РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Саянск ДД.ММ.ГГГГ
Дело №2а-4/2016 (2а-1162/2016)
Саянский городской суд Иркутской области в составе судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2 - ФИО3,
рассмотрев административное дело №2а-4/2016 (2а-1162/2016) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №14 по Иркутской области) обратилась к ФИО2 о взыскании обязательных платежей в виде задолженности по земельному налогу в сумме 69841,00 рублей и санкций в виде пени в сумме 9036,61 рублей.
В обоснование заявленных требований о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец указал следующее.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.391 НК РФ).
Согласно отчету об определении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый <номер изъят> определена в размере 5587160,8 рублей.
Налогоплательщику в соответствии со ст.397 НК РФ налоговым органом направлены налоговые уведомления на уплату земельного налога. Расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы произведен в указанных налоговых уведомлениях, и сумма налога к уплате за ДД.ММ.ГГГГ год составила 11788,55 руб., которую налогоплательщик уплатил ДД.ММ.ГГГГ; за ДД.ММ.ГГГГ год сумма налога определена в размере 83 841 руб. С учетом частичной оплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 14 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ, сумма недоимки по налогу за ДД.ММ.ГГГГ год составила 69 841 рублей.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в связи с неуплатой налога в установленный срок начислены пени на дату настоящего заявления в размере 9 036,61 руб.,в том числе:
за неуплату налога за ДД.ММ.ГГГГ г. (11788,55 руб. х 183 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 0,028% = 604,04 руб.). Учитывая частичную уплату пени, сумма пени к уплате, за несвоевременную уплату налога ДД.ММ.ГГГГ год, составила 522,97 рублей.
за неуплату налога за ДД.ММ.ГГГГ г., пени составили 8513,64 руб.: (83 841 руб. х 36 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 0,028% = 845,11руб.); (69 841 руб. х 55 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 0,028% = 1 075,55 руб.); (69 841 руб. х 165 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 0,036% = 4 148,55руб.); (69 841 руб. х 100 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 0,035% = 2 444,43 руб.).
Налогоплательщику налоговым органом выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>. Требования об уплате направлены налогоплательщику заказными письмами, однако, до настоящего времени налогоплательщиком не исполнены.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной в судебное заседание не явилась, направила в суд возражения по существу иска и просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3 просил в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Спорный объект недвижимости был оценен независимым экспертом и представлен с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области. По результатам рассмотрения данного заявления, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области вынесено решение <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором определена кадастровая стоимость спорного объекта в размере рыночной стоимости - 2077938 рублей, в связи с чем, налоговый орган, руководствуясь абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, пересчитал земельный налог, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В результате переоценки кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п.3 ст.5 НК РФ административный ответчик получил акт, устраняющий и смягчающий ответственность за нарушение законодательства о налогах, который имеет обратную силу, и, соответственно, расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ г., по мнению административного ответчика и его представителя, должен производиться из расчета кадастровой стоимости, указанной в решении <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ ФС ГРКиК по Иркутской области.
В соответствии с п.18. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом является календарный год.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп (ред. от 08.11.2010) "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года.
В соответствиисПостановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп) "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Решением Думы муниципального образования «город Саянск» от 29 октября 2010 года N 051-14-108 утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования «город Саянск»», которым установлены налоговые ставки:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом, и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В целях реализации Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Росреестра и ФНС России от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 N ММВ-7-11/495@, утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Судом установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась владельцем земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, общей площадью <номер изъят>, вид разрешенного использования: под размещение объекта незавершенного строительства.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ была установлена в размере 5587160,8 рублей.
В соответствии с заявлением представителя собственника спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> кадастровый номер <номер изъят>, была установлена в размере рыночной - 2077938 рублей.
С учетом положений ст.52 НК РФ налоговой инспекцией в адрес должника заказным письмом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> об оплате земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес изъят>, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 11788,55 рублей и за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 83807 рублей. После чего налогоплательщику направлено требование <номер изъят> об оплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данное требование административным ответчиком было исполнено не в полном объеме. ФИО2 оплатила земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ в размере 11788, 55 рублей и пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 81,07 рублей.
Налог за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО2 был оплачен частично ДД.ММ.ГГГГ в размере 14000 рублей, сумма недоимки составила 69841 рублей.
Поскольку, в установленный законом срок ФИО2 не исполнила обязанность по уплате земельного налога, МИФНС в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 522,97 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - в размере 8514 рублей.
Требования об уплате административным ответчиком земельного налога и пени осталось не исполненным, в связи с чем, МИФНС обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 83 в г. Саянске Иркутской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по земельному налогу и пени с ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен на основании заявленияФИО2
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России N14 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Оценивая представленные административным истцом и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства с учетом их относимости и допустимости к предмету спора, суд признает, что истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие обстоятельства по предмету спора.
Налоговым органом не нарушена налоговая процедура по взысканию задолженности по налогам.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Налог рассчитан по формуле: кадастровая стоимость х налоговая ставка х фактическое время владения (мес.).
Расчет задолженности по налогам и пени, проверен судом и обоснованно признан верным, оснований для его изменения не имеется.
В связи с изложенным, иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №14 по Иркутской области о взыскании с ФИО2 обязательных платежей в виде задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 69841 рублей и пени за неуплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 9036,61 рублей подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика и его представителя о необходимости распространения рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 2077938 рублей, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ для земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч. 5 и 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются.
При этом в ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, ФИО2 не вправе рассчитывать на использование новых данных о рыночной стоимости земельного участка за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении которого разрешались требования в рамках настоящего гражданского дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Производственная компания "Возрождение", в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); при этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Приведенные законоположения предусматривают, таким образом, преимущество, в том числе, для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Само по себе такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Как следует из Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3). Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Так, из части восьмой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении. Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости, предусмотренное статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно, технических ошибок (пункт 1 части 1) и кадастровых ошибок в сведениях (в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр) (пункт 2 части 1), также осуществляется по иным основаниям, нежели наличие расхождений в стоимости объекта недвижимости, вызванное разными методами и условиями его оценки, при том, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сведениям государственного кадастра недвижимости о таком объекте (пункт 11 части 2 статьи 7).
Следовательно, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом или комиссией размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску, а в целях налогообложения (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) с 01 января года, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, выступающие в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина от уплаты, которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход федерального бюджета. Размер государственной пошлины в силу ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежащий взысканию с административного ответчика по административному исковому требованию имущественного характера составляет <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес изъят>, ИНН <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 69841 рублей, пени за неуплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 9036,61 рублей, всего 78877,61 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Реквизиты счета для зачисления федеральных, региональных, местных налогов (сборов), иных платежей, являющихся источником формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации
Банк получателя: Отделение Иркутск
Получатель: УФК по Иркутской области (межрайонная ИФНС России №14 по Иркутской области),
ИНН <***>, КПП 381401001, ОКТМО 25726000
Номер счета получателя: 40101810900000010001, БИК: 042520001
В порядке ч. 2 ст. 293 КАС РФ копию решения направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.Н. Гущина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Гущина