприятия по оформлению в собственность муниципального образования города которые дальнейшем будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по списку в порядке вынесенных Тындинским районным судом решений.

Суд отмечает, что исполнение решения суда производится Администрацией за счет средств субвенций из федерального и областного бюджета для предоставления жилых помещений детям-сиротам. Запросы на получение данных субвенций Администрацией направлены. Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности, применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку им принимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено по не зависящим от него причинам, вины административного истца в неисполнении решения суда не имеется. Кроме этого, выделение денежных средств из областного бюджета на приобретение жилых помещений находится вне воли и контроля органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования и освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Администрации – удовлетворить в полном объеме.

Освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Тындинским районным судом по делу .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий В.А. Муратов