ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1164/2016 от 23.06.2016 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-1164/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 года Холмский городской суд

Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Рудопас Л.В.,

при секретаре Садомовской К.Г.,

с участием представителя административного истца Сахалинской таможни Чипиковой Е.В.,

административного ответчика Стефурак И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинской таможни к Стефурак И. И.чу о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Сахалинская таможня обратилась в суд с административным иском к Стефурак И.И. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени, указав, что в сентябре 2013 года на т/х «Кинтеки Мару» из порта Отару (Япония) в порт Корсаков по коносаменту от ДД.ММ.ГГГГ № R13-06 в адрес Стефурак И.И. был ввезен автомобиль «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты> В целях таможенного декларирования данного автомобиля 04 сентября 2013 года Стефураком И.И. на Корсаковский таможенный пост Сахалинской таможни была подана ПТД, зарегистрированная за номером 10707030/040913/В0000104, в которой в качестве страны постоянного проживания была заявлена Украина, гражданство – Российская Федерация, документ, удостоверяющий личность, - заграничный паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>, направление перемещения автомобиля – временный ввоз сроком до 04 декабря 2013 года. В феврале 2014 года на т/х «Кинтеки Мару» из порта Отару (Япония) в порт Корсаков по коносаменту от 17 февраля 2014 года № R2-24 в адрес Стефурака И.И. был ввезен автомобиль «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси <данные изъяты>. В целях таможенного декларирования данного автомобиля ДД.ММ.ГГГГСтефураком И.И. на Корсаковский таможенный пост была подана ПТД, зарегистрированная за номером 10707030/260214/В0000118, в которой в качестве страны постоянного проживания была заявлена Украина, гражданство – Российская Федерация, документ, удостоверяющий личность, - заграничный паспорт гражданина Российской Федерации серии , направление перемещения автомобиля – временный ввоз сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В графе «Снято с регистрационного учета в государстве предыдущей регистрации» пункта 3 вышеуказанных ПТД Стефураком И.И. была проставлена отметка в графе с указанием «нет», что свидетельствует о том, что проверяемые автомобили не были сняты с регистрационного учета в государстве предыдущей регистрации (Японии). При осуществлении таможенных операций, связанных с декларированием вышеуказанных автомобилей во временный ввоз, проверяемым лицом в таможенный орган был представлен ряд документов, на основании которых Стефураку И.И. было предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей как иностранному лицу, осуществившему ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства. ДД.ММ.ГГГГСтефурак И.И. обратился на Корсаковский таможенный пост с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, с приложением ряда документов, по результатам рассмотрения которого срок временного ввоза данного автомобиля, задекларированного по ПТД /В0000104, был продлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГСтефурак И.И. обратился на Корсаковский таможенный пост с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, с приложением ряда документов, по результатам рассмотрения которого срок временного ввоза названного автомобиля, задекларированного по ПТД /В0000118, был продлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьями 99 и 131 ТК ТС проведена камеральная проверка физического лица Стефурака И.И. на предмет соблюдения требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов ТС. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Сахалинской таможней в адрес проверяемого лица были направлены требования о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке и соответственно, с целью получения сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а именно: о помещении проверяемых товаров под таможенную процедуру, об их местонахождении, об осуществлении их вывоза с таможенной территории Таможенного союза, уплаты таможенных платежей. До настоящего времени документы и сведения, запрошенные Сахалинской таможней вышеуказанными требованиями, проверяемым лицом не представлены. По информации МРИ ФНС России №2 по Сахалинской области, Стефурак И.И., согласно сведениям Отделения УФМС России по Сахалинской области в Холмском районе, зарегистрирован по месту пребывания: 694620, <адрес> -76; сведений о фактическом адресе места жительства не имеется. Как следует из сведений, представленных Белгородской таможней, автомобиль «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, задекларированный по ПТД /В0000104, ДД.ММ.ГГГГ был ввезен с таможенной территории Таможенного союза по ПТД /Э0505487 через таможенный пост МАПП Нехотеевка Белгородской таможни. Согласно сведениям, полученным от Генерального консульства России во Львове (Украина) через представительство МИД России в <адрес>, при постановке на консульский учет Стефурак И.И. предъявил, в том числе, оригинал временного свидетельства на постоянное проживание на Украине IФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с законодательством Украины, срок действия такого свидетельства не ограничен, но оно подлежит обмену при достижении лицом 25 либо 45 лет. В случае не переоформления свидетельства, оно не может в полной мере удостоверять право данного лица на постоянное проживание на Украине, и не является действительным документом, удостоверяющим факт постоянного проживания лица на Украине. Вместе с тем было установлено, что на момент перемещения проверяемых автомобилей через таможенную границу Таможенного союза гражданин Стефурак И.И. по достижении 45 лет не переоформил указанное свидетельство в установленном законом Украины порядке. Из сведений, полученных от начальника Отряда по борьбе с международной организованной преступностью Управления безопасности на море Японии, следует, что автомобиль марки «Toyota Land Cruiser», № шасси HDJ81-0027194, был снят с регистрационного учета с целью его вывоза ДД.ММ.ГГГГ, его последним владельцем являлась компания по продаже подержанных автомобилей в <адрес>; автомобиль марки «Nissan Terrano», № шасси <данные изъяты>, был снят с регистрационного учета с целью его вывоза ДД.ММ.ГГГГ, его последним владельцем также являлась компания по продаже подержанных автомобилей в <адрес>; регистрационные сертификаты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ гражданину РФ Стефураку И.И. компетентными органами Японии не выдавались. Таким образом, при таможенном декларировании товаров по ПТД /В0000104 и ПТД /В0000118 Стефурак И.И. представил в таможенный орган недействительные документы, которые послужили основанием для предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей, а именно: временное удостоверение на постоянное проживание в Украине серии IФ , выданное ДД.ММ.ГГГГ ВПРФО УМВС в <адрес> (Украина); регистрационные сертификаты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданные транспортным отделением Китами Управления транспорта префектуры Хоккайдо Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии. Соответственно проверяемые автотранспортные средства не подлежали освобождению от уплаты таможенных платежей как транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства, и временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза иностранным физическим лицом для личного пользования на срок его временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год. По результатам камеральной таможенной проверки был оформлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ. На основании действующего законодательства Стефураку И.И. были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ и об уплате таможенных платежей на сумму 1300714,84 рублей и 761301,85 рублей. Оплата таможенных платежей и пени до настоящего времени не произведена. Просит суд взыскать с Стефурака И. И.ча в пользу Сахалинской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в размере 2062016,69 рублей, пени, рассчитанную на день вынесения решения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное административное исковое заявление оставлено без движения, в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к форме и содержанию административного искового заявления.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного определения суда административным истцом подано надлежаще оформленное административное исковое заявление, содержащее расчет размера денежной суммы, составляющей санкцию (пени), согласно которому пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ составляют 205122,65 рублей, пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ составляют 146446,77 рублей, а всего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 351569,42 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление возвращено заявителю по основаниям части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда определение судьи Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материал по административному иску возвращен в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное исковое заявление принято к производству Холмского городского суда.

В судебном заседании представитель административного истца Сахалинской таможни Чипикова Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просила взыскать пени за неуплату таможенных платежей на день вынесения решения суда ДД.ММ.ГГГГ, представив увеличенный расчет пени на сумму 482417 рублей 87 копеек.

Административный ответчик Стефурак И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси WHYD21-<данные изъяты>, по ПТД /В0000104 уже вывезен за пределы страны, автомобиль «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси <данные изъяты> по ПТД /В0000118 был изъят в рамках уголовного дела, которое в настоящее время прекращено, однако, автомобиль ему не возвращен в связи с неуплатой таможенных платежей, которые он не должен платить, поскольку представил надлежащим образом в таможенный орган все документы, подтверждающие временный ввоз названных автомобилей и освобождение от уплаты таможенных платежей.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Согласно статье 277 Таможенного кодекса Таможенного союза, временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Как следует из материалов дела, Корсаковским таможенным постом под таможенную процедуру временного ввоза было помещено транспортное средство, автомобиль марки «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, на основании поданной ДД.ММ.ГГГГСтефураком И.И. пассажирской таможенной декларации /В0000104, а также транспортное средство, автомобиль марки «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, на основании поданной ДД.ММ.ГГГГСтефураком И.И. пассажирской таможенной декларации /В0000118. Срок временного ввоза для автомобиля «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты> по заявлению Стефурака И.И. от ДД.ММ.ГГГГ продлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ. Срок временного ввоза для автомобиля «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси HDJ81-0027194, по заявлению Стефурака И.И. от ДД.ММ.ГГГГ продлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту камеральной таможенной проверки /А0044 от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт представления Стефураком И.И. в таможенный орган недействительных документов при совершении таможенных операций, связанных с декларированием автомобиля «Nissan Terrano», 1994 года выпуска, № шасси <данные изъяты>, по ПТД /В0000104, автомобиля «Toyota Land Cruiser», 1992 года выпуска, № шасси <данные изъяты> по ПТД /В0000118, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, а именно: регистрационных сертификатов, выданных транспортным отделением Китами Управления транспорта префектуры Хоккайдо Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии, а также временного удостоверения на постоянное проживание на Украине серии IФ , выданного ДД.ММ.ГГГГ ВПРФО УМВС в <адрес> (Украина), которое не является действительным документом с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, автотранспортные средства, задекларированные по ПТД /В0000104 и ПТД /В0000118, не обоснованно подлежали освобождению от уплаты таможенных платежей как транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства и временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза иностранным физическим лицом для личного пользования на срок его временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения от 18.06.2010, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 93 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров.

В соответствии положениями статьи 11 Соглашения от 18.06.2010, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения от 18.06.2010, товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию (далее - декларирование) в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

На основании пункта 1 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 114 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств-членов таможенного союза и Законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

На основании пункта 1 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 16 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Согласно пункту 17 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сахалинской таможней в адрес Стефурака И.И. направлены требования об уплате таможенных платежей: от ДД.ММ.ГГГГ – на сумму 1300714,84 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ – на сумму 761301,85 рублей; установлен срок уплаты образовавшейся суммы задолженности не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данных требований. Сведений об исполнении требований таможенного органа материалы дела не содержат, каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих доводы административного ответчика в возражение на требования административного истца суду не представлено.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. За исключением случаев, предусмотренных частями 5 – 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что установленная законом обязанность по уплате таможенных платежей ответчиком не исполнена, в связи с чем со Стефурака И.И. подлежат взысканию: по требованию от ДД.ММ.ГГГГ – таможенные платежи в размере 1160031,96 рублей; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ – таможенные платежи в размере 651019,20 рублей и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 482417,87 рублей.

Уплату государственной пошлины суд возлагает на административного ответчика, на основании ч.1 ст.114 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.140, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сахалинской таможни к Стефурак И. И.чу о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени, удовлетворить.

Взыскать со Стефурака И. И.ча в доход бюджета Российской Федерации таможенные платежи в размере 1811051 (один миллион восемьсот одиннадцать тысяч пятьдесят один) рубль 16 копеек, пени в размере 482417 (четыреста восемьдесят две тысячи четыреста семнадцать) рублей 87 копеек, а всего взыскать – 2293469 (два миллиона двести девяносто три тысячи четыреста шестьдесят девять ) рублей 03 копейки.

Перечислить названные денежные средства на счет получателя – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН 7730176610; КПП 773001001; Банк получателя – Операционный департамент Банка России, <адрес> 701; БИК 044501002; ОКТМО 45328000, номер счета 40.

Взыскать с Стефурака И. И.ча государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 19667 (девятнадцать тысяч шестьсот шестьдесят семь) рублей 34 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Холмский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2016 года.

Судья Л.В. Рудопас