ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1165/19 от 26.04.2019 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1165/2019

73RS0002-01-2019-000976-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 26 апреля 2019 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.

при секретаре Дерюгиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», обществу с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» о признании бездействия незаконным, об устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области (далее также – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» ( далее также - ООО «ПАТП № 2»), содержащим требования:

- признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» по оборудованию здания автостанции в р.п. Тереньга туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров.

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» оборудовать здание автостанции в р.п. Тереньга туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров.

- признать незаконным со стороны общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» практику реализации пассажирам билетов не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга.

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» реализовывать билеты пассажирам до конечного остановочного пункта, а не до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга.

Административный иск обоснован тем, что проведенной прокуратурой района проверкой деятельности административного ответчика выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования.

Согласно частей 1-6 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется Правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с п. 20,21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

-в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства – для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;

- в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) – для других остановочных пунктов.

Согласно подп. 3 п. 4 минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 387, в целых оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:

1) билетная (ые) касса (ы) или билетная (ые) касса (ы) и автомат (ы) для продажи билетов;

2) зал ожидания:

3) туалет;

4) пункт медицинской помощи:

5) комната отдыха водителей с местами для сидения.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства продажа билетов в междугородном сообщении по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань – Ульяновск» осуществляется не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга, здание которой туалетом с отдельными туалетными кабинками с санитарными приборами в количестве исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров не оборудовано.

При этом для приобретения билетов до г. Сызрани пассажиры, в том числе лица пожилого и престарелого возраста, инвалиды, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, иные лица с ограниченными физическими возможностями, беременные, пассажиры с малолетними детьми вынуждены покидать транспортные средства на автостанции р.п. Тереньга для приобретения других билетов до конченого остановочного пункта в отсутствии возможности обеспечить целостность и сохранность ручной клади как того требует п. 55 Правил.

Указанные нарушения законодательства, регулирующего порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования, существенно препятствуют реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации гражданам права на свободу передвижения, не приводят к обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Круг пассажиров автостанции в р.п. Тереньга общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» не может быть определен.

Определением суда от 22 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сызранский автомобильный Транспорт» ( далее также - ООО «САТ»).

В судебном заседании прокурор предъявил уточненное административное исковое заявление, содержащим требования:

- признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» по оборудованию здания автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 г. № 983-72;

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» оборудовать здание автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 г. № 983-72, а именно:

- место расположения общественной уборной и подходы к ней должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и вечернее время;

- в сельской местности уборная должна устраиваться с водонепроницаемым выгребом либо в виде неканализационной общественной уборной типа люфт-клозета;

- выбор места для размещения общественной уборной, ее устройство и оборудование должны быть согласованы с местными органами санитарного надзора (территориальным отделом Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе);

- площадь помещения общественной уборной должна быть следующей: на каждый унитаз или очко – не менее 2,75 кв. м, на каждый писсуар или на каждый 0,75 длины лотка -1,5 кв.м, высота помещений в отдельно стоящем сооружении – не менее 3,2 м;

- общественная уборная должна иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться. В уборной, размещенной в отдельном здании, световой коэффициент естественного освещения должен быть не менее 1:8, электрическое освещение должно обеспечить освещенность в места размещения санитарных приборов не менее 35 лк.;

- общественная уборная должна быть оборудована вытяжной вентиляцией, вытяжная система должна обеспечивать не менее чем пятикратный обмен воздуха. Общественная уборная типа люфт-клозета должна быть обустроена вентиляционным каналом с тепловым или механическим побудителем из выгреба;

- стены и пол в общественной уборной должны быть покрыты легко моющимися материалами, гладкими и водонепроницаемыми (метлахская плитка, цемент, мраморная крошка, пластмасса и др.). Допускается покрытие стен масляной красной;

- выгреб люфт-клозета должен обеспечить полную водонепроницаемость в почву. Для этой цели может применяться бетон, цемент, кирпич, дерево (с прокладкой слоем хорошо утрамбованной глины толщины не менее 0,5 м). Кирпичный выгреб должен быть изнутри оштукатурен с железнением. Деревянные части должны быть просмолены. Люки для очистки выгреба должны иметь плотные, двойные крышки;

- территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована с уклонами для отвода поверхностных вод и озелена;

- общественная уборная должна быть оборудована следующими санитарно - техническими приборами: унитазами, обычными или типа «Генуя», писсуарами, желобами и лотками. Общественная уборная типа люфт - клозет должна быть обустроена чугунными эмалированными воронками. В шлюзах уборных должны быть установлены умывальные раковины. Сидения унитазов и чугунных воронок ( желательно из пластмассы ) должны быть откидными с вырезом в передней части;

-в общественной уборной ( в женском и мужском отделениях ) должно быть предусмотрено устройство унитазов, удобных для пользования детьми;

- признать незаконным введенную обществом с ограниченной ответственностью Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и обществом с ограниченной ответственностью «Сызранский автомобильный Транспорт» практику реализации пассажирам билетов не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 « Сызрань - Ульяновск – Сызрань»;

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и общество с ограниченной ответственностью «Сызранский автомобильный Транспорт» реализовывать билеты пассажирам до конечного остановочного пункта, а не до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 « Сызрань - Ульяновск – Сызрань».

Суду он дал объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Аношина Е.Ю., представляя на основании доверенности интересы административного ответчика - ООО «ПАТП № 2», в судебном заседании не признала иск. Суду с учетом доводов письменного отзыва пояснила следующее.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении по маршруту регулярных перевозок № 524 « Сызрань – Ульяновск» осуществляется открытым акционерном обществом « Сызранский автовокзал» ( Самарская область, г. Сызрань, ул. Московская, 14).

С территории Ульяновского автовокзала, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Полбина, 48, и с территории Тереньгульского диспетчеро - кассового пункта, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, р. п. Тереньга, Сызранское шоссе, 14, продажа билетов на автобусы, следующие по маршруту № 524 « Ульяновск – Сызрань» осуществляется до конечного пункта назначения, обозначенного пассажиром.

Пункты 3, 4 Приказа Министерства транспорта РФ от29 декабря 2015 года № 387 « Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» обязывают в целях оказания услуг пассажирам и водителям разместить на территории автостанции и автовокзала туалеты. В отношении диспетчерско – кассовых пунктов данное требование не распространяется.

Решение о смене статуса « автостанция» на статус «кассовый пункт» было принято в 2016 году, поскольку пассажиропоток через вышеуказанный объект составляет менее 200 человек в сутки.

Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве обязательных требований в части оборудования диспетчерско -кассового пункта туалетом, Обществом в целях создания удобства для пассажиров и водителей, на территории Тереньгулского диспетчерско – кассового пункта оборудован туалет. Туалет имеет две кабины и отвечает санитарным нормам.

Она полагает, что при указанных обстоятельствах, в соответствии с законом, иск прокурора не имеет под собой оснований и подлежит отклонению.

Административный ответчик - общество с ограниченной ответственностью «Сызранский автомобильный Транспорт» о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, в заявлении просил провести судебное разбирательство без его участия.

В данном заявлении сообщается, что общество не признает иск, поскольку он не имеет под собой оснований. ООО «САТ» осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 524 « Сызрань - Ульяновск - Сызрань». Данный маршрут обслуживается не только ООО « САТ», но и другими перевозчиками.

Практика продажи билетов у всех перевозчиков, обслуживающих данное направление, одинакова. Однако иск предъявлен именно к ООО «САТ», что указывает на выборочное и предвзятое отношение к данной организации.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, в заявлении просил провести судебное разбирательство без его участия.

В письменном отзыве сообщается, что административный иск прокурора о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать здание автостанции в р.п. Тереньга туалетом с отдельными туалетными кабинками с санитарными приборами в количестве, исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров поддерживается.

В Тереньгульской автостанции ООО «ПАТП -2» централизованное водоснабжение отсутствует, пользуются приносной водой, внутренние туалеты в здании автостанции отсутствуют. На территории Тереньгульской автостанции имеются надворные туалеты отдельно для мужчин и женщин по 1 очку.

Заинтересованное лицо - Управление государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о месте и времени судебного разбирательства извещены, представители данных лиц в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, рассмотрев административный иск прокурора, выслушав указанных лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего административного дела, пришел к следующему.

Административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПАТП № 2», ООО «САТ» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Сторонам, заинтересованным лицам разъяснена норма, содержащаяся в ст. 62 КАС РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию заявителем и заинтересованным лицом.

Предмет регулирования КАС РФ установлен в статье 1 названного Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Требование истца о признании бездействия ответчика – ООО «ПАТП -2» в части надлежащего обустройства туалета при здании автостанции в р.п. Тереньга, о возложении обязанности привести помещение туалета в надлежащее состояние, подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.

Согласно ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа ( п. 1).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией ( п. 2).

Согласно п. 1 ст. 1 федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 данного закона на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Согласно ст. 7 данного закона требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с п. 20,21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

-в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства – для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;

- в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) – для других остановочных пунктов.

Согласно п. 2 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 387, минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее - Требования) обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее - владельцы автовокзалов и автостанций).

Согласно п. 3 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 387, в целых оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:

1) билетная (ые) касса (ы) или билетная (ые) касса (ы) и автомат (ы) для продажи билетов;

2) зал ожидания:

3) туалет;

4) пункт медицинской помощи:

5) комната отдыха водителей с местами для сидения.ж

Согласно п. 5 данных Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров принимается равным среднесуточному количеству отправленных пассажиров в предыдущем календарном году, определенному на основании учетных данных автовокзалов, автостанции об отправленных пассажиров.

Анализ указанных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что туалет относится к обязательному элементу объекта транспортной инфраструктуры и то, что помещение туалета должно отвечать определенным установленным законодательством требованиям.

В статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 г. № 983-72, установлены такие требования:

- место расположения общественной уборной и подходы к ней должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и вечернее время;

- в сельской местности уборная должна устраиваться с водонепроницаемым выгребом либо в виде неканализационной общественной уборной типа люфт-клозета;

- выбор места для размещения общественной уборной, ее устройство и оборудование должны быть согласованы с местными органами санитарного надзора (территориальным отделом Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе);

- площадь помещения общественной уборной должна быть следующей: на каждый унитаз или очко – не менее 2,75 кв. м, на каждый писсуар или на каждый 0,75 длины лотка -1,5 кв.м, высота помещений в отдельно стоящем сооружении – не менее 3,2 м;

- общественная уборная должна иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться. В уборной, размещенной в отдельном здании, световой коэффициент естественного освещения должен быть не менее 1:8, электрическое освещение должно обеспечить освещенность в места размещения санитарных приборов не менее 35 лк.;

- общественная уборная должна быть оборудована вытяжной вентиляцией, вытяжная система должна обеспечивать не менее чем пятикратный обмен воздуха. Общественная уборная типа люфт-клозета должна быть обустроена вентиляционным каналом с тепловым или механическим побудителем из выгреба;

- стены и пол в общественной уборной должны быть покрыты легко моющимися материалами, гладкими и водонепроницаемыми (метлахская плитка, цемент, мраморная крошка, пластмасса и др.). Допускается покрытие стен масляной красной;

- выгреб люфт-клозета должен обеспечить полную водонепроницаемость в почву. Для этой цели может применяться бетон, цемент, кирпич, дерево (с прокладкой слоем хорошо утрамбованной глины толщины не менее 0,5 м). Кирпичный выгреб должен быть изнутри оштукатурен с железнением. Деревянные части должны быть просмолены. Люки для очистки выгреба должны иметь плотные, двойные крышки;

- территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована с уклонами для отвода поверхностных вод и озелена;

- общественная уборная должна быть оборудована следующими санитарно - техническими приборами: унитазами, обычными или типа «Генуя», писсуарами, желобами и лотками. Общественная уборная типа люфт - клозет должна быть обустроена чугунными эмалированными воронками. В шлюзах уборных должны быть установлены умывальные раковины. Сидения унитазов и чугунных воронок ( желательно из пластмассы ) должны быть откидными с вырезом в передней части;

-в общественной уборной ( в женском и мужском отделениях ) должно быть предусмотрено устройство унитазов, удобных для пользования детьми.

Судом установлено, что административный ответчик - ООО « ПАТП № 2» имеет лицензию № от 16 декабря 2016 года на осуществление деятельности по перевозкам более восьми человек, осуществляет продажу билетов для перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в частности на междугородном сообщении по маршруту регулярных перевозок № 524 «Ульяновск - Сызрань».

Согласно агентскому договору № 181 от 05.12.2017 г. ООО «ПАТП № 2» (Предприятие) обязалось по поручению ООО «САТ» ( Принципал), за вознаграждение, заключать от имени и за счет Принципала договоры перевозки пассажиров и совершать иные, в то числе юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов Предприятия ( далее - Структурные подразделения), по маршрутам, указанным в Приложении № 2 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью ( п. 1.1 договора).

В свою очередь Принципал обязался в частности ( п. 2.3 договора) выделять технические исправные, экипированные автобусы в соответствии с перечнем № 4 к настоящему договору, в надлежащем санитарном состоянии для осуществляет перевозок пассажиров и багажа.

В р.п. Тереньга расположено структурное подразделение ООО «ПАТП -2» ( приложение № 7 к данному договору).

В перечень маршрутов входит маршрут № 524 « Сызрань –Ульяновск – Сызрань» ( приложение № 2 к данному договору).

Согласно договору аренды № 45/16 от 31.01.2016 г. ОАО «ПАТП – 1» (Арендодатель) передал ООО «ПАТП -2» ( Арендатор ) за плату во временное владение и пользование нежилые помещения площадью 75,09 кв.м, оборудованные инженерными системами и коммуникациями, расположенные в здание автостанции по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п.Тереньга, ул. Сызранское Шоссе, дом 14. Объект предоставляет Арендатору в целях размещения диспетчерско –кассового пункта.

На земельном участке, на котором расположено здание автостанции в р. п. Тереньга, имеется надворный туалет, который разделен на две части - отдельно для мужчин и женщин по 1 очку, о чем суду сообщили стороны.

Данная постройка, как сообщил представитель ответчика, используется ОАО «ПАТП -2» в составе арендованного у ОАО «ПАТП – 1» имущества, тем самым является элементом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Данное помещение туалета не соответствует указанным выше требованиям законодательства - 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 г. № 983-72.

О таком несоответствии туалета требованиям законодательства сообщила сторона истца, выявленного в ходе прокурорской проверки, дал показания свидетель Закатимов А.И. – пассажир по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск- Сызрань», который показал, что осуществлял поездки в частности в 2018, 2019 году по указанному маршруту. На территории автостанции в р.п. Тереньга имеется на улице туалет, который имеет две кабинки- женская и мужская, но разделительной перегородки между ними нет. Все доски в туалете прогнили, имеется угроза жизни граждан; воды нет, туалетной бумаги нет; руки помыть негде.

Суду были представлены фотографии, из которых усматривается общий вид такого туалета.

Сторона ответчика – ООО «ПАТП -2» данный довод истца не опровергала в ходе процесса и доказательств в этой части суду не предоставила.

Доводы стороны ответчика о том, что в данном случае в р.п. Тереньга имеет место не автостанция, а кассово –диспетчерский пункт, по отношению к которому законодательно не установлены требования о наличии туалета и что в данном случае наличие такого туалета на территории здания автостанции в р.п. Тереньга - это исключительно добрая воля ООО «ПАТП -2», судом не принимаются во внимание, поскольку не соответствуют закону.

Понятие кассового - диспетчерского пункта, которым именует ответчик –ООО «ПАТП -2» часть арендуемых нежилых помещений в здание автостанции в р.п. Тереньга, действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из буквального содержания и смысла указанных выше норм законодательства - ст. 7 федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 20,21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112; подп. 3 п. 4 минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 387, - объекты транспортной инфраструктуры, в которых реализуются гражданам услуги по продаже проездных билетов, организуется остановка автомобильного транспорта, посадка и высадка пассажиров, нахождение их в данном месте при ожидании прибывающего автомобильного транспорта, должны быть оборудованы туалетами.

В противном случае, в отсутствие туалета будут нарушены права граждан - пассажиров, оплативших услугу по перевозке и имеющих право на пользование элементам транспортной инфраструктуры.

Согласно сообщению Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.04.2019 г. расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров от автостанции в р.п. Тереньга Ульяновской области за период с января 2018 года по март 2019 года составляет 162 пассажира ( 2 434 пассажиров на 15 мес.).

При таком положении следует признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» по не оборудованию территории автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве, исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров, в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.

Следует обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» оборудовать территорию автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве, исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров по сведениям Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (сообщение от 18.04.2019 г.), в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.

Требование истца о признании незаконным реализации пассажирам билетов не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск- Сызрань»; о возложении обязанности устранения данных нарушений, подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.

Согласно частей 1-6 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется Правилами перевозок пассажиров.

Судом установлено, что при посадке пассажиров по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск- Сызрань», на промежуточном пункте, например, после Ульяновска, до р.п. Тереньга, и намерении следовать далее р.п. Тереньга, им продаются билеты лишь до р.п. Тереньга, в результате чего такие пассажиры вынуждены в р.п. Тереньга приобретать билеты для дальнейшего проезда от р.п. Тереньга до конченого их пункта следования.

Такое положение дел было выявлено в ходе прокурорской проверки, о чем суду сообщила сторона истца в ходе судебного разбирательства.

О данных обстоятельствах суду дал показания свидетель ФИО3 (житель <адрес>).

Так, свидетель ФИО3 суду показал, что в <адрес> он проживает с 2002 года. От данного села до р.п. Тереньга в сторону г. Ульяновска расстояние примерно около 17 км. Ему часто приходится ездить на автобусе по маршруту № 524, проезжая через автостанцию в р.п. Тереньга.

Ранее при посадке в автобус от с. Михайловка, водитель выдавал билет и принимал плату до г. Ульяновска, до конечного пункта. Однако с 24.07.2017 г. ситуация изменилась - водитель автобуса стал выдавать билет и принимать плату лишь до р.п. Тереньга и ему приходилось, как и другим таким пассажирам приходилось выходить на автостанции в р.п. Тереньга для того, чтобы приобрести билет для конечного пункта, что создает неудобства. Он полагает, что это нарушает его права пассажира. Такая ситуация с продажей билетов существует и в настоящее время. Водитель автобуса объясняет это тем, что это распоряжение руководства.

По этому поводу он обращался в ООО « ПАТП -2», ему был дан ответ, из которого следовало, что данные ограничения установили в связи с тем, чтобы не было иного заработка у водителей автобусов.

Поскольку такие нарушения не прекратились, он обращался в прокуратуру Тереньгульского района Ульяновской области с соответствующим заявлением.

Эти обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки:

- заявлением ФИО3;

- ответом ООО «ПАТП -2» ФИО3 от 15.05.2017 г., в котором сообщается, что в целях исключения нарушений, допускаемых со стороны водительского состава ООО «САТ» было принято решение закрепить в агентском договоре условие о продаже билетов водителями до ближайшей автостанции, кассового пункта, остановочного пункта;

- ответом Министра промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области ФИО4 от 16.07.2018 г. л, в котором сообщается, что согласно информации, полученной от ООО «ПАТП -2», которое осуществляет продажу билетов на Тереньгульской автостанции, указанный межсубъектный автобусный маршрут обслуживает перевозчик ООО «САТ». Для исключения сокрытия водителями выручки от самостоятельной продажи билетов, при заключении агентского договора ООО «САТ» внесло пункты, предусматривающие, что водитель при посадке пассажира на остановочном пункте без кассы, осуществляет продажу билета лишь до ближайшей автостанции. С целью исключения неудобств пассажиров при указанном порядке продажи билетов, Министерство обратилось в адрес перевозчика ООО «САТ» и ООО «ПАТП -2» по вопросу пересмотра условий заключенного между ними агентского договора, в части исключения пунктов, предписывающих водителям осуществлять продажу билетов только до ближайших автовокзалов и автостанций;

- копиями проездных билетов, представленных ФИО3 от 25.07.2018 г ( выданных водителем для проезда от с. Михайловка до р.п. Тереньги и приобретенных в р.п. Тереньга для проезда от р.п. Тереньга до Б.Ключищ).

Суд, оценив указанные выше доказательства, приходит к выводу о том, что такое положение дел - продажа водителями автобусов ООО «САТ» билетов пассажиров не до конечного пункта назначения, а лишь до р.п. Тереньга, - имеет место вследствие соглашения ответчиков - ООО «ПАТП -2» и ООО «САТ». Такие действия нарушают права пассажиров, предусмотренные законом, в частности п. 1, 2 ст. 786 ГК РФ.

Указанные выше возражения стороны ответчика об отсутствии таких действий судом не принимаются во внимание, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таком положении следует признать незаконным действия ответчиков - ООО «ПАТП -2» и ООО «САТ» - по реализации пассажирам билетов не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск- Сызрань».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и общество с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» реализовывать билеты пассажирам до конечного остановочного пункта, а не до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск-Сызрань».

Таким образом, административный иск прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», обществу с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» обоснован и подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.

Суд не возлагал на прокурора при подаче данного иска обязанность уплаты государственной пошлины, поскольку он освобожден от уплаты такой пошлины в силу закона ( пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ).

Дело разрешилось в пользу истца. При таком положении, в соответствии с п. 1 ст.114 КАС РФ с ответчиков - общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», общества с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» в местный бюджет следует взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб., в равных долях, то есть по 150 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», обществу с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» по не оборудованию территории автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве, исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров, в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» оборудовать территорию автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) туалетом с отдельными туалетными кабинами с санитарными приборами в количестве, исходя из расчетного среднесуточного количества отправляемых пассажиров по сведениям Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (сообщение от 18.04.2019 г.), в соответствии с требованиями, установленными ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72.

Признать незаконным реализацию пассажирам билетов не до конечного остановочного пункта, а до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск- Сызрань».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» и общество с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» реализовывать билеты пассажирам до конечного остановочного пункта, а не до ближайшей автостанции в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области (433360, Российская Федерация, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, Сызранское шоссе, д. 14) по маршруту регулярных перевозок № 524 «Сызрань-Ульяновск-Сызрань».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 150 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сызранский Автомобильный Транспорт» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья А.Г. Дементьев