ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11622/2021 от 06.12.2021 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-11622/2021

УИД-16RS0042-03-2021-010742-50

Решение

именем Российской Федерации

06 декабря 2021 года город Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хасимова Л.З.,

административного ответчика ФИО1,

при секретаре судебного заседания Мингалимовой Г.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее – ИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, указав в обоснование, что на основании положений главы 34 НК РФ ФИО1 были начислены к страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года)(далее ОПС): налог за 2018 год в сумме 26545 рублей 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2018 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления; налог за 2019 год в сумме 29354 рубля 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2019 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления; налог за 2020 год в сумме 32448 рублей 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2018 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления. В соответствии со ст.75 НК РФ за неуплату страховых взносов за 2018 год ФИО1 были начислены пени в сумме 3900 рублей 12 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020; за неуплату налога за 2019 в установленные сроки начислены пени в сумме 1763 рубля 45 копеек за период с 01.01.2020 по 20.12.2020; за неуплату налога за 2020 год в установленные сроки были начислены пени в сумме 59 рублей 76 копеек за период с 01.01.2021 по 13.01.2021.

Кроме того, ФИО1 были начислены к уплате страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2018 год в сумме 5840 рублей 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2018 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления; налог за 2019 год в сумме 6884 рубля 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2019 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления; налог за 2020 год в сумме 8426 рублей 00 копеек. По состоянию на 01.10.2021 налог за 2018 год не уплачен, подлежит взысканию на основании настоящего административного искового заявления. В соответствии со ст.75 НК РФ за неуплату страховых взносов за 2018 год ФИО1 были начислены пени в сумме 858 рублей 05 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020; за неуплату налога за 2019 в установленные сроки начислены пени в сумме 413 рублей 56 копеек за период с 01.01.2020 по 20.12.2020. Сумма пени за 2019 год, подлежащая взысканию на основании настоящего административного искового заявления составляет 262 рубля 27 копеек; за неуплату налога за 2020 год в установленные сроки были начислены пени в сумме 15 рублей 52 копейки за период с 01.01.2021 по 13.01.2021. ФИО1 были направлены требования об уплате задолженности от 21.12.2020 № 135686, от 14.01.2021 № 1225. Требования в установленные законом сроки исполнены не были. В связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. 16.04.2021 мировым судьей судебного участка № 24 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам. 28.04.2021 определением мирового судьи судебный приказ был отменен в связи с поступившим возражением ФИО1 относительно его исполнения. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена. В связи с чем, ИФНС просит взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксируемом размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: недоимку по налогу за 2018 год в размере 5840 рублей, по налогу за 2019 года в размере 6884 рублей, по налогу за 2020 год в размере 8426 рублей, недоимку по пени за 2018 год в размере 858 рублей 05 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020, пени за 2019 год в размере 262 рублей 27 копеек, пени за 2020 года в размере 15 рублей 52 копеек за период с 01.01.2021 по 13.01.2021; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: недоимку по налогу за 2018 год в размере 26545 рублей, по налогу за 2019 года в размере 29354 рублей, по налогу за 2020 год в размере 32448 рублей, недоимку по пени за 2018 год в размере 3900 рублей 12 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020, пени за 2019 год в размере 1763 рублей 45 копеек за период с 01.01.2020 по 20.12.2020, пени за 2020 года в размере 59 рублей 76 копеек за период с 01.01.2021 по 13.01.2021, а всего взыскать 116 356 рублей 17 копеек.

Представитель административного истца - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснила, что намерена оплатить задолженность.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев дело №2а-45/14/2021, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно пунктам 3,4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений), если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:

1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;…

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

ФИО1 с 14.09.2016 является арбитражным управляющим и согласно положению ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.

Из материалов дела следует, что за ФИО1 числится задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).

В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налогов в указанные сроки, налоговый орган направил требования по уплате налогов и пени: № 135686 по состоянию на 21.12.2020 и №1225 по состоянию на 14.01.2021. Срок исполнения требований установлен до 22.01.2021 и до 16.02.2021 соответственно (л.д.6-7,11).

В связи с неисполнением в установленный срок требования об уплате недоимки, 13.04.2021 ИФНС обратилась к мировому судье с административным заявлением о вынесении судебного приказа. 16.04.2021 мировым судьей судебного участка №14 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам. 28.04.2021 определением мирового судьи судебный приказ был отменен в связи с поступившим возражением ФИО1 относительно его исполнения.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 с заявленными административным истцом требованиями согласилась.

После вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок (20.10.2021) обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Таким образом, сроки обращения в суд с требованием о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и сборам налоговым органом соблюдены.

Оценив в совокупности все исследованные по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Так, каких-либо доказательств уплаты задолженности по налогам в спорный период административный ответчик не представила. Следовательно, налоговая обязанность, предусмотренная статьей 57 Конституции Российской Федерации, административным ответчиком не исполнена, что позволило налоговому органу обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в бюджет муниципального образования город Набережные Челны взыскивается государственная пошлина, от уплаты которой административный истец по закону был освобожден при предъявлении иска в суд.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: ..., ..., ..., в доход государства недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксируемом размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: недоимку по налогу за 2018 год в размере 5840 рублей, по налогу за 2019 года в размере 6884 рублей, по налогу за 2020 год в размере 8426 рублей, недоимку по пени за 2018 год в размере 858 рублей 05 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020, пени за 2019 год в размере 262 рублей 27 копеек, пени за 2020 года в размере 15 рублей 52 копеек за период с 01.01.2021 по 13.01.2021; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии: недоимку по налогу за 2018 год в размере 26545 рублей, по налогу за 2019 года в размере 29354 рублей, по налогу за 2020 год в размере 32448 рублей, недоимку по пени за 2018 год в размере 3900 рублей 12 копеек за период с 10.01.2019 по 20.12.2020, пени за 2019 год в размере 1763 рублей 45 копеек за период с 01.01.2020 по 20.12.2020, пени за 2020 года в размере 59 рублей 76 копеек за период с 01.01.2021 по 13.01.2021, а всего взыскать 116 356 рублей 17 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Набережные Челны» в размере 3527 рублей 12 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись» Хасимов Л.З.

Мотивированное решение составлено 10.12.2021.