ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1165/2022 от 22.08.2022 Слободской районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2022 года Дело № 2а - 1165/2022

УИД 43RS0034-01-2022-001596-96

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., рассмотрев в городе Слободском Кировской области в порядке упрощенного (письменного) производства,

дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Кировской области к Важениной Екатерине Вячеславовне о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 13 по Кировской области обратилась в суд с административным иском к Важениной Е.В., указав, что ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию от Важениной Е.В. поступила декларация 3-НДФЛ, в которой заявлена сумма дохода 90000 рублей, полученная от ФИО3, сумма налога к уплате по данной декларации составила 5420 рублей, срок уплаты налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год истек ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок сумма налога административным ответчиком не уплачена. Кроме того, Важенина Е.В., являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ году являлась налогоплательщиком налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогооблажения. Согласно представленной декларации по УСН за ДД.ММ.ГГГГ. рассчитана сумма авансового платежа за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ. в размере 18 рублей, данная сумма взыскана с административного ответчика решением Слободского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за несвоевременность уплаты авансовых платежей по ст. 75 НК РФ начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 3 руб. 20 коп. Также в 4 квартале Важенина Е.В. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, по представленной декларации сумма налога к уплате составила 772 руб., в установленный срок налог не уплачен, за несвоевременность уплаты начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 58 руб. 09 коп., остаток к уплате 54 руб. 32 коп. Также, Важенина Е.В. являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Налоговым органом была рассчитана сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населении в фиксированном размере, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере. В установленный законом срок страховые взносы административным ответчиком в полном объеме не уплачены. За несвоевременность уплаты страховых взносов начислена пеня: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 8 руб. 29 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере 8512 руб. 97 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 1893 руб. 47 коп. Налоговым органом направлялось требование об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ требования об уплате налогов до настоящего времени не исполнены. На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с административного ответчика в доход государства НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5420 руб., пеню в размере 128 руб. 18 руб.; пеню по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 3 руб. 20 коп.; пеню по ЕНВД в размере 54 руб. 32 коп.; пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере 8512 руб. 97 коп.; пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 8 руб. 29 коп.; пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 1893 руб. 47 коп.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Цена настоящего иска 16020 руб. 43 коп., что менее 20000 рублей.

По смыслу статей 291 - 292 КАС РФ возражения административного ответчика против рассмотрения административного дела в упрощенном порядке применительно к случаю, указанному в п. 3 ст. 291 КАС РФ, правового значения не имеют.

Административное исковое заявление в силу п. 3 ст. 291, ст. 292 КАС РФ рассматривается судом в порядке упрощенного (письменного) производства без участия сторон, при этом суд учитывает письменные возражения Важениной Е.В., поступившие в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В указанных письменных возражениях административный ответчик указывает о несогласии с иском в виду наличия тяжелого материального положения, наличия иных долгов и возбужденных исполнительных производств, сформировавшихся по вине третьих лиц. При этом полагает, что поскольку фактически предпринимательскую деятельность она не вела до перехода на «упрощенку», то ЕНВД выплачивать не обязана.

Исследовав письменные возражения и доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (далее - налогоплательщики).

Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 228 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается год.

Согласно декларации 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год Важениной Е.В. общая сумма налога, исчисленная к уплате, составила 5420 рублей.

Сумма налога в размере 5420 рублей в установленный срок административным ответчиком не уплачена.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у ответчика задолженности по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5420 рублей.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременность уплаты налога НДФЛ за 2020 год административному ответчику начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБРФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 руб. 33 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 108 руб. 85 коп.

Представленный административным истцом расчет пени административным ответчиком не оспорен.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Важенина Екатерина Вячеславовна была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, прекратила предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

В период осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлась налогоплательщиком налога по упрощенной системе налогообложения.

Согласно представленной декларации по УСН ДД.ММ.ГГГГ. рассчитана сумма авансового отчета за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ. в размере 18 руб. по сроку уплаты - ДД.ММ.ГГГГ. Указанная задолженность по УСН взыскана с административного ответчика решением Слободского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ За несвоевременность уплаты авансовых платежей административному ответчику начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 3 руб. 20 коп.

Также Важенина Е.В. в 4 квартале ДД.ММ.ГГГГ. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход.

Согласно представленной декларации по ЕНВД за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ. сумма налога составила 772 руб. Постановлением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ взыскана задолженность по ЕНВД за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ года, данное постановление направлено в ССП.

Поскольку в установленный законом срок налог не уплачен за несвоевременность уплаты налога начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 58 руб. 09 коп., остаток к уплате составляет 54 руб. 32 коп.

В силу пункта 1 статьи 419, пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

Налоговым органом рассчитаны суммы страховых взносов, подлежащие уплате Важениной Е.В.

В установленный законом срок суммы начисленных страховых взносов административным ответчиком уплачены не полностью.

Решением Слободского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ в размере 25032 рубля 44 копейки; пеня за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 рублей 12 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5870 рублей 52 копейки; пеня за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 рублей 36 копеек.

В соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом Важениной Е.В. были начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 293 руб. 06 коп. ( остаток к уплате 289 руб. 52 коп.), за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5143 руб. 60 коп. ( остаток к уплате 5141 руб. 54 коп.), за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 3082 руб. 25 коп. (остаток к уплате 5141 руб. 54 коп.);

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 49 руб. 22 коп. (остаток к уплате 48 руб. 15 коп.), за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1131 руб. 61 коп. (остаток к уплате 1131 руб. 18 коп.), за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 720 руб. 29 коп. (остаток к уплате 714 руб. 14 коп.).

Представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам, пени проверены судом, являются арифметически верными, административным ответчиком не оспорены.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговый орган направил Важениной Е.В. требования от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по налогам, страховым взносам, пеням со сроком исполнения, которые в требуемый срок административным ответчиком не исполнены.

Доказательств уплаты Важениной Е.В. на данный момент вышеуказанных пеней, а также наличия оснований для их не начисления суду не представлено.

Также административный истец просит взыскать с Важениной Е.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 08 руб. 32 коп.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Поскольку недоимка по страховым взносам, имела место до 01.01.2017, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, сама сумма недоимки списана налоговым органом 11.02.2022, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, что и было сделано 11.02.2022. Налоговая инспекция с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратила возможность ее взыскания в судебном порядке наряду с пени.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска административному истцу в этой части надлежит отказать.

При этом доводы административного ответчика о наличии тяжелого материального положения, наличия иных долгов и возбужденных исполнительных производств, сформировавшихся по вине третьих лиц, не могут служить основанием от освобождения Важениной Е.В. от уплаты налогов, сборов, пеней установленных законом.

В письменных возражениях административный ответчик также указывала, что подлежит освобождению от уплаты ЕНВД, так как предпринимательской деятельностью не занималась, доходов не имела.

Вместе с тем, главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации не было предусмотрено освобождение плательщиков налогов - индивидуальных предпринимателей, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, от уплаты налога.

Вопреки доводам Важениной Е.В. уплата индивидуальными предпринимателями налогов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 621-0-0 указал на то, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие органы. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Вместе с тем, каких-либо сведений о том, что в спорный период Важенина Е.В. обращалась в уполномоченный орган с такого рода заявлением материалы дела не содержат и в суд представлено не было.

Кроме того, сам налог уже взыскан на основании постановлений налогового органа, предметом взыскания по настоящему делу является лишь пеня за неуплату налога в срок.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ вынесено мировым судьей судебного участка Слободского судебного района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее административное исковое заявление подано в суд налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

При изложенных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с Важениной Е.В. следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» в размере 641 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 291- 292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области удовлетворить частично.

Взыскать с Важениной Екатерины Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход государства:

-налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5420 рублей;

- пеню по налогу на доходы физических лиц в размере 128 рублей 18 копеек;

- пеню по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 3 рубля 20 копеек;

- пеню по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 54 рубля 32 копейки;

- пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 8512 рублей 97 копеек;

- пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г., в размере 1893 рубля 47 копеек;

а всего 16012 (шестнадцать тысяч двенадцать) рублей 14 копеек.

Отказать во взыскании с Важениной Екатерины Вячеславовны пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 8 рублей 29 копеек.

Взыскать с Важениной Екатерины Вячеславовны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» в размере 641 (шестьсот сорок один) рубль.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд.

Судья подпись Ю.Г. Мерзлякова

Решение30.08.2022