ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1163/2022 от 14.09.2022 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 14.09.2022 г. Дело № 2а-1163/2022

УИД 76RS0021-01-2022-001455-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 года г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

с участием прокурора Крисюка И. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области к Мартояну А.Т. о продлении срока пребывания в Центре содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области,

у с т а н о в и л:

Управление МВД России по Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания гражданина Республики <адрес> Мартояна А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области на 3 месяца, который необходим для направления и рассмотрения запроса о реадмиссии, а при положительном результате оформления свидетельства на возвращение и дальнейшего исполнения решения о реадмиссии.

В обоснование административного иска указано, что гражданин Республики <адрес> Мартоян А.Т., уроженец <адрес>, был осужден за совершение тяжкого преступления, отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония №8» Управления ФСИН России по Ярославской области, освобожден по отбытии срока наказания 17 февраля 2022 года. 28 октября 2021 года Федеральной службой исполнения наказаний России в отношении гражданина Республики <адрес> Мартояна А.Т. вынесено распоряжение №7646-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

12 января 2022 года в отношении административного ответчика вынесено решение о его депортации за пределы Российской Федерации.

У Мартояна А.Т. документ, удостоверяющий личность, отсутствует.

30 ноября 2021 года в консульский отдел Посольства Республики <адрес> направлен запрос с просьбой оказать содействие в установлении принадлежности к гражданству Республики <адрес> и оформлении свидетельства о возвращении на имя Мартояна А.Т. 13 декабря 2021года направлен рапорт о поручении отделу разрешительно-визовой работы провести в отношении Мартояна А.Т. процедуру установления личности. 28 января 2022 года в адрес консульского отдела Посольства Республики <адрес> направлен повторный запрос с просьбой оказать содействие в установлении принадлежности к гражданству Республики <адрес> и оформлении свидетельства на возвращение на имя Мартояна А.Т.

17 февраля 2022 года решением Дзержинского районного суда г. Ярославля административный ответчик помещен в ЦВСИГ на срок 3 месяца, то есть до 17 мая 2022 года.

01 марта 2022 года из консульского отдела Правительства Республики <адрес> поступил ответ, что сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета в отношении Мартояна А.Т. не имеется, по вопросу признания себя гражданином Республики <адрес>, а также для документирования паспортом гражданина Республики <адрес> в паспортно - визовое управление Полиции Республики <адрес> Мартоян А.Т. не обращался.

18 марта 2022 года УМВД России по Ярославской области вынесено заключение об установлении личности, с которым личность Мартояна А.Т. считается установленной.

06 апреля 2022 года УМВД России по Ярославской области вынесено решение о начале процедуры реадмиссии в отношении Мартояна А.Т. 13 апреля 2022 года решение о начале процедуры реадмиссии и материалы в отношении уроженца <адрес> Мартояна А.Т. направлены в ГУВМ МВД России для подготовки центральным компетентным органом запроса о ремиссии в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики <адрес> о реадмиссии от 20.08.2010 года.

17 мая 2022 года решением Тутаевского городского суда Ярославской области срок содержания Мартояна А.Т. в ЦВСИГ продлен на 3 месяца, то есть до 17.08.2022 года. 14 июня 2022 года из ГУВМ в адрес УМВД России по Ярославской области поступило письмо с ответом центрального компетентного органа Республики <адрес>, в котором сообщается, что Мартоян А.Т. не подлежит реадмиссии, также в письме указано о необходимости сбора дополнительных сведений для повторного запроса.

07 июля 2022 года в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Республики <адрес> о реадмиссии от 20.08.2010 года в адрес ГУВМ направлен запрос о проведении собеседования и материалы в отношении Мартояна А.Т.

12 августа 2022 года УМВД России по Ярославской области получен ответ из ГУВМ, что Посольство Республики <адрес> выражает согласие на проведение в консульском отделе Посольства Республики <адрес> в г. Москве с Мартояном А.Т., в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Республики <адрес> о реадмиссии от 20.08.2010 года.

17.08.2022 г. решением Тутаевского городского суда Ярославской области срок содержания Мартояна А. Т. в ЦВСИГ продлен до 17.09.2022 г.

07.09.2022 г. в консульском отделе посольства Республики <адрес> в РФ состоялось собеседование между консулом и Мартояном А. Т, в результате положительный результат достигнут не был. Официальное письмо о результатах собеседования в адрес УМВД не поступило.

На данный момент происходит подготовка дополнительных материалов для направления повторного запроса о реадмиссии в отношении Мартояна А. Т.

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Ярославской области по доверенности Зажигин С. М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что в настоящее время необходимо получение письменного ответа Посольства Республики <адрес> в РФ о результатах собеседования с Мартояном А. Т, а также подготовка повторного запроса о реадмиссии.

Административный ответчик Мартоян А. Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что с 1991 г. он постоянно проживает на территории РФ, гражданства Республики <адрес> он ранее никогда не имел. В Республике <адрес> никого из близких родственников и никакого имущества не имеет. Его близкие родственники – брат, сын и внучка имеют гражданство РФ, проживают на территории <адрес>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно ст. 1 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики <адрес> о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики <адрес>" (заключено в г. Москве 25.09.2000) (ред. от 24.01.2017) Приложению №2 к указанному соглашению, граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев: паспорт гражданина Республики <адрес> (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах); дипломатический паспорт; свидетельство на возвращение в Республику <адрес> (только для въезда в Республику <адрес>); свидетельство о рождении (для детей в возрасте до 16 лет, только для выезда из Российской Федерации в Республику <адрес>) - действует в течение 6 месяцев с даты начала временного применения настоящих перечней.

В соответствии с абз.1 п.9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии с п. 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 ст.31 указанного закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с ч.5 ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года содержание в специальных учреждениях лиц до исполнения решения о депортации осуществляется только на основании решения суда.

Согласно абз. 4,5 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996 года, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст.38).

При этом данные права в силу ч.3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Мартоян А. Т. был осужден за совершение тяжкого преступления отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония №8» Управления ФСИН России по Ярославской области, освобожден по отбытии срока наказания 17 февраля 2022 года.

28.10.2021 г. Министерством Юстиции РФ в отношении Мартояна А. Т. вынесено распоряжение -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Решением начальника УМВД России по Ярославской области от 06.04.2022 г. начата процедура реадмиссии в отношении Мартояна А. Т.

Согласно заключению, утвержденному зам.начальника УМВД России по Ярославской области 18.03.2022 г., личность Мартояна А. Т. постановлено считать установленной.

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 17.02.2022 г. Мартоян А. Т. помещен в ЦВСИГ УМВД России по ЯО до 17.05.2022 г. в дальнейшем срок его пребывания в специальном учреждении неоднократно продлевался Тутаевским городским судом Ярославской области, последний раз до 17.09.2022 г.

По сведениям Государственной Миграционной Службы Республики <адрес> Мартоян А. Т. не является гражданином Республики <адрес>, не получал документы, подтверждающие гражданство Республики <адрес>, в связи с чем, реадмиссии не подлежит.

Исходя из содержания положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., п. "а" ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 г. в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П, из ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание, как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении, превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 г. N 1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Принадлежность Мартояна А. Т. к гражданству Республики <адрес> до настоящего времени не установлена, процедура реадмиссии на текущий момент невозможна. Повторное направление запроса о реадмисии с дополнительными материалами в отношении Мартояна А. Т. не свидетельствует о реальной возможности ее осуществления, в связи с чем, суд приходит к выводу о невозможности исполнения решения о реадмиссии, а также о том, что нахождение Мартояна А. Т. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области будет носить бессрочный и неопределенный характер, что существенно нарушит его права.

Также суд принимает во внимание наличие у Мартояна А. Т. близких родственников, имеющих гражданство РФ и проживающих в <адрес>, а также отсутствие таковых в <адрес>.

Таким образом, суд не усматривает основания для продления Мартояна А. Т. срока пребывания в Центре содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области и оставляет заявленные административные требования без удовлетворения.

С учетом изложенного, дальнейшее пребывание Мартояна А. Т. в Центре временного содержания граждан УМВД России по Ярославской области до 17.09.2022 г. суд находит нецелесообразным, в связи с чем, административный ответчик подлежит освобождению из указанного учреждения.

В соответствии со ст. 188 КАС РФ суд обращает исполнение решения суда к немедленному исполнению.

руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 268, 269 КАС РФ,

р е ш и л:

Административные исковые требования Управления Министерства внутренних дел России по Ярославской области оставить без удовлетворения.

Освободить Мартояна А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения из Центра временного содержания граждан УМВД России по Ярославской области.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Д. М. Бодров