ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1162/2020070004-01-2020-003109-52 от 03.12.2020 Чегемского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

№2а-1162/2020 07RS0004-01-2020-003109-52

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Чегем 3 декабря 2020г.

Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего Дорохина А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пшуноковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сабалировой А.А. к Межрайонной ИФНС России №6 по КБР (Чегемский территориальный участок) о возврате излишне взысканных денежных средств, в размере 35 530,22 руб. и признании Межрайонную ИФНС РФ №6 по КБР утратившей возможность (право) на взыскание недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 968,56 руб., а также обязанности по уплате задолженности по страховым взносам прекращенной.

у с т а н о в и л :

Сабалировой А.А. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №6 по КБР (Чегемский территориальный участок) о возврате излишне взысканных денежных средств, в размере 35 530,22 руб. и признании Межрайонную ИФНС РФ №6 по КБР утратившей возможность (право) на взыскание недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 968,56 руб., а также обязанности по уплате задолженности по страховым взносам прекращенной.

Заявленные требования Собалирова А.А. мотивирует тем, что согласно письму МР ИФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.17 № 436-ФЗ по КБК МР ФНС России №6 по КБР была списана безнадежная задолженность в общей сумме 35 530,22 рублей. Также, согласно выданной МР ФНС России №6 по КБР справки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному КБК значится переплата в сумме 40 118,10 рублей. Между тем, согласно данным Чегемского отдела судебных приставов УФССП России по КБР, после списания МР ФНС России №6 по КБР вышеуказанной задолженности, судебными приставами принудительно были взысканы денежные средства в сумме 53 057,14 рублей, из которых 35 530,22 рублей были списаны, в связи с чем, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МР ИФНС России по КБР с заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога страховых взносов по КБК ) в размере 35 530,22 рублей.По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное обращение не рассмотрено.Кроме того, согласно вышеуказанного письма МР ИФНС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.17 № 436-ФЗ по КБК МР ИФНС России №6 по КБР, в том числе, была списана безнадежная задолженность в общей сумме 8 521,16 рублей. Между тем, согласно выданной МР ФНС России №6 по КБР справки о состоянии расчетов с бюджетом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному КБК значится задолженность в сумме 4 968,56 руб., истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, которая также подлежала списанию, однако не списана. В связи с чем, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МР ИФНС России по КБР №6 о необходимости применения требований ст.ст. 11,12 и 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ, согласно которым данная задолженность подлежит (подлежала) безусловному списанию как безнадежная задолженность.Однако, данное обращение МР ИФНС России №6 по КБР на дату подачи настоящего административного искового заявления также не рассмотрено.

От представителя административного истца - Нахушева К.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя, о месте и времени судебного заседания административный истец уведомлен.

Суд, в соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие надлежаще извещенного административного истца и его представителя.

Административный ответчик МР ИФНС РФ России №6 по КБР будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание своего представителя в суд не направил, о причинах неявки не уведомил.

Третьи лица - ГУ ОПФ РФ по КБР и Чегемский РОСП УФССП РФ по КБР будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание своего представителя в суд не направили. От ГУ ОПФ РФ по КБР в суд поступило возражение на административный иск, согласно которому ГУ ОПФ РФ считает требования Собалировой А.А. необоснованными и подлежащими отклонению.

Суд, в соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие надлежаще извещенных административного ответчика и третьих лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

Установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи), по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

В силу статей 45, 48, 52, 69, 70 НК РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Возможность направления налогового требования по истечении установленного срока нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Несоблюдение указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст.70 НК РФ, исчисление срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в ст.48 НК РФ.

Доказательства направления истцу требования об уплате налога в установленные сроки административным ответчиком в материалы дела не представлено.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания с административного истца недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 968,56 руб., в связи с чем, требования Собалировой А.А. о признании указанной суммы безнадежной ко взысканию подлежат удовлетворению.

Между тем, согласно письму МР ИФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.17 № 436-ФЗ по КБК МР ФНС России по КБР была списана безнадежная задолженность в общей сумме 35 530,22 рублей.

Также, согласно выданной МР ФНС России №6 по КБР справки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по вышеуказанному КБК значится переплата в сумме 40 118,10 рублей.

Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах дела данным Чегемского отдела судебных приставов УФССП России по КБР, после списания МР ФНС России №6 по КБР вышеуказанной задолженности, судебными приставами принудительно были взысканы денежные средства в сумме 53 057,14 рублей, из которых 35 530,22 рублей ранее были списаны налоговым органом.

Сведений о возврате административному истцу излишне взысканных денежных средств, в размере 35 530,22 руб., административным ответчиком не представлено.

Ввиду того, что материалами дела подтверждается тот факт, что с административного ответчика взысканы денежные средства в сумме 53 057,14 рублей, в том числе списанная задолженность в размере 35 530,22 рублей, требования административного истца подлежат удовлетворению и в остальной части.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Сабалировой А.А. к Межрайонной ИФНС России №6 по КБР (Чегемский территориальный участок) о возврате излишне взысканных денежных средств, в размере 35 530,22 руб. и признании Межрайонную ИФНС РФ №6 по КБР утратившей возможность (право) на взыскание недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 968,56 руб., а также обязанности по уплате задолженности по страховым взносам прекращенной, удовлетворить.

Обязать МР ИФНС России по КБР №6 вернуть Сабалировой А.А. излишне взысканные денежные средства в сумме 35 530 (тридцать пять тысяч пятьсот тридцать рублей) рублей 22 копейки.

Признать межрайонную ИФНС России по Кабардино-Балкарской Республике утратившей возможность (право) на взыскание недоимки (задолженности по налогам, взносам и сборам, пени и штрафы), а также обязанность по уплате следующей задолженности прекращенной:

по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, образовавшуюся по состоянию на (до) ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 968,56 рублей (КБК ), числящаяся за административным истцом по состоянию на - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР в апелляционном порядке через Чегемский районный суд КБР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.12.2020.

Председательствующий - подпись

Копия верна:

Судья - А.В.Дорохин